Логистика "BelToll белорусских дорог "


 

При площади территории 207 тыс. кв. км и населении порядка 10 млн в Республике Беларусь сеть автодорог общего пользования составляет более 86 тыс. км. Из 16 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения 1661 км с несущей способностью 6 т на ось, 12535 км – 10 т, 1542 км – 11,5 т.

 

Каждый 10-й километр – платный

Автоматизированная система сбора платы за проезд BelToll работает на дорогах Беларуси с июля 2013 г. Всего в настоящее время 117 платных участков общей протяженностью 1512,388 км. В их числе международный транспортный коридор M-1/E30 (Брест – Минск – граница Российской Федерации) на всем протяжении по территории республики, трассы к областным центрам и Национальному аэропорту Минск, а также шестикилометровый участок подъезда к границе с Польшей (Берестовица). В среднем каждый десятый километр автомобильных дорог республиканского значения – на платной основе.

Оплата проезда обязательна для легковых автомобилей, зарегистрированных за пределами Таможенного союза с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, а также для большегрузных машин, автобусов с технически допустимой общей массой более 3,5 т вне зависимости от государства регистрации транспортного средства.

Белорусская система BelToll состоит из двух элементов: порталы сбора платы (специальные металлические рамки устанавливаются над полотном дороги) и бортовые устройства в автомашине. Каждый раз, когда зарегистрированное в системе транспортное средство проходит под «рамкой», бортовое устройство соединяется с передатчиками на порталах сбора платы посредством DSRC-технологии (специализированная радиосвязь) и оплата взимается за проезд по конкретному участку дороги. Автоматизированная система основана на технологиях микроволновой передачи данных на коротких расстояниях, поэтому взимание сборов за проезд по платным участкам дорог осуществляется без остановки транспортных средств. При этом бортовое устройство взимания платы зарегистрировано на конкретный автомобиль с определенными параметрами, так как от общей массы транспортного средства и количества осей зависит размер платы. Залоговый платеж за бортовое устройство возвращается при его сдаче на любой из пунктов обслуживания.

Владельцем системы сбора платы за проезд BelToll является государственное учреждение «Белавтострада», а оператором выступает иностранная компания «Капш Телематик Сервисиз», которая осуществляет проектирование, строительство и эксплуатацию систем электронного сбора платы за проезд по белорусским дорогам.

 

Еврорасчет

При допустимой общей массе до 3,5 т включительно проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси составляет 0,040 евро/км, при допустимой общей массе более 3,5 т стоимость составляет: 2 оси – 0,090 евро/км, 3 оси – 0,115 евро/км, 4 оси и более – 0,145 евро/км.

Плата производится на основании предварительно заключенного договора в двух режимах – предоплаты или по факту. При оплате по факту пользователь имеет ряд преимуществ: один контракт на весь парк автомобилей; отсутствие необходимости останавливаться в пунктах обслуживания и пополнять баланс бортового устройства. При выборе режима предоплаты водителю необходимо контролировать баланс бортового устройства и каждый раз, когда оно сигнализирует о низком балансе, пополнять его в пунктах обслуживания, расположенных вдоль платных дорог.

 

От зоркого ока не скрыться

В случае отсутствия бортового устройства либо его использования на другом автомобиле при проезде по платным участкам система фиксирует нарушение и автоматически в режиме реального времени направляет информацию в Транспортную инспекцию Минтранса республики, на которую возложены функции контроля оплаты за проезд. Филиалы Транспортной инспекции на пограничных пунктах пропуска проверяют факт оплаты и ее полноту при выезде транспортного средства из Беларуси. Кроме того, служба оснащена специальными автомобилями, которые круглосуточно осуществляют мобильное и стационарное патрулирование на платных дорогах.

В отношении международных автоперевозчиков при движении по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь чаще всего формируются нарушения, связанные с отсутствием на транспортном средстве устройства электронной оплаты или использования неработающего устройства или использование устройства в нарушение порядка технологической эксплуатации. В данном случае составляется акт нарушения, а начисление и взимание платы осуществляется в увеличенном размере – от 50 до 260 евро за каждое допущенное нарушение независимо от их общего числа.

В настоящее время в сравнении с начальным этапом внедрения системы оплаты количество неплательщиков уменьшилось в разы. Например, за первое полугодие 2015 г. из проверенных 51,7 тыс. транспортных средств международных автомобильных перевозок было выявлено лишь 158 случаев отсутствия у иностранных перевозчиков оплаты сбора за проезд по дорогам общего пользования Беларуси.

Исходя из двухлетней практики работы BelToll, в 2015 г. были внесены поправки в положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам республики, которые позволили «разрулить» возникающие доселе спорные моменты.

Так, каждое устройство электронной оплаты теперь персонализируется оператором или обслуживающей организацией под отдельное транспортное средство и регистрационный знак, установленный на нем (ранее только под каждое отдельное транспортное средство). Плата в увеличенном размере может быть уплачена как в стационарном пункте контроля, так и в контрольном транспортном средстве Транспортной инспекции наличными денежными средствами либо в безналичной форме посредством банковских платежных карточек или топливных карт.

Прием платы в увеличенном размере наличными денежными средствами осуществляется по квитанции, о чем в ней делается соответствующая отметка. Оплата за проезд в увеличенном размере возможна в стационарных пунктах контроля, которые размещаются на участках платных. При этом плата в увеличенном размере взимается с собственника (владельца) транспортного средства по сведениям, имеющимся в Транспортной инспекции на момент составления акта о нарушении. Закреплено право пользователя платной дороги предъявить претензию в Транспортную инспекцию по актам нарушений в случае нахождения транспортного средства в собственности (владении) другого лица либо выбытия из его обладания в результате противоправных действий.

Ошибочно внесенные сведения о регистрационном знаке транспортного средства в базу данных при оформлении договора на пользование платными дорогами теперь признается технической ошибкой, и не классифицируется как нарушение порядка технологической эксплуатации бортового устройства.

Помимо того предусмотрены все случаи и обязанность оплаты за проезд по платным дорогам при буксировке транспортных средств и прицепов легковыми и грузовыми транспортными средствами, путем полной либо частичной погрузки.

 

Расходование средств

Каковы суммы сбора оплаты за проезд по дорогам Беларуси, какая их часть направляется непосредственно на восстановление и усовершенствование дорожной сети – тайна за семью печатями. Тем не менее, в республике реализуются проекты по реконструкции и строительству магистралей, соединяющих столицу с областными центрами. Вдоль них размещаются современные объекты придорожного сервиса, устанавливаются видеокамеры для передачи информации в режиме реального времени, дорожно-измерительные станции, световые табло, информирующие водителей о ситуации на проезжей части.

В настоящее время реализуется Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 гг. Ее основными задачами являются модернизация и повышение технического уровня дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров, строительство обходов ряда городов, развитие сети местных дорог и объектов придорожного сервиса.

В период до 2019 г. запланировано реконструировать и построить 1158 км республиканских автомобильных дорог и 2213 погонных метров мостов и путепроводов. К параметрам 1-й категории будут приведены 520 км республиканских трасс с доведением их до международных стандартов.

К 2020 г. намечено выполнить капитальный ремонт 1600 км республиканских автодорог, 8200 погонных метров мостов и путепроводов, текущий ремонт 7200 км и 6500 погонных метров мостов и путепроводов. Будет осуществлена модернизация 2758 км автомобильных дорог с повышением их несущей способности до 11,5 т на одиночную ось.

В течение пяти лет предусмотрено увеличить протяженность республиканских автомобильных дорог с хорошим состоянием по сравнению с 2014 г. на 4972 км. На 520 км дорог будет повышен скоростной режим. Протяженность платных магистралей составит в целом 1968 км.

Сейчас рассматривается проект Генеральной схемы развития придорожного сервиса до 2020 г. Предусматривается возведение новых объектов в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, расположенным вблизи автомобильных дорог. Заложено понятие комплексности объектов – предложение полного спектра услуг, когда объекты придорожного сервиса, возводимые в составе АЗС, обязательно должны включать пункт питания, магазин, стоянку на пять грузовых, пять легковых автомобилей и два автобуса. В проекте новой генеральной схемы рекомендованы расстояния для размещения заправок (30–50 км), станций техобслуживания (80 км), гостиниц (100 км), кафе (30–40 км).

Словом, в доходных статьях республиканского бюджета в перечне постоянных источников дорожного фонда заложен, в том числе, сбор за проезд по платным автотрассам Беларуси.

 

P.S.

Внедрение системы взимания платы по дорогам Беларуси прошло в спокойном режиме. На первоначальном этапе были определенные спорные претензии со стороны перевозчиков и автовладельцев, подпадающих по систему оплаты проезда по платным участкам дорог, но впоследствии они были урегулированы, и сейчас – это достаточно редкие, но вполне регулируемые случаи. Национальные и иностранные перевозчики поначалу сетовали на введение оплаты проезда по дорогам Беларуси, вносились предложения по изменению стоимости с учетом «белорусской» принадлежности грузового транспорта, однако со временем всё сошло на нет. Словом, свыклись и послушно оплачивают, поскольку штрафные санкции могут в несколько раз превышать стоимость проезда по территории республики, которая, к слову, при следовании по дороге М-1/Е30 на всем 600-километровом участке составляет немногим более 70 евро.