Внедорожная спецтехника "Для бездорожной среды и дорожных направлений "



Шарнирно-сочлененный самосвалы наше машиностроение долго обходило стороной.  Это направление начали возрождать впервые после распада Союза ССР, но противостоять десятилетиями развивающимся зарубежным «змееходам» еще не получается...

 

И не догнать, и не перегнать…

Пока имеем только робкие шаги. Летом 2014-го «Промтрактор» (Чебоксары) уже в который раз демонстрировал на СТТ самосвал с сочлененной рамой «Четра» С33, история которого тянется еще с 2013-го. В нынешнем году уже обошлось без него: то ли не пошло, то ли не сладилось, то ли еще в работе. В том же 2014-м Кировский завод (Санкт-Петербург) давал премьеру самосвала нового поколения «Кировец» К-708.2. В нынешнем году на СТТ ни той машины, ни какой-либо ее модификации уже не было. Скорее всего, заводу не до нее.

Более уверенно в этот нише держится Беларусь: осенью «БеЛАЗ» уже традиционно показывал свои серийные шарнирно-сочлененные самосвалы повышенной проходимости МоАЗ-7506 грузоподъемностью 36 т, МоАЗ-4075 (16 т), МоАЗ-75041 (27 т) и подземный самосвал сочлененного типа МоАЗ-75840 (40 т), изготовленные в цехах подведомственного холдингу Могилевского автомобильного завода.

На этом список можно закрыть и даже поставить жирную точку: на российские самосвалы шарнирно-сочлененного типа в РФ ставки пока никто делает, поскольку наши хозяйственники на «полуфабрикаты» не  охочи. В нише самосвалов с ломаной рамой у нас, как и в прошлые годы, лидерство за шведами из Volvo Construction Equipment (Volvo CE).

В разные годы доля Volvo в емкости рынка колебалась, но первую позицию за последние 15 лет шведы никому не уступали. К примеру, пять лет тому у Volvo CE в России было где-то две трети торговой емкости рынка (61%). Потом пошел спад. В 2011-м производитель держал в пределах 50% российского рынка, в 2012-м – 39%, в 2013 году – чуть больше 40%. Но уже к финишу четвертого квартала 2014-го Volvo едва ли не отвевал позиции пятилетней давности, удерживая почти 57% объемов торговли самосвалами сочлененного исполнения.

В этот период вторая ступенька в рейтинге продаж, как и два-три года тому, прочно закрепилась за Caterpillar (США). Если, к примеру, по итогам 2012-го он удерживал 23% емкости рынка двухзвенных самосвалов (второе место после Volvo), то на финише 2014-го Cat взял уже 27% рыночной емкости. Почти бессменный «бронзовый призер» российской торговой площадки в сегменте сочлененных самосвалов южноафриканско-немецкий производитель BELL Equipment имел в 4 квартале 2014-го почти 9,1% рынка, уступив парочку процентов лидерам. К слову в нынешнем сезоне на СТТ-2015 он практически в одиночку отстаивал нишу сочлененных самосвалов, показав лидирующую на рынке России модель сочлененного самосвала B40D.

Присутствующие на российском рынке Liebherr, Komatsu, Terex, John Deere, Case, Doosan, JCB, Hydrema и даже китайский XCMG особого влияния на емкость торговой площадки ни в прошлом году, ни в первом полугодии 2015-го не оказывали. В импортных поставках 2014-го на таможенную территорию России они все вместе даже не набрали и 7% от общего объема ввоза. По итогам нынешнего первого полугодия ожидается еще меньший результат.

 

Самый настоящий подкуп

Производители нынче стремятся не удивить, а подкупить потребителя. Речь идет не об обмане, а об инновациях, которые облегчают труд водителя и снижают стоимость владения машиной. Тот же Volvo CE в прошлом сезоне начал модернизацию самосвалов обновленной серии F с уже знакомой цифровой индексацией моделей (A25F, A30F, A35F, A35FFS, A40F и A40FFS). Упор сделан на уменьшение энергопотребления за счет экономичности двигателей и уменьшения энергопотребления систем гидравлики, вспомогательных узлов ходовой и трансмиссии в целом.

У «шведа» здесь едва ли не в каждом узле и агрегате угадывается курс на экономию. Позаимствованная с магистральных машин система замедления автоматом срабатывает на спуске, регулируя скорость с помощью торможения колесами и торможения двигателем.

К инновационным наработкам, направленным на экономию, относится автоматическая система распределения тягового усилия (АТС) и блокировка дифференциалов, которые уже не в опции, а в стандартной комплектации. Бортовой компьютер, снимая в режиме реального времени информацию с многочисленных датчиков и сенсоров, успевает моментально ее обрабатывать с «привязкой» к дорожным условиям и автоматически переключать систему привода 6х6 и 6х4 для снижения потребления топлива. При необходимости эта же автоматика даст команду на увеличение тяги, если того требует дорожная ситуация.

John Deere, выступивший на СТТ-2015 без самосвалов-сочлененников и без их демо-шоу, как в прошлые годы, тоже начал ставить на все свои новые самосвалы (370E, 410E) специально созданную трансмиссию ZF с мощным механизмом автоматического замедления, маслоохлаждаемые дисковые тормоза мокрого типа с гидравлическим приводом, систему блокировки межколесного и межосевого дифференциала.

Осенью Komatsu (Япония) создала новую модель самосвала HM400-3M0, снабдив его интеллектуальными способностями. На машину 40-тонной грузоподъемности поставили экономичный двигатель SAA6D140E-6 (350 кВт) с усовершенствованной системой управления тягой. Особенно востребована она на мягких, переувлажненных грунтах, участках дорог с кашицей из грязи. Каждое колесо получило датчик скорости: информация позволяет контролировать проскальзывание шин, а когда нужно – бортовой компьютер включает блокировку. Для очень сложных дорожных условий, когда скольжение невозможно остановить блокировкой, колеса оснастили дополнительными независимыми тормозами, что восстанавливает сцепление и придает технике нужную управляемость.

Главная особенность новой КПП K-ATOMiCS. в плавности замедления и ускорения, а также в очень чутком реагировании на дорожную ситуацию при автоматическом выборе передачи, в результате чего скорость удачно согласуется с оборотами двигателя. Это помогает снизить расход топлива на транспортных операциях.

На улучшенную трансмиссию сделала упор и компания Caterpillar, которая к нынешней весне выдала «на-гора» самосвалы грузоподъемностью 32,7, 38 и 41 т. Изюминка в доработанной коробке передач с расширенной функцией электронного управления. В частности автоматика теперь отвечает за регулирование силы тяги, движение при подъеме, спуске, определение полезной нагрузки.

Terex, давший в средине прошлого лета старт самосвалам модельного ряда TA300 и ближе к осени серии TA400, ставку сделал на моторный стандарт Tier 4 Final с экологической обвязкой силовых агрегатов, специально под этот проект приобретаемых у шведской Scania. Там используется избирательная каталитическая нейтрализация SCR и система рециркуляции отработанных газов EGR. Сажевый фильтр DPF уступил место катализатору выпускных газов DOC. Моторы породнили с новым электронным блоком управления, который улучшает эффективность торможения на крутых спусках, экономя владельцу техники дорогостоящее топливо и позволяя водителю сосредоточиться на вождении.

В последнюю декаду прошлой осени Doosan вывела на рынок сочлененные самосвалы DA40-5 и DA30-5 с двигателями Scania, работающими по технологии сочетания рециркуляции отработавших газов и селективного катализатора для повышения экологичности. Моторы DC9 (365 л. с.) для 28-тонного по грузоподъемности самосвала DA30-5 с вместимостью кузова 17,7 куб. м. и DC13 (490 л. с.) для 40-тонного DA40-5 с кузовом емкостью 26 куб. м. получились экономичными. В первом случае расход соляры в час не превышает 18 л, а у «сороковки» – в пределах 20,4 л/ч.

 

Лишнее не загружать и не возить

Читатель наверняка обратил внимание, что в двух моделях сочлененных самосвалов Volvo буквенные индексы расширены за счет аббревиатурной прибавки FS, т.е. Full Suspension (подвеска всех колес). В таком исполнении машины имеют полностью гидравлическую переднюю и заднюю подвеску. Такой самосвал передвигается на более высоких скоростях в самых тяжелых условиях. Соответственно, выработка на единицу времени будет выше, а количество кругорейсов за смену вырастет.

Мелких деталей, направленных на снижение затрат и экономию, много. К примеру, встроенный механизм контроля загрузки On Board Weighing (OBW) не только мониторит сменную выработку машины: оптимально выдержанная грузоподъемность помогает минимизировать износ машины, исключить ее перегруз, повреждение шин и, конечно же, избежать перерасхода топлива.

Помимо информации на дисплее о загруженности машины, появились внешние атрибуты контроля – фонари-индикаторы загрузки над кабиной. Оператор погрузчика/экскаватора визуально видит степень загруженности самосвала по цвету загорающихся фонарей. Желтый цвет, выдаваемый системой взвешивания самосвала, означает частичную загрузку, зеленый – номинальную, а красный сообщает о перегрузке.

Информация о загрузке также передается для анализа, хранения в диспетчерский центр при помощи телематической системы Volvo CareTrack. По каналам связи идет и вся информация о машине, начиная от расхода топлива, работы систем, узлов с полной их диагностикой, до напоминания о необходимости технического обслуживания и т.д.

К слову, демонстрируемый прошлым летом в Москве компанией Bell Equipment самосвал с ломаной рамой семейства E-Series B30E (240 кВт, Tier 4-Interim/Stage IIIB) тоже самый что ни есть «умник» и «чистюля». Здесь используется технология избирательной каталитической нейтрализации SCR, а для выбора необходимой мощности двигателя с экономным режимом расхода топлива поставили электронный контроль тормоза-замедлителя.

У машин этой серии новая бортовая система диагностики с более детализированной информацией, а также усовершенствованной функцией раннего предупреждения поломок. Бортовой компьютер хранит данные за последние 72 часа работы машины. Вместе с обновленной системой диагностики машина получила систему спутникового мониторинга парка техники Fleetm@tic. Потому более поздние данные о работе машины можно найти на сервере.

На B30E тоже появилась система бортового измерения загрузки и массы транспортного средства On-Board Weighing (OBW). Операторов подкупает также электронная система помощи при трогании на уклонах Hill Assist, система предотвращения высыпания Bin Tip Prevention с кренометром. Для повышения стандартов безопасности разработчики поставили автоматику активации блокировки межосевого дифференциала (IDL). Она полностью перевела на автоматический контроль выбор тягового усилия: сенсор межосевого дифференциала сразу улавливает момент, когда ось теряет сцепление и без вмешательства водителя самостоятельно включает функцию IDL.