Тест-драйв "На трассе – русские «немцы»"



На исходе июня ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (МБТВ) организовало автопробег пяти разных грузовых автомобилей по формуле «3+2». Покорять расстояния отправились фургоны на базе Axor и два Atego 4х2, изготовленные на заводе в Набережных Челнах. В одном строю с ними оказались рефрижератор Actros 6x2 и седельный тягач Actros Black Edition, изготовленные в Вёрте (Германия). В течение первого дня мне довелось проехать за рулем четырех из пяти машин. Спешу поделиться впечатлениями.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Однажды семь лет спустя

В 2015-м автопробег «Грузовики, которым доверяют» организовали в честь 5-летнего юбилея сборки немецких автомобилей в России. С момента пуска производства в 2010 г. на заводе Mercedes-Benz в Набережных Челнах произведено почти 8000 ед. MB Actros, Axor и Atego. В 2015-м доля техники со звездой среди членов «Большой семерки» выросла до 18%. Трехдневный автопробег по транспортным артериям общего пользования был задуман как проверка надежности, доступности и эффективности грузовиков.

Идею автопробега одобрил новый генеральный директор МБТВ Хайко Шульце.

Маршрут протяженностью 1031 км разбили на три участка. Первый, от Набережных Челнов через Альметьевск до Тольятти, самый протяженный – 405 км. Второй, из Тольятти до Казани, растянулся на 367 км. Третий был самым коротким – всего 259 км. Перевозчики скажут, что это не расстояния: за день они нередко проезжают вдвое, а то и втрое больше. Но цель накрутить как можно больше километров и не стояла. Важнее была оценка обзорности и управляемости автомобилей, эффективности бортовых систем, от штатных тормозов до опционных электронных помощников. На каждом этапе наметили по нескольку пунктов контроля и пересменки водителей. На первом этапе их было четыре, на втором этапе – два, на третьем – снова четыре. Стартовым пунктом автопробега и финишной точкой стала территория дилерского центра ООО «Камавтокомплект».

Из трех машин, изготовленных в России, два – это Atego 1222L. Один из них с колесной базой 4760 мм, короткой дневной кабиной S белого цвета, изотермическим фургоном «МосДизайнМаш» внутренним объемом 39 м3 и задней пневмоподвеской. Второй с более короткой базой 4160 мм, редкой для данного класса спальной кабиной L синего цвета, изотермическим фургоном «Пеликан Вэн» полезным объемом 26 м3. На обеих моделях используется двигатель Евро-5 мощностью 218 л.с. и максимальным крутящим моментом 810 Нм.

Изотерма «МосДизайнМаш» внутренним объемом 35 «кубов» стояла и на раме Axor 1824L с расстоянием между осями 4500 мм, кабиной S красного цвета. Автомобиль оснащен 238-сильным двигателем Евро-5 с пиком крутящего момента в 850 Нм. Коробка передач хотя и отличается от аналогов на остальных машинах, по сути все равно 6-ступенчатая механическая.

Технику made in Gemany представляли две версии флагманской модели. Первая – Actros 2541L с базой 5400 мм, красной кабиной L с низкой крышей и спальным местом, изотермой Schmitz Cargobull объемом 49 м3. Под кабиной стоит 408-сильный двигатель Евро-5 с максимальным крутящим моментом 2000 Нм. Коробка передач Mercedes PowerShift 2 имеет 12 ступеней с автоматическим переключением. Самым представительным стал седельный тягач Actros 1851LS с двуспальной кабиной Megaspace лимитированной серии Black Liner. Обычно такие машины красят в черный или белый цвет, но заказчики из России уговорили немцев использовать вишневый «металлик». На раме стоит 510-сильный (2400 Нм) двигатель Евро-5 и 12-ступенчатая коробка передач Mercedes PowerShift 2.

 

Верхом на эксклюзиве

Я стартовал за рулем Actros 1851LS Black Liner. Возникло впечатление, что на этом автомобиле работаю много лет – настолько все знакомо! Но отделка отличается роскошью, и на борту несколько незаменимых помощников водителю: система стабилизации курсовой устойчивости, интеллектуальный ассистент торможения второго поколения, система поддержания заданной дистанции, система контроля полосы движения. В транспортных компаниях российских перевозчиков такого изобилия днем с огнем не сыскать, да и в Европе Full Option – большая редкость. Оно и понятно: демо-трак напичкан для демонстрации систем, доступных за доплату. На борту есть гидравлический ретардер Voith, автоматический климат-контроль, датчик дождя с автоматическим включением света фар. К услугам экипажа – холодильник в выдвижном ящике под спальной полкой. Кармашков и полочек столько, что фантазии не хватит, чем их заполнить.

Слева и справа на раме навьючены два топливных бака емкостью 450 и 550 л. С таким резервом при среднем расходе 32 л/ 100 км весь маршрут автопробега можно преодолеть трижды! Но это для автопоезда, а для «головы» расход менее 20 л/ 100 км. А вот насколько хватит 95-литрового бака AdBlue, сказать сложно. Высокая посадка обеспечивает великолепный обзор: за рулем сидишь, как на троне. Но если неправильно отрегулируешь жесткость подвески сиденья, весь эффект пойдет насмарку – либо будешь ощущать копчиком все неровности дороги, либо станешь прыгать до потолка.

Мотор работает ровно, тихо и стабильно. Обороты холостого хода небольшие, переключение передач незаметное. Педалью газа легко регулировать ускорение и держать стрелку тахометра в зеленой зоне. Пустую «голову» на ухабах то и дело покачивает, и остается сожалеть, что за спиной нет груженой фуры. В колее приходится напрягать мышцы рук – руль норовит вырваться, как пойманный заяц. Зато на участках без колейности «немец» идет как трамвай по рельсам. Экспериментирую с дистроником и круиз-контролем. Системы удобные, эффективные, но для максимальной отдачи требуют навыков. Пролистываю показания борткомпьютера и вижу: расход ДТ 19,7 л/ 100 км. Неплохо, но для одиночного тягача не показательно.

 

Бюджетный Atego

Сегодня на дорогах России то и дело мелькают Atego. Но когда он появился в РФ, было немало скептиков: мол, дорогому по стоимости «немцу» ловить нечего – есть дешевые «корейцы», «японцы» и отечественный автопром. Но немецкие грузовики стали популярны с российскими кузовными надстройками «МосДизайнМаш», «ИнтерПайпВан», «Пеликан Вэн», «Центр ТрансТехМаш» и других фирм.

Белый Atego 1222L с короткой дневной кабиной «Спи дома» – типичный городской доставщик, укомплектованный по минимуму. Зато автомобиль вынослив, экономичен, надежен и безопасен. Даже в российской сборке он держит стандарты качества. Эргономика мерседесовская, а значит, за рулем удобно. Впрочем, есть и ворчуны, которым и хромированная звезда в чем-то не угодила.

Двигаюсь через Черный Ключ, Красный Яр, Ульяновку, Старые Кутуши, Андреевку, Бурметьево. Далее – по указателю на Нурлат. Механическая 6-ступенчатая коробка передач не создает проблем с переключением и позволяет предсказуемо тормозить двигателем. Моторный тормоз не всегда эффективен, но иногда приходится использовать и рабочие механизмы. Передняя рессорная и задняя пневматическая подвеска ведут себя покладисто, но и тут непонятно, с чем сравнивать: загрузка-то не полная. Зато ее не пробивает и в избыточной мягкости ее не упрекнешь. Объема пластикового топливного бака в 180 л для города, может, и достаточно, но для трассы маловато, впрочем, как и 25-литровой емкости AdBlue.

 

Atego со «спальником»

Вот и третий чек-пойнт за Нижним Абдулово. Пересаживаюсь во второй Atego. Вскоре жара сменяется тропическим ливнем. Разъезд со встречным транспортом на узкой полоске асфальта превращается в испытание. Держать руль сложно, обзорность ухудшилась, и только успевай глядеть, чтобы не снести зеркал или не зацепить колесами обочину, поверхность которой стала сродни жирной сковородке. Особенно сложно на участках колейности, где продавленные тяжелым транспортом борозды быстро заполнились водой. Дворники едва-едва справляются с потоками воды, и ситуацию ухудшают «водяные ванны» из-под колес встречных большегрузов. Окна начинают запотевать, но система отопления постепенно справляется. Правда, не так быстро, как хотелось бы, отчего приходится опускать окно и протирать зеркало тряпкой.

Еду по указателю на Тенеево. По пути встречаются светофоры, лежачие полицейские, и число переключений даже трудно сосчитать. В таких условиях добиться низкого расхода топлива сложно. Коробка отличается выверенным алгоритмом, и попасть «не в ту передачу» надо уметь. Поворачиваю по указателю «Кошки», затем на Борма, но и тут словно прошли танки! На машине стоит ограничитель в 90 км/ч, и Правил я не нарушаю, но другие водители грузовиков даже на такой дороге жмут на всю железку…

 

Между Atego и Actros

Широкий придорожный карман использую для фотосессии нашего каравана. Несколько минут – и можно возобновлять движение, теперь уже к конечному пункту первого дня. В городе, названном именем итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти и ставшем родиной «Жигулей», я бывал не раз, но только в роли пассажира. Теперь предстоит гостить в качестве водителя Mercedes-Benz Axor 1824L.

По сути, это шасси Actros с кабиной Atego (версия S с низкой крышей). Стесненным себя здесь не чувствуешь: за спинками кресел есть свободное пространство для сменной обуви, одежды и других вещей. Оснащение стандартное: электронный ограничитель скорости до 85 км/ч, круиз-контроль, моторный тормоз, информационная система водителя Telligent. На раме установлен 400-литровый топливный бак и 95-литровый бак с AdBlue. Коробка передач – 6-ступенчатая «механика», удобная и предсказуемая. Но есть и нюансы. При скоростном вхождении в поворот появляется валкость, и приходится корректировать траекторию рулем. На определенных режимах звук работающего двигателя заставляет собеседников повышать голос. В общем, при желании есть, к чему подкопаться. Но в целом впечатление об автомобиле хорошее.