Эксплуатация "Грузовик в аренду"


 

 

Для перевозчиков РФ минувший сезон охарактеризовался появлением свежей услуги от крупных фирм. С января 2015-го ООО «Скания-Русь» активировало проект «Scania Аренда», а в сентябре на российский рынок аренды коммерческого автотранспорта вышла группа компаний Fraikin. Кроме них существует стихийный сектор передачи транспорта во временное пользование, где правят бал договорные отношения частных лиц. В любом случае число желающих взять или сдать технику напрокат неуклонно растет. Самое время разобраться, насколько выгодна аренда подвижного состава для обеих сторон, и прежде всего для перевозчика.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Временное пользование

В ряде стран, и в России особенно аренда коммерческого автотранспорта – относительно молодой, но набирающий обороты бизнес. Наиболее популярным он является в США, где аренда занимает около 30% рынка транспортных услуг. В Германии это примерно 25%, в Великобритании – 20%, Франции – 16%, Западной Европе – 15%. Но в целом в ЕС суммарная доля аренды автотранспорта не превышает 3%. Россия имеет все шансы достичь, а затем и превзойти этот показатель.

В сложившихся экономических условиях приобрести новый подвижной состав может себе позволить далеко не каждый предприниматель. Многим перевозчикам держать на балансе грузовой транспорт просто нерентабельно. Тем не менее, время от времени транспортникам нужна техника для выполнения внезапно подвернувшегося выгодного фрахта, покрытия сезонных пиков спроса или в силу других причин.

Палочкой-выручалочкой в условиях непостоянного спроса становится не потребительский кредит и даже не традиционный лизинг, а аренда. Она может быть краткосрочной (от одного дня или месяца) или долгосрочной (на три года и более), с водителем или без него, с правом выкупа или без. Услуги арендодателей позволяют транспортным предприятиям преодолеть кризис и сфокусироваться на основном бизнесе – перевозках. Ключевой фактор успеха кроется в оптимизации владения автопарком и существенном сокращении издержек на покупку в собственность резко подорожавшего подвижного состава. Выгода для индивидуального предпринимателя еще более очевидна – это отсутствие головных болей от забот, связанных с хранением, обслуживанием и сбережением транспортных средств.

Коммерческий транспорт в аренду сдают и частные, и юридические лица. Закон не запрещает и сотруднику фирмы сдавать свой грузовик в аренду руководству, равно как и наоборот. Объектом сделки могут быть как отдельные виды техники (автофургон, бортовой грузовик, седельный тягач), так и автопоезда (грузовики с прицепами и тягачи с полуприцепами). Чаще всего поиск арендатора осуществляется через объявления в Интернете и сайты профильных компаний.

 

Нюансы сделки

При кажущейся простоте сделки по аренде коммерческого автотранспорта есть масса нюансов, которые нужно учитывать, дабы потом не кусать локти.

Прежде всего, это касается самого договора аренды. В нем указывают марку и модель автомобиля, год выпуска, пробег, номера основных агрегатов. Прописываются условия: срок действия, обязанности сторон, порядок расчетов, стоимость аренды, периодичность выплат. В документе прописывают разные ситуации: за чей счет, в какие сроки ремонт или предоставление подменного транспорта, механизм покрытия просрочек платежей, условия решения споров и обстоятельства досрочного расторжения договора.

Важным пунктом договорных отношений являются применяемые цены. Необоснованное завышение или занижение стоимости аренды может вызвать не праздный интерес фискальных органов, а ждать приятных сюрпризов от налоговой службы не приходится. Кстати, сдача транспорта в аренду считается дополнительным заработком и по действующему законодательству облагается налогом в размере 13%.

Помимо договора аренды нужно составлять акт приема-передачи транспортного средства. Такой документ – не филькина грамота и не бюрократизм: есть юридически утвержденная форма документа, которую можно взять у любого нотариуса или скачать из сети. Просто слово к делу не подошьешь, а это гарантия возможности арендодателя требовать возмещения материального ущерба в результате неправильной эксплуатации, ДТП, разукомплектования техники. С другой стороны, для арендатора это защита от необоснованных претензий по компенсационным выплатам.

В акте приема-передачи также прописывают реквизиты сторон, сведения о транспортном средстве (данные номерных агрегатов, километраж, последний ТО, произведенный ремонт), указывают его оценочную стоимость. В конце документа ставят дату, печати и подписи. В ряде случаев деловые партнеры страхуются фотоснимками транспортного средства на момент заключения договора аренды. Фотографии фиксируют царапины, вмятины, дефекты, чтобы при возврате техники их не сочли за новые повреждения.

 

Проект Scania

В пилотной программе «Scania Аренда», действующей с 1 января 2015 г., участвуют официальные дилеры шведской компании. На срок от одного месяца до года они предоставляют в аренду двухосный седельный тягач Scania Streamline R440 LA4x2HNA.

Стоимость временного «проката» включает страхование по рискам «угон + ущерб». При этом количество допущенных к управлению водителей не ограничено. Техническое обслуживание и ремонт взятой техники может и должно осуществляться в любом официальном дилерском центре Scania. Цену аренды специалисты рассчитывают индивидуально для каждого клиента, исходя из пробега машины в режиме планируемой эксплуатации. Оплата производится ежемесячно фиксированными платежами.

В условиях договора аренды шведских грузовиков указано, что уплату транспортного налога и заботы по урегулированию страховых случаев на себя берут сотрудники Scania. Проще говоря, перевозчику не нужно тратить время и силы на такие операции. Ценно и то, что на время пользования арендованным транспортом клиенту предоставляют возможность оптимизировать затраты с помощью системы управления парком FMS – Fleet Management System. Через спутник в режиме реального времени можно отслеживать текущее местоположение грузовиков и автопоездов, контролировать расход топлива, загрузку и выгрузку товара и тем самым повышать эффективность перевозок.

 

«Все включено» от Fraikin

Знаковым событием можно считать выход на рынок РФ европейского лидера в области аренды автотранспорта – компании Fraikin с более чем 70-летней историей. Россия стала 16-й страной присутствия этой компании. Сегодня в ее 180 филиалах работает 2825 сотрудников, которые предлагают 7 тыс. клиентов автопарк из 60 тыс. транспортных средств.

Основные услуги, доступные и российским перевозчикам, предусматривают долгосрочную аренду с комплексным обслуживанием, краткосрочную и среднесрочную аренду, управление автопаром. Есть даже выкуп автопарка клиента с его последующей сдачей заказчику в аренду. В списке дополнительных услуг – телематика и автоматическая система обратной связи, обучение безопасному и экологичному вождению. Отдельным пунктом стоит выездное техническое обслуживание.

Заинтересованность в удовлетворенности клиента выражается в индивидуальном подходе. Каждому перевозчику предлагаются варианты решений по сокращению совокупной стоимости эксплуатации транспортных средств. Консультирование осуществляется на основе аудита автопарка и анализа его функциональности, и касается выбора двигателей, кузовов и оборудования. Партнерские отношения предусматривают ежедневную поддержку, а также регулярные отчеты, по которым можно оценивать качество предоставляемых услуг.

Чем хорош комплексный подход? Тем, что ряд вопросов берет на себя арендодатель. Все начинается с помощи в подборе конфигурации автомобиля, далее следует финансирование, техническая поддержка. Последняя подразумевает замену масла и фильтров, обеспечение расходными материалами (тормозные колодки, лампочки и т.п.), подготовку к обязательному ТО. В этом списке шинный сервис, а именно – балансировка, регулировка, устранение повреждений, замена. Арендодатель берет на себя кузовной и механический ремонт, восстановление работоспособности оборудования: холодильных установок, гидробортов, КМУ и т.д. В сфере его ответственности – обновление сертификатов технического соответствия изотермических фургонов, установка цифровых тахографов и многое другое. Предусмотрен также ремонт и эвакуация неисправного транспорта при поддержке специалистов коол-центра.

Выгода от работы с солидным арендодателем в том, что он не оставляет клиента один на один с проблемой. Пока вы ожидаете заказанный автомобиль, вам предоставляют во временное пользование другой грузовик. Подменный транспорт дают в случае поломки, ремонта, ДТП и даже при увеличении сроков ТО. Fraikin берет на себя администрирование, связанное с налогами, штрафами и перепробегом. Уверенность внушает и расширенная страховка. Она включает гражданскую ответственность и ответственность третьих лиц, возгорание и угон, повреждение стекол и самого транспортного средства. Практически ни одно частное лицо такое щедрого пакета услуг вам не предложит.

 

Оплата – почасовая

Аренда предусматривает передачу техники перевозчику на разные сроки, и один из самых популярных – короткий отрезок времени, с так называемой почасовой оплатой. Правда, нужно иметь в виду, что в ряде случаев минимальный срок аренды составляет 2 часа, а сама техника предоставляется вместе с водителем. Чаще всего это касается спецтехники, хотя применимо и для других видов коммерческого автотранспорта.

В первом полугодии минувшего года грузовой фургон Лада Ларгус можно было арендовать по ставке 1300 руб. в час, а во втором полугодии – уже по 1500 руб./ч. За эти деньги арендатор получает шанс перевозить товар или вещи в грузовом чреве размерами 1850х1020 мм с возможностью удлинения площадки до 1940 мм. Внутри фургона объемом 2,54 м3 можно разместить одну европаллету с грузом массой 800 кг, а работу с грузом облегчают ассиметричные распашные двери, открываемые на угол 180 град.

Примерно за такую же сумму можно взять в аренду тягач МАЗ с плуприцепом-площадкой размерами 14,0х2,5 м грузоподъемностью 20 т. На нем можно перевозить кунги, дачные домики, стройматериалы, легкую спецтехнику и другие грузы. Почему так дешево? Да потому, что техника предлагается вместе с водителем. И если это предложение от частного лица, то от юридического почасовая аренда аналогичной сцепки может стоить на 200–300 руб. дешевле.

Более ровные ставки аренды на специализированный автотранспорт. Скажем, минувшим летом можно было заказать ассенизатор на базе ГАЗ-3309 по цене от 600 руб. в час. Услуга подразумевает не передачу транспорта в чужие руки, а профессиональные услуги от подрядчика: откачку колодцев и выгребных ям, сточных и грунтовых вод, промышленных стоков и т.д. Заказчиками выступают промышленные предприятия, АЗС, автомойки.

В 750 руб. в час обойдется аренда рефрижератора с температурным режимом от +18 ºС до –20 ºС. Предложение актуально для предпринимателей, заинтересованных в перевозке замороженных, охлажденных продуктов и медикаментов. Самосвал КАМАЗ-55111 (6х4) с кузовом объемом 4,3 м3 и грузоподъемностью 14 т потянет на 950 руб./ч. Способный везти 20 т строительный МАЗ-6501 В9 (6х4) с кузовом 6,6 м3 и аналогичным прицепом вытянет из кармана заказчика 2000 руб./ч. Чуть меньше – 1800 руб./ч – потребует аренда «воровайки» – бортового Daewoo Novus (7 т, 7,5 м) с КМУ.

Предложений почасовой аренды очень много, и в свете большой конкуренции выбор делового партнера можно вести без суеты и спешки.

 

Суточный «подхват»

Еще один распространенный вид бизнеса – суточная аренда. Здесь наличие водителя от поставщика услуг необязательно, и в этом особая привлекательность. Можно взять автомобиль для перевозки личных вещей, стройматериалов и разового заработка.

Но не спешите радоваться: нередко арендодатель оговаривает максимальный пробег (например, не более 150–200 км), потому что не хочет, чтобы его технику гоняли на износ. Бывают ограничения по возрасту (например, старше 21 года) и требования к опыту вождения (скажем, со стажем от двух или трех лет): тем самым хозяин техники страхуется от лишних проблем, связанных с ДТП по неопытности. Практически всегда в требованиях указывают наличие общегражданского паспорта, водительского удостоверения соответствующей категории.

Что касается цен, то они доступные: от 2000 руб. в сутки за прокат 5-тонного Foton с 5-метровым бортовым кузовом и тентом высотой 2,45 м. Изотерма габаритами 4300х2030х2050 мм на шасси Ford Transit грузоподъемностью 1500 кг потребует 3000 руб. в сутки. Пятитонник европейского производства, но с рефрижераторным кузовом-фургоном, гидробортом и водителем обойдется уже в 5000 руб. Самые дорогие по суточной аренде – сцепки. Автопоезд с 20-тонным рефрижераторным полуприцепом вместе с водителем потянет на 16000 руб., при этом в тариф включен пробег до 250 км. Нередко есть и ограничения по региону, например, Москва и область. В общем, в каждой избушке – свои игрушки.

Можно предположить, что стоимость услуг солидных компаний заоблачная, но это не так – она соответствует конъюнктуре рынка. Например, краткосрочная аренда по схеме «все включено» от Fraikin изотермического фургона Mercedes-Benz Atego 1218L с гидробортом BAR и холодильной установкой ThermoKing от одного дня обходится от 5990 руб. Услуга предполагает все работы по техническому обслуживанию, страхование, подменный автомобиль, круглосуточную помощь, замену шин. Со стороны клиента требуется только водитель и топливо.

Может, грузовики тяжелого класса обходятся значительно дороже? Ничего подобного! Магистральный тягач Mercedes-Benz Actros 1844 LS (4x2) можно арендовать по схеме «все включено» из расчета от 6500 руб. в сутки. Более крупный флагманский «седельник» Mercedes-Benz Actros 2541 (6x2) доступен в аренду по стоимости от 7000 руб. в день. Совершенно очевидно: при таких расценках можно и нужно зарабатывать!

 

Месяц, и точка!

Весьма привлекательный период краткосрочной аренды – календарный месяц. Вместе с арендой на срок до года доля таких контрактов составляет 11%.

Здесь тоже есть свои подводные камни. Например, арендатор может потребовать подтверждения использования клиентом качественных ГСМ (дизтоплива и масел), для чего потребуется прилагать кассовые чеки. Из-за риска ДТП или порчи имущества иные фирмы и частные лица требуют от заказчика определенный залог, который возвращают сразу после сдачи техники арендодателю. Порой оговаривается и предельный пробег, например, для «ГАЗели» это максимальные 250–300 км в сутки. При большем километраже арендатор вправе потребовать перерасчета и доплаты, если это прописано в договоре.

И еще: в арендную плату могут быть включены дополнительные расходы за доставку в регион заказчика, страховку по рискам ОСАГО и КАСКО, техническое обслуживание, мойку автомобиля и ремкомплект. Не сочтите за шутку, но частные лица порой включают такие, казалось бы, абсурдные пункты, как эксплуатация противоугонной сигнализации, работа автомагнитолы, наличие видеорегистратора, амортизация шин.

Теперь о ценах месячной аренды. Взять в работу легкий тентованный грузовик класса 2-тонного Nissan Atlas стоит 25–30 тыс. руб. Такие машины обычно берут возрастом не старше 8–10 лет и нередко с перспективой выкупа за адекватные деньги. Удивительно, но факт: за такую же сумму можно арендовать одиночный «реф» или изотерму вместимостью 17 европаллет грузоподъемностью 8 т. В такую же стоимость впишется бортовой ГАЗ-331061 «Валдай», транспортирующий 4 т груза, Mercedes-Benz Vario и целый ряд их одноклассников. Наличие дополнительного оборудования (гидроборт, отопитель салона, спутниковая система) могут поднять стоимость аренды промтоварного фургона до 45–50 тыс. руб.

Сцепка ЕвроМАЗ с полуприцепом-изотермой может принести арендодателю 60 тыс. руб. ежемесячно, а с европейской «головой» и «хвостом» цена будет уже от 75–80 тыс. руб. Самые выгодные контракты связаны с арендой трехосных и особенно четырехосных самосвалов: китайские, японские и корейские могут принести 100–120 тыс. руб., а европейские – до 160 тыс. руб.

 

Дольше = дешевле

Формула экономической выгоды от аренды грузового автотранспорта проста и напоминает принцип советского проката: чем больше срок – тем меньше ежедневная стоимость пользования. Исходя из этого, перевозчики с постоянными заказами предпочитают иметь дело с наемным транспортом без водителя. По статистике, 84% всех контрактов составляет долгосрочная аренда грузовиков сроком менее 4-х и менее 6 лет.

Для долгосрочной аренды владельцы бизнеса готовят исключительно новый транспорт. После его использования в данном сегменте грузовые автомобили перекрашивают и пускают в краткосрочную аренду. Это общепринятая практика. Спецификацию таких машин согласуют с первым заказчиком, чтобы оснащение в полной мере отвечало составленным запросам. Срок использования подвижного состава в аренде разный. Для тягачей он может составлять 7–8 лет, для прицепов – 9–10 лет, спецтехники для аэропортов – 15–17 лет. Поскольку бизнес локальный, половину затрат приходится на финансирование и покупку техники, примерно столько же занимают расходы, связанные с ее обслуживанием.

Аренда автотехники – весьма специфический вид бизнеса. Выбрав его для себя, важно помнить поговорку «Не в свои сани не садись!» или, проще говоря, рассчитывать свои силы. В противном случае выгода может обернуться убытками, а эйфория – проблемами. А раз так, действовать надо по принципу «семь раз отмерь – один отрежь».