Автокомпоненты "Есть русский Евро-5!"


 

 

Современный двигатель Mercedes-Benz ОМ646 экологического класса Евро-5 теперь выпускают в России. С 1 января 2016 г. АО «Мерседес-Бенц РУС» начало серийное производство таких моторов в Ярославле, на мощностях АО «Автодизель», где выпускают силовые агрегаты ЯМЗ. Их изготавливают в двух вариантах мощности - 109 и 136 л.с., для бюджетных фургонов и микроавтобусов MB Sprinter Classic нижегородской сборки. Тем самым представительство немецкой компании Mercedes-Benz Vans предвосхитило повсеместное введение норм Евро-5 в России.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Вне конкуренции

Сначала о главном: на рынке РФ нет прямых конкурентов мотору ОМ646: у ближайших конкурентов и локальных производителей отсутствуют двигатели экологического стандарта Евро-5. Импортеры предлагают только модели класса Евро-4, но они находятся в другом, более высоком ценовом диапазоне – для техники розничной ценой от 2 млн руб.

Евросоюз ввел экологические нормы Евро-5 в 2009 г., а аналогичные технические нормативы в РФ появились только в 2014-м (Технический регламент №609). Сборку двигателей ОМ646 начали осуществлять в середине ноября 2015 г., тогда как законодательно базовые ТС должны будут отвечать новым нормам с 1 января 2016-го (согласно Постановлению Правительства РФ №730 от 30.07.2014), а шасси кузовостроителей – с 1 января 2017-го.

Новый двигатель ОМ646 DE22LA предназначен для установки в Mercedes-Benz Sprinter Classic, который с середины 2013 г. производят на заводе Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Новые моторы Евро-5 будут ставить и на цельнометаллические фургоны грузоподъемностью 3,5 т.

 

 

По-немецки или по-русски?

На здании, в котором собирают новый мотор, висит крупный логотип ЯМЗ-530. Дело в том, что оба производства (ЯМЗ и Mercedes-Benz) соседствуют друг с другом. Площадь цеха по сборке ОМ646 занимает 6300 м2, на которых установлено 43 ед. производственного оборудования – преимущественно станков и линий европейских фирм. Номенклатура производства составляет четыре позиции, а технологических процессов здесь семь. Штатный персонал насчитывает 94 человека, включая 16 сотрудников РСС.

Еще один нюанс: линия сборки двигателей и подсборки головок блока цилиндров перекочевала в Ярославль из Мангейма. И это не только «отвертка»: в российском цехе ЯМЗ производят распредвалы, блоки цилиндров и головки блока цилиндров в том числе и на экспорт. Заготовки из серого чугуна поступают из Германии от фирмы Fritz Winter. Уровень качества готовой продукции – высочайший: например, допуск внутри цилиндра составляет ±0,003 мм, что тоньше человеческого волоса. Как и на немецком производстве, есть ворота качества и внутренний аудит «глазами клиента».

Цех сборки ОМ646 может работать в три смены, но пока трудится в одну. Текущий план производства составляет 20–30 двигателей в день. Максимальный объем ежедневных заказов – 35 двигателей, но при росте спроса он может быть увеличен вдвое. Пока же в смену здесь задействовано по 10–12 человек (больше не требуется).

На важнейших участках используется документация и информация на двух языках – русском и немецком. И скрупулезный немецкий подход, пожалуй, доминирует. Взять хотя бы сведения по рабочим процессам. Казалось бы – какое дело персоналу до времени рабочего цикла в секундах?! А информация присутствует: 1 смена длится 30600 секунд, из них рабочего времени – 27000 секунд. Время такта составляет 771,43 секунды. Впрочем, так ли это принципиально – судить не берусь.

 

Технические отличия

Новый 4-цилиндровый рядный дизельный двигатель модели ОМ646 с четырьмя клапанами на цилиндр построен на платформе предшественника рабочим объемом 2148 см3. Переход от Евро-4 к Евро-5 потребовал серьезной доработки многих компонентов. В итоге кроме базовой версии мощностью 80 кВт (109 л.с.) заказчикам стала доступна модификация с потенциалом 100 кВт (136 л.с.).

На двигателе ОМ646 Евро-5 появился электронный блок управления с новым программным обеспечением. Для оптимизации сгорания топлива, облегченного пуска зимой и более мягкой работы мотора, был изменен алгоритм впрыска топливной смеси. Это позволило добиться лучших тяговых характеристик, особенно на малых оборотах. Теперь при ускорении дополнительные порции впрыска топливо-воздушной смеси обеспечивают более плавное нарастание тяги. При этом работает мотор тише, и вибрации уменьшились.

В конструкции силового агрегата уровня Евро-5 с EGR (без мочевины) используется новый блок цилиндров с измененной геометрией. В работе происходит 9 циклов впрыска, степень сжатия осталась прежней. Доработка коснулась также модернизированных датчиков давления и температуры – они точнее снимают показания, что оптимизирует работу двигателя и продлевает срок его службы. Улучшенный сажевый фильтр задерживает больше твердых частиц. Катализатор рециркуляции выхлопных газов (EGR) обеспечивает большую степень очистки выхлопных газов. Такая комбинация оборудования позволяет мотору ОМ646 соответствовать нормам Евро-5. В частности, по результатам испытаний FTC выбросы СО2 снизились на 73%, выброс вредных веществ от заявленных норм уменьшен по СН на 94,7%, по оксиду азота NOy – на 14,5%.

Конструкторы применили новый датчик положения коленчатого вала, улучшенный маховик и усовершенствованный интеркулер. Это позволило оптимизировать показатели горения топливо-воздушной смеси и повысить КПД двигателя. Доработанный интеркулер увеличенных размеров позволил ускорить теплоотдачу, что также позитивно сказалось на показателях горения топливо-воздушной смеси. За счет этого мощность двигателя удалось поднять на 27 л.с. На ОМ646 применена адаптированная система охлаждения и более мощный вентилятор радиатора кондиционера. Последний обеспечивает более эффективное понижение температуры воздуха в салоне автомобиля.

Большая модернизация силового агрегата не усложнила сборку: число операций осталось прежним. Данный фактор позволил избежать дополнительного удорожания. По иронии судьбы новый мотор Mercedes-Benz конкурирует с продукцией «Автодизеля» (в Ярославле собирают ОМ646) и завода ГАЗ (в Нижнем Новгороде производят Sprinter Classic). В то же время, использовать мерседесовский двигатель, скажем, на «ГАЗели NEXT», не планируется. Прием заказов на ОМ646 Евро-5 открыт с 15 ноября 2015 г., а продажи стартовали 1 января 2016-го.

 

Новые возможности

На презентации сборочного процесса двигателей ОМ646 за месяц до Нового года Сорен Хезе, вице-президент по малотоннажным автомобилям АО «Мерседес-Бенц РУС» сказал: «Запуск производства двигателей экологического класса Евро-5 позволяет нам предложить российским покупателям еще больше преимуществ».

С этим трудно спорить. С момента начала производства MB Sprinter Classic собирались отзывы клиентов, и стало ясно: для некоторых сфер автотранспортного бизнеса (в частности, для пассажирских перевозок) нужен более мощный 136-сильный агрегат. С выходом OM646 DE 22LA уровня Евро-5 теперь он есть. В распоряжение перевозчиков поступает модификация мощностью 100 кВт (136 л.с. при 3800 об/мин), способная развивать максимальный крутящий момент 320 Нм при 1800–2200 об/мин. Остался в серии и прежний вариант с характеристиками 80 кВт (109 л.с. при 3800 об/мин) и 280 Нм при 1600–2400 об/мин.

Очень важный момент: розничная цена MB Sprinter Classic с новым двигателем ОМ646 Евро-5 мощностью 109 л.с. осталась на прежнем уровне, как и на машинах с мотором уровня Евро-4. А вот более тяговитый 136-сильный малотоннажник стал на 50 тыс. руб. дороже. По оценкам экспертов, спрос на новый двигатель должен был сформироваться в соотношении 75:25, где 75% приходится на долю 136-сильных версий и 25% на долю 109-сильных. Однако рыночные реалии заставили скорректировать прогноз до значения 70:30. Объяснение простое: в условиях кризиса многие транспортники предпочтут то, что подешевле.

Согласно внутренним тестам компании, расход топлива в ОМ646 Евро-5 по сравнению с Евро-4 снизился на 9%. При этом в силовой линии по-прежнему используется 5-ступенчатая механическая коробка передач, а система питания включает 75-литровый топливный бак. Немаловажно, что с учетом нового двигателя ОМ646 локализация Sprinter Classic достигает уровня 40%, а сам автомобиль находится на одном экологическом уровне со всей малотоннажной линейкой Mercedes-Benz. Надо полагать, что следующим шагом станет российский двигатель Евро-6. Правда, до этого еще шагать и шагать…