Грузовые перевозки "Грузовик онлайн: а босс всё видит!"


 

Современные системы мониторинга транспортного парка позволяют отслеживать важнейшие параметры эксплуатации. Передача данных от автомобиля в диспетчерскую делает перевозки в разы безопаснее и эффективнее на 20% и более. В итоге повышается рентабельность доставки грузов и растет прибыль владельца подвижного состава. Сегодня этот инструментарий доступен российским транспортникам, независимо от того, грузовики какой марки они используют. В данном обзоре мы рассмотрим самые распространенные системы для установки на коммерческие машины разных брендов.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

 

Неужто незаменимы?!

Производители и поставщики систем мониторинга транспорта на российский рынок в один голос уверяют, что их услуги незаменимы. Сейчас с этим можно согласиться, но еще 10 лет назад подобное утверждение было лукавством. Дело в том, что многие иностранные устройства работали только в западной части России и в лучшем случае охватывали путь до Москвы. Далее была «слепая» зона.

В настоящее время рынок наполнен системами передачи данных как для конкретных марок автомобилей, так и универсальных мультибрендовых «для всех». Есть устройства непосредственно от производителей подвижного состава и от производителей электроники. Существуют системы только для грузовиков нового поколения с бортовыми компьютерами определенного уровня и те, что можно ставить даже на старые автомобили, прицепы и полуприцепы.

Техника европейских заводов представлена уникальными системами мониторинга: FleetBoard – для немецких грузовиков Mercedes-Benz, SFM – Scania Fleet Management для шведских большегрузов данной марки, Dynafleet – для скандинавских машин Volvo Trucks, IVECONNECT Fleet – для итальянских автомобилей IVECO, Optifleet – для новых и подержанных «французов» Renault Trucks. Даже для транспортных средств «Большой семерки» некоторые перевозчики приобретают не оригинальные, брендированные тем же товарным знаком, а альтернативные системы мониторинга – получается дешевле.

Есть и те, кто отдает предпочтение независимым системам контроля автопарка, без привязки к конкретным маркам автомобилей. В этом списке российские и зарубежные продукты, а именно: Sputnik AutoPark, Voyager, Traffic System, AutoTracker, ГЛОНАСС/GPS и др. У каждого комплекса есть свои особенности, но функционал во многом схож: отследить местоположение транспортного средства, зафиксировать остановки, время работы двигателя, использование бортовых электронных систем, расход ДТ, предотвратить попытки слива топлива, исключить хищение груза и автомобиля или автопоезда. Стоимость этих помощников разная, как разной является и эффективность использования. Отечественные системы можно приобрести по цене от 8 до 20 тыс. руб., импортные – за 2,5–3 тыс. евро. Впрочем, не нужно забывать: это только стоимость самого «железа», а есть еще и абонентская плата – как правило, ежемесячная. По российским системам она составляет 450–600 руб., по импортным – 1000–3000 руб.

Теперь о том, что объединяет применяемые в России системы спутникового мониторинга коммерческого автотранспорта. Все они по определению соответствуют требованиям приказа Министерства транспорта РФ №285. У них большой гарантийный срок (как правило, 5 лет). В известных пределах «всевидящее око» можно настроить под требования конкретного заказчика. Базовые функции оборудования совпадают: определение текущего положения транспортного средства, отражение расхода и уровня топлива в баке, фиксирование скорости и пройденного расстояния, протоколы о нарушениях безопасного управления, история маршрута. Различия кроются в широте функций и глубине анализа, способности работы с чужим оборудованием и возможностью модернизации системы. Впрочем, есть и другие особенности.

Срок окупаемости спутниковых систем мониторинга составляет от трех-четырех до шести-восьми месяцев по отечественным комплектам и от семи-восьми месяцев до года по импортным. Срок службы устройств сопоставим со сроком службы коммерческого автотранспорта, и даже превышает его. Зато использование электронных помощников дает вполне ощутимый результат: расход топлива можно сократить на величину 15–20%, а при определенных видах грузоперевозок – на 30–40%. Издержки на содержание автопарка обычно удается снизить на 20–25%, а в отдельных случаях – даже на 40–50%. Опыт показывает, что даже в непростых дорожно-климатических условиях эксплуатации в РФ вполне реально уменьшить пробег грузовиков на 10–20%, а в лучшем случае – даже на 30–40%. Затраты на сотовую связь можно уменьшить на 50–60% и более.

 

FleetBoard для звезд

Одним из первых продвижение системы мониторинга автопарка стал продвигать Mercedes-Benz. В начале нулевых годов вместе с двумя коллегами ведущих транспортных СМИ РФ мне довелось несколько раз подряд съездить в Германию на семинары и лекции по фирменному продукту компании – FleetBoard Time Management. Речь шла об использовании новинки не только в Европе, но и в России.

Привлекательность заключалась в том, что система реализует функции удаленного управления парком транспортных средств. На практике это выливается в полезную отдачу в виде повышения рентабельности перевозок в отдельности и работы предприятия в целом. При этом FleetBoard – это основа для разнообразных интернет-сервисов. Новый подход к управлению отдельными автомобилями, автопарком и всей системой организации грузоперевозок требует вложений. Только на флагманский Actros аппаратное обеспечение FleetBoard TiiRec устанавливается по умолчанию, для других моделей это платная опция. На автомобили Mecedes-Benz третьего поколения, выпускаемые в Набережных Челнах, FleetBoard сразу не ставят, а вот Actros IV получает их прямо на заводе в немецком Вёрте.

Достоинство FleetBoard в том, что она может быть легко интегрирована в систему диспетчеризации и планирования ресурсов автоперевозчика. Простоту передачи информации между водителем и главным офисом, прозрачность процессов и эффективную коммуникацию обеспечивает компонент DispoPilot.guide. С его помощью водитель может напрямую ввести в интегрированную навигационную систему адреса вывоза и доставки, получив при этом кратчайший маршрут с учетом пробок, участков строительства и ремонта дорог, скоростных и весовых ограничений.

Есть также выверенный и интуитивно понятный интерфейс FleetBoard Cockpit. Он объединяет в себе все сервисы по управлению персоналом, транспортным парком и системой логистики. Диспетчер не только может узнать точное местоположение автомобиля, но и определить по карте, ведет ли водитель грузовик, остановился отдохнуть или закончил движение по маршруту. Существует приложение для iPhone и iPad, которое доступно и для устройств на базе ОС Android. Если не вдаваться в технические подробности (их можно узнать у любого дилера), то FleetBoard позволяет оптимально планировать поезди, лучше распределять ресурсы, обеспечить соблюдение законодательных нормативов и упростить документооборот. Вроде ничего сверхвыдающегося, а на деле – реальная выгода.

 

Интеллект Dynafleet

Система управления автопарком Volvo Trucks под названием Dynafleet знакома российским перевозчикам не только по буклетам и рекламе. Это настоящий интеллектуальный комплекс, который постоянно отслеживает состояние грузовых автомобилей и водителей транспортной компании. Помогают в этом четыре сервиса: «Местоположение», «Рабочее время водителя», «Топливо и окружающая среда», «Обмен сообщениями».

Новейшее дополнение «Местоположение+» предоставляет владельцу компании возросший объем информации. Автомобиль контролируется за счет отправки уведомлений о пересечении границ определенных виртуальных геозон, которые соответствуют тем или  иным географическим территориям. Геозоны любого размера и формы можно создавать самостоятельно и располагать их вдоль тех или иных маршрутов. Уведомления о пересечении определенных зон позволяют лучше подготовиться к погрузке или разгрузке товара, что всегда ценят деловые партнеры.

Доступ к системе Dynafleet владелец компании способен получить в любое время и в любом месте. В офисе это возможно через web-портал, а в грузовом автомобиле – через бортовой дисплей, в другом месте – через экран личного смартфона или планшетного компьютера. Приложение Dynafleet доступно как для устройств на базе OC Android, так и на базе iOS. В результате можно осуществлять мониторинг и анализ эффективности своих водителей, которым также открыт доступ к оценке собственной топливной эффективности. Водителям помогают и подсказки, отображаемые на бортовом дисплее в онлайн-режиме. Если водитель в пути оптимизирует технику вождения, он в состоянии уменьшить расход топлива на 5%.

Оборудование Dynafleet устанавливают непосредственно на заводе, и не только в Гётеборге (Швеция), но и в Калуге. Выгода в том, что пользоваться им себе во благо можно сразу после получения грузовика. Оплата за систему мониторинга автопарка предусматривает фиксированный ежемесячный платеж, что позволяет планировать затраты. Для российских перевозчиков ценно и то, что системой Dynafleet могут быть оснащены не только современные, но и старые модели Volvo Trucks, а также грузовики любых других марок.

 

Грифон с SFM

Наличие системы управления автопарком Scania Fleet Management (SFM) на борту в среднем по России дает экономию дизтоплива в 14,2%. Это основной параметр, за который и выбирают опцию перевозчики. Но есть и другой аспект – возможность максимально продлить срок безотказного использования грузовиков и существенно снизить расходы на эксплуатацию. Как это работает?

Подключение к SFM позволяет специалистам лучше понимать специфику задействования коммерческих автомобилей и оптимизировать комплектацию грузовиков с помощью конфигуратора Scania Vehicle Optimiser для любой транспортной задачи. Чтобы получить доступ к конкретному грузовику, автобусу, прицепу или полуприцепу, достаточно ввести в компьютер номер шасси, а затем активировать опцию Upload. Оператору становятся доступны все эксплуатационные данные машины или другого ТС за минувший год. В базе данных хранятся не только отчеты о расходе ДТ, времени работы и отдыха водителя, но также сведения о рельефе местности, перевозимых грузах, радиусах поворота и т.п. Благодаря конфигуратору более 2000 продавцов и 60 дилеров Scania во всем мире получают доступ к важнейшей информации. По ней они судят о том, как те или иные компоненты влияют на рабочие характеристики коммерческого транспорта.

На практике это означает то, что перевозчик получает рекомендацию от представителя Scania по комплектации. Например, он рекомендует поставить усиленную ось вместо обычной. Она, конечно, стоит дороже, но у конкретного перевозчика прослужит дольше, позволит перевезти больше грузов за один рейс и будет меньше подвержена износу. Рекомендации касаются использования боковых юбок, других шин, иного программного обеспечения для коробки передач и т.д.

Услуга по сопровождению водителей «Скания Коучинг» помогает контролировать показатели работы грузовика на трассе и улучшать навыки сидящего за рулем. С помощью системы мониторинга инструкторы Scania получают нужные сведения о параметрах эксплуатации транспортного средства за отчетный период. После анализа они связываются с водителем по телефону для корректировки его навыков. Оглашаются не только ошибки и неточности в управлении, но и даются конкретные рекомендации по устранению этих проблем.

С помощью web-портала SFM позволяет отслеживать расход топлива, количество обычных и экстренных ускорений и торможений, обороты двигателя, время работы на холостом ходу, топографию местности и показатели системы оценки действий водителя Scania Driver Support. Отчеты об использовании автопарка отправляются на электронную почту заказчика благодаря активированному пакету услуг «Мониторинг». Данные по водителям и грузовикам на маршруте в онлайн-режиме позволяет получать пакет «Контроль». Коммуникаторы для SFM ставят на все новые автомобили Scania непосредственно на заводе, будь то шведский Сёдертелье или российский Санкт-Петербург.

 

Optifleet и другие

Для новых и подержанных грузовиков Renault Trucks актуально использование системы Optifleet. О ее работе мы рассказывали в отчете про конкурс эффективного вождения 2014 и 2015 г., победу в которых за рулем магистрального автопоезда в сцепке с тягачом Т-серии одержал ваш покорный слуга.

Сервис отражает огромное количество параметров, разобраться в которых позволяют технические специалисты. Время движения накатом, число нажатий на педаль тормоза на 100 км пути, скорость движения, период работы двигателя в зеленой зоне тахометра, мгновенный и средний расход топлива и мочевины, и прочее дают детальную картину использования транспортного средства. На основе этих сведений можно индивидуально работать с каждым водителем, при необходимости не просто давая ему советы, но и направляя на дополнительное обучение и премируя лучших.

У некоторых фирм, например, у DAF Trucks собственной системы мониторинга нет, хотя есть комплекс оценки эффективности действий водителя с конкретными подсказками. Впрочем, для повышения эффективности перевозок, уменьшения расхода топлива и снижения простоев из-за технических проблем необязательно иметь столь дорогостоящий инструмент. Можно обойтись универсальными электронными помощниками, способными, в частности, предотвратить бич российских перевозок – слив топлива.

Возьмем для примера систему AutoTracker. Контроль движения автопарка она осуществляет с помощью бортового блока, передающего сигналы на спутники сети GSM. В памяти хранится детальная история с точными координатами перемещения ТС. Бортовой блок AT-Mobile способен без подзарядки работать до двух недель, а его размещение в грузовом пространстве полуприцепа или надстройки передает уведомления о перемещении товара. Расход ДТ контролируется с помощью установки в баке беспроводного радиодатчика уровня топлива AT FLM RF M1. Он фиксирует места, дату слива топлива и количество слитого горючего с погрешностью 1–3%. Аналогичные устройства других фирм позволяют собирать такую информацию каждые 10 с во время движения транспорта и каждые 5 мин. во время стоянки.

У всех на слуху компания Omnicomm, которая активно продвигает собственные датчики расхода топлива LLS. Есть от нее и система мониторинга автопарка FAS, использующая протоколы ГЛОНАСС и GPS и способная с помощью регистратора передавать информацию беспроводным способом через Wi-Fi. Есть и множество других систем. Иные можно купить всего за 4990 руб. при обещанном сроке окупаемости в один месяц. Скорее всего, это просто рекламная приманка. Вопрос в том, насколько конкретная система надежна и функциональна. А в эффективности, скорее всего, сомневаться не приходится. Это тот самый случай, когда «максимально дорого» не означает «максимально эффективно», а «предельно дешево» не означает «предельно выгодно». Скорее всего, ставку нужно делать на золотую середину.