Тест "DAF LF Euro 5 для России"


 

Несколько лет подряд европейцы выпускают грузовики с двигателями Евро-6. Из-за низкого качества топлива в РФ их не покупают. Машин нового модельного ряда с моторами Евро-5 буквально раз, два – и обчелся. Появление каждой такой новинки, без преувеличения, событие на российском рынке. Некоторые грузовые автомобили адаптированы для условий эксплуатации в Восточной Европе, а некоторые – специально для России. Одна из них – DAF LF Euro 5. Я опробовал его за рулем в районе столичного аэропорта Шереметьево-2.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Бюджетный «голландец»

Приставка Euro 5 в названии новой серии DAF LF означает экологический класс, которому они соответствуют. Но это не означает упрощений в дизайне или конструкции. Единственное существенное отличие – упрощенная во имя снижения стоимости комплектация.

Новый DAF LF Euro 5 является составной частью европейского ряда коммерческих автомобилей для региональной и городской доставки грузов. В продуктовой линейке для России и Восточной Европы те же модификации, что и для стран ЕС: на 12, 14, 16 и 19 т. Моторы Евро-5 лояльнее к качеству дизтоплива, а значит, надежнее и долговечнее в работе. Заявленный ресурс без капремонта – 700 тыс. км. Наработка на отказ 10% деталей всей конструкции у DAF LF составляет 1,7 млн км. По всем параметрам модель заслуживает внимания транспортных компаний. Не избалованные российские перевозчики уже к ней присматриваются.

Заказчикам доступны три версии кабин: дневная Day Cab длиной 160 см, удлиненная дневная с дополнительным пространством для хранения багажа Extended Day Cab и 200-сантиметровая спальная Sleeper Cab. Внутри все так же, как в DAF LF Euro 6, только чуточку скромнее. Например, между креслами нет съемного ящичка для мелочевки. Да и верхнюю часть моторного туннеля можно было использовать продуктивнее, например, добавив вещевой пенал. Нет отделки передней панели под дерево. Кнопок управления оборудованием меньше, но гнезда с заглушками все-таки есть. Карманов и углублений предостаточно.

Бампер изготовлен из гальванизированной стали и обладает повышенной стойкостью к ударам. Для наших перевозчиков это весьма актуально: найти машину с не поврежденным бампером не так-то просто. Передние фары из небьющегося материала Lexan. Нейтральный белый цвет кабины служит хорошим фоном для логотипа компании-перевозчика.

 

Эргономистам – зачет

Автомобиль хорошо продуман в плане эргономики. Двери открываются под прямым углом, алюминиевые ступени широкие, вертикальные поручни встроены намертво. Угловые дефлекторы хранят чистоту дверных ручек, а крупные ячейки и «шипы» в подножке – задерживают грязь с обуви. В 12-тонном варианте с колесами размером 17,5 дюймов высота пола над уровнем дороги составляет 89 см. В тяжелых версиях посадка водителя более высокая. Например, при колесах 19,5” пол и проезжую часть разделяют 98 см, а при 22,5” – уже 111 см. Во всех случаях видимость из-за руля отличная.

Внутри DAF LF Euro 5 радует простором. Сиденья имеют практичную серую обивку. Руль с кнопочным управлением регулируется по углу наклона и вылету. Кнопки слева управляют радио и телефоном, а правые отвечают за круиз-контроль и ретардер. В центре комбинации приборов установлен 5-дюймовый цветной дисплей, дающий информацию 32 языках, включая русский. Циферблаты не бликуют, что позволяет быстро считывать показания. Все кнопки и рычаги под рукой.

В центральную консоль встроены два разъема DIN для установки Truck Navigation Radio, в которое помимо приемника и CD-плеера входит навигатор и USB-порт. Второй USB-разъем есть справа от сиденья водителя. Там же и розетка на 24 В. Система Driver Performance Assistant (DPA) выводит на центральный дисплей сведения о расходе топлива в режиме реального времени, торможении и прогнозируемом поведении. Автоматически отображаются советы по экономии топлива, переключении на другую передачу, давлении воздуха в шинах, настройке спойлера и т.п.

 

Приятные обновления

У DAF LF Euro 5 новая ходовая часть, давшая выигрыш в грузоподъемности до 60 кг. Внутри удачно расположены пневмобаллоны и хорошо изолированная электропроводка. Снаружи осталось место для инструментальных ящиков и ресиверов. Запаска крепится в заднем свесе. Даже система Engine Aftertreatment System со встроенным каталитическим конвертером SCR отличается компактностью.

Бонус для российских транспортников: на 12-тонной версии есть межколесная блокировка дифференциала – она включается клавишей на передней панели. И еще один сюрприз: работу светотехники можно проверить с помощью нового ключа дистанционного управления.

Потенциально интересна для рынка РФ интересна 19-тонная модель со строительными генами. Бампер на ней крепится выше обычного, что обеспечивает угол въезда в 25 град. Дорожный просвет в 320 мм позволяет увереннее торить бездорожье. От попадания камней, веток деревьев и комьев грязи радиатор и масляный поддон бережет решетка из оцинкованной стали толщиной 3 мм. У радиатора есть и антимоскитная сетка, берегущая двигатель от теплового удара.

«Строитель» оснащен ассиметричной параболической задней подвеской и мостом SR13.39 для повышенных нагрузок. Спереди применяются традиционные рессоры. В задней части рамы предусмотрены отверстия для шарнирных скоб, приводящих в действие механизм опрокидывания самосвальной платформы. Достойные перемены, не так ли?

 

Двигатели и коробки

Для покупателей DAF LF Euro 5 подготовлены 4-цилиндровые двигатели PACCAR FR рабочим объемом 4,5 л и 6-цилиндровые PACCAR GR объемом 6,7 л. Моторы обладают мощностью 207, 250, 286 л.с. и развивают пик крутящего момента в 760, 950 и 1020 Нм. Все двигатели оснащены системой нейтрализации с SCR. На тестовом варианте установлен самый скромный 207-сильный агрегат, который обозначается шильдиком «210». Для города его достаточно, зато хозяин получает выигрыш в начальной стоимости – она ниже, чем у более мощных версий.

DAF LF Euro 5 получил 6-ступенчатые ручные коробки передач ZF и «автоматы» ZF AS Tronic. Кроме самой скромной 12-тонной версии все остальные могут быть оснащены и 9-ступенчатой «механикой» того же производителя. На предоставленном для теста автомобиле используется 6-ступенчатая «механика»: простая, проверенная, надежная. Водители на дистрибьюторских грузовиках к «автоматам», честно говоря, не привыкли. Так зачем переплачивать?

Топливные баки из пластика и алюминия имеют объем от 115 до 430 л, емкости под AdBlue – 25 и 50 л. Важнее другое: если на европейских версиях DAF LF после 50 часов работы без реагента происходит падение мощности двигателя, то российские грузовики будут комплектовать функцией отключения падения мощности двигателя. В наших условиях это дорогого стоит.

 

Кузова и кузовки

На российский рынок DAF LF Euro 5 выходит только в двухосном исполнении 4х2. Вариантов по грузоподъемности несколько, но шасси полной массой 7,5–12 т на шинах 17,5” (как наш тестовый грузовик) обладает полезной нагрузкой от 4,2 до 8,5 т. Для сравнения: версии массой 14 и 16 т на колесах 19,5” способны везти от 9,7 до 11,7 т. Грузоподъемностью в 13-14 т обладает 19-тонный грузовик на колесах размером 22,5”, а полная масса автопоезда доходит до 28 т.

Важна не только грузоподъемность: конструктивно «голландец» хорошо приспособлен для монтажа разных надстроек. Например, для самосвальных платформ Meiller Kipper (Германия) и Wielton (Польша). Закорки LF Euro 5 годятся для установки строительных кузовов «Бецема» из подмосковного Красногорска, «Штурман Кредо» из Набережных Челнов и «Эф Джей Групп Раша продакшн» из Санкт-Петербурга. В перспективе на его шасси появятся фургоны «Мосдизайнмаш» из подмосковного Белоусово, «Эмма» из Набережных Челнов, «Центр ТрансТехМаш» из Рязани, Автомеханического завода из Нижнего Новгорода. Прорабатывается вопрос применения мусоровозных надстроек Zoeller (США).

 

Вердикт новобранцу

На ходу DAF LF Euro 5 с надстройкой фирмы ЕМА неплох. Честно говоря, никакой разницы с Euro 6 не чувствуется. При поворачиваемых на угол 53 град. передних колесах маневренность у машины отличная. Можно развернуться в два-три приема там, где на другом автофургоне с длинной базой придется делать пять-шесть подач вперед-назад. Легкости управления способствует гидоусилитель с удачно подобранным передаточным отношением и хорошая обзорность.

На ходу «голландец» стабилен: четко следует заданным курсом, не рыщет и не козлит. В поворотах не ощущается сильного углового крена, если только вы не вошли в поворот, как Шумахер. По зеркалам и окнам легко контролировать габариты, что очень важно при проезде участков с уймой припаркованных легковушек. Гасить скорость тоже несложно: при резком нажатии на педаль тормоза срабатывает EBS третьего поколения. С ней тормоза предсказуемые и очень хваткие.

Широкая пологая полка крутящего момента двигателя позволяет реже переключаться с одной передачи на другую, что для городских перевозок – сущее благо. Уровень шума в кабине небольшой, вибрации отсутствуют, печка мощная. Управлять такой машиной действительно приятно. Даже заявленный интервал между ТО в 60 тыс. км радует, хотя в РФ его наверняка рубанут пополам.

Совокупность достоинств делает DAF LF Euro 5 привлекательным для перевозчиков РФ. Экономичность и низкие эксплуатационные затраты в условиях, когда бизнесмены и их клиенты теперь считают каждую копейку, переоценить трудно. Важно только, чтобы розничная цена не отпугнула потенциальных клиентов. Впрочем, доступность новому продукту обеспечивают финансовые инструменты – кредит, лизинг, рассрочка. Главное – выбрать то, что вы потянете. В остальном «голландец» способен приносить не только радость, но и прибыль – собственно, для этого новый подвижной состав и приобретают.