Безопасность "Путь к обману"


 

На заработки в Литву год от года приезжает все большее количество водителей-международников из стран постсоветского пространства. Они получают трудовую визу, подписывают официальные договоры, однако, попадаю в сети обмана со стороны работодателей.

 

Навреди себе сам

Институт этнических исследований, действующий при Литовском центре социальных исследований, в 2014–2015 гг. провел опрос среди прибывающих в Литву трудовых мигрантов. Согласно опросу в Литву, как правило, приезжают молодые высококвалифицированные мужчины из Украины (59% всех прибывших) и Беларуси (29%). В 2014 г. иностранцам было выдано 5 382 разрешения на работу в Литве. В основном они трудоустраиваются в сферу транспорта и логистики, работают водителями дальних рейсов.

Трудовые мигранты имеют визы и трудовые договора, но большинство ничего не знают о социальных гарантиях и редко ими пользуются. Согласно законодательству, уроженец третьей страны приезжает в Литву по заключению контракта с местным работодателем, и у него нет не только права остаться в стране, но и менять работу. Политика трудовой миграции достаточно строга, и, как демонстрирует иностранный опыт, привязка к одному работодателю повышает уязвимость или опасность эксплуатации работника.

Социологам не удалось детально выяснить, насколько комфортны трудовые условия для мигрантов в Литве. Например, как показал опрос, зарплата водителей дальних рейсов может быть от 500 до 1500 евро.

– Наше исследование не может ответить на вопрос, почему такая большая разница в зарплатах, однако наши эксперты говорят, что, возможно, некоторые водители просто не получают причитающиеся им командировочные, вполне возможно, что люди даже не знают, что они им положены, – констатируют авторы исследования. – Кроме того, на вопрос о зарплатах многие респонденты вообще отказались отвечать, так как, по их словам, побоялись навредить работодателю.

 

Что подписано пером…

Детально знакомый с положением трудовых мигрантов в Литве представитель профсоюза литовских перевозчиков Solidarumas Аудрюс Цузанаускас отмечает, что трудовые мигранты в Литве попросту эксплуатируются.

– Если говорить об украинцах, белорусах и россиянах, работающих в Литве, то им часто предлагаются трудовые договоры, которые составлены на литовском языке без перевода, – говорит он. – Эти люди также нередко подписываются под приказами, написанными на литовском языке, и их тоже обманывают. Третье, так как эти люди не ознакомлены с законодательными актами Литвы, их обманывают и с оплатой труда, например, не платят командировочные. Или отправляют в рейс за пределы Литвы и говорят, что им придется заплатить налог на работу в ЕС, хотя такой налог не существует, но с работника высчитывается по 1,5 евро в сутки.

Аудрюс Цузанаускас также отмечает, что законодательство Европейского союза строго запрещает платить дальнобойщикам за километраж.

– А у них все составлено так, что им платят только за километраж, – разводит руками А. Цузанаускас. – Бывает и так, что работодатели мигрантам не платят или штрафуют за неправильную парковку без каких-либо подтверждающих это документов, просто высчитывают из зарплаты. Просто манипулируют тем, что эти люди не ознакомлены с литовским законодательством.

– Было и так, что работник проработал 8 месяцев и получил 1000 евро, – говорит А. Цузанаускас. – И чаще всего о таких вещах работодатель сообщает за три часа до окончания действия визы мигранта. А ты должен покинуть Европейский союз, чтобы потом была возможность вернуться. Что делать? Мы им пытаемся объяснить, что в таких случаях они могут написать доверенность юристу или профсоюзу, которые, находясь в Литве, могли бы защитить их права и перевести ему впоследствии эти деньги. Но о такой возможности большинство не знает.

Для работодателей – это чернорабочая сила. А. Цузанаускас также с сожалением отмечает, что приехавшим на заработки иностранцам часто дают на подпись какие-то документы, хотя они не имеют ни малейшего представления о том, под чем подписываются.

– Мне рассказывал один приезжий, что ему дали на подпись три листа бумаги с каким-то текстом, – приводит пример мошенничества А. Цузанаускас. – Первый экземпляр человек подписывает, ему отгибают уголок другой страницы и говорят: тут то же самое, что и на первой странице. Таким образом, он подписывается на трех листах и не знает, что он подписывает. Ему кажется, что он подписал договор, по которому ему выплатят 6 тыс. евро, а на самом деле подписался под тем, что он эти деньги уже получил.

И вообще у работодателей такой взгляд, что у этих людей никаких прав нет, – продолжает представитель профсоюза. – И это не отдельные случаи. Если поговорить с водителями с глазу на глаз, то о проблемах говорит подавляющее большинство, это, по моим наблюдениям, почти 90%.

А. Цузанаускас советует прибывающим в страну трудовым мигрантам поинтересоваться трудовым законодательством Литвы. Кроме того, и сам профсоюз предоставляет консультации на разных языках – по-русски, по-английски, по-польски.

– Мы можем им помочь обратиться в комиссию по труду, консультируем. По сути, этой проблемой должна заниматься Инспекция по труду. Однако, эти люди, даже находясь в Литве, но, не владея литовским языком, не знают о ее существовании. А вообще мы сами хотим организовать службу телефонной помощи, чтобы человек мог позвонить по конкретному телефону и проконсультироваться, – поделился планами А. Цузанаускас.

 

Слово к делу не подошьешь

То, что проблема существует, признают и в Литовской государственной инспекции по труду.

– Инспекция по труду знает об этой проблеме, а «эксплуатируют» как водителей, которые являются гражданами Литвы, так и приехавших из других стран, – говорит представитель инспекции. – В этом году комиссии по трудовым спорам получили 187 жалоб от водителей, что составляет 7% всех жалоб. Инспекция, обнаружив нарушения трудового законодательства, составляет требования работодателям и наказывает их в установленном порядке.

Проблема заключается и в том, что согласно трудовым договорам, которые подписывают водители, зарплата указывается одна, а на словах они с работодателем договариваются совсем о другой сумме.

– Потом работодатели не придерживаются устной договоренности, а Инспекция по труду при рассмотрении споров руководствуется трудовыми договорами и правовыми актами, – говорит представитель ведомства. – В законе также говорится, что трудовой договор с иностранцем должен быть переведен на понятный ему язык.

В 2014–2015 гг. Инспекция по труду в общей сложности 67 раз штрафовала транспортные компании. В соответствии с этим решением компании заплатили штрафов на 1047 евро. Кроме того, за этот период было 14 разбирательств в суде. По решению суда, транспортные компании были оштрафованы на 13230 евро.

 

Единичные ли случаи?

В своем комментарии в Ассоциации автоперевозчиков Linava так комментируют ситуацию: «Недобросовестные транспортные компании встречаются, однако – это единичные случаи». В Linava признали, что некоторые проблемы с водителями в секторе международных грузовых перевозок существуют на протяжении многих лет. Тенденция ухудшается, так как все меньше молодых людей выбирают эту профессию из-за специфических условий труда, связанных с постоянными командировками, повышенным стрессом и ответственностью, а также фактором риска для здоровья. По данным Биржи труда Литвы, в 2014 г. насчитывалось 11281 вакансия дальнобойщиков, а ищущих работу было 392 водителя. В течение первой половины 2015 г. насчитывалось 6828 вакансий, а в поиске работы пребывало 243 водителя.

«Важно отметить, что это проблема не только Литвы. С нехваткой водителей дальних рейсов сталкиваются почти все страны Европейского союза, поэтому не стоит обвинять только литовских работодателей в плохих условиях для сотрудников. Миграционные процессы происходят на всей территории Европейского союза, и естественно, что люди решают работать в других, более экономически развитых странах», – отмечают в Linava. В Ассоциации подчеркивают, что в Литву в поисках работы приезжают жители соседних стран – их сюда влечет возможность общаться на родном языке, а также экономические стимулы. «Тем не менее, для работодателя это является весьма дорогостоящим делом и с материальной точки зрения, и с точки зрения времени. Оценив все возможные риски, однозначно не каждый работодатель возьмет на работу иностранного гражданина», – констатируют в Linava.

В профессиональном объединении отмечают, что работодатель не смог бы трудоустроить иностранца, если бы в трудовом договоре были прописаны худшие условиях труда и более низкая заработная плата. «Так как все трудовые договоры, заключенные с иностранцами, регистрируются на Литовской бирже труда, то одним из требований является платить иностранцу среднюю зарплату, выплачиваемую сотрудникам компании. Если бы у работодателей была возможность, то они отдали бы предпочтение литовским работникам, а не иностранцам. Тут еще важна сама специфика сектора грузовых перевозок. Работодатель поручает водителю транспортное средство с грузом, стоимость которого может доходить до миллиона евро и более в зависимости от специфики груза. И из-за безответственности одного работника вся компания может оказаться на грани банкротства. Есть ряд случаев, когда товар не доставлялся в срок, потому что водитель, проезжая через свою родную страну, решает провести несколько дней дома, не проинформировав работодателя», – сообщают из ассоциации.

«Конечно, есть и недобросовестные работодатели, как и нечестные сотрудники. Из 187 полученных Комиссией по трудовым спорам жалоб водителей, только часть удовлетворена в полном объеме. Поэтому утверждать, что во всех случаях правы работники можно лишь отчасти, – утверждают в Linava. – Мы хотим отметить, что, если случаются отдельные действия недобросовестных работодателей, которые нарушают интересы трудящихся, то они должны быть рассмотрены компетентными государственными органами, и если есть доказательства таких фактов, то они должны быть наказаны согласно законодательству».