Подвижной состав "Европа ставит на электробусы"


 

В 2000-х годах электробусы перестали быть экзотикой. Такой вид транспорта, правда, в виде опытных образцов уже появляется с логотипами КАМАЗ и НЕФАЗ. За рубежом серийные автобусы на электромоторах производятся под десятками брендов. Среди них не только коротышки, везущие дюжину пассажиров, но и 12-метровые соло-версии и 18-метровые сочлененные модели. Есть даже полноценные даблдеккеры! Многообразие электробусов в октябре 2015-го раскрыла международная выставка Busworld Europe, которая раз в два года проходит в бельгийском Кортрайке.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Общие черты

Большинство современных электробусов собрано из облегченных узлов и агрегатов, оснащено аккумуляторными батареями повышенной емкости. Все новинки обладают модным и часто функциональным дизайном.

В некоторых вариантах компоновки батарейные блоки размещают в заднем свесе или на крыше. В последнем случае их защищают от повреждения при фронтальном столкновении или ДТП с крупногабаритным коммерческим транспортом. Практически все важнейшие компоненты систем питания и привода спроектированы с учетом дизайна и законов аэродинамики. Система подачи тока чаще всего имеет дублера на случай отказа какой-то части бортовой энергосистемы.

Электрический ток в современных электробусах, как правило, вырабатывают батареи потенциалом не менее 200 кВтч. Полной зарядки литий-ионных и энергоаккумуляторов прочих типов обычно хватает для автономного пробега 300–400 км. Такого расстояния вполне достаточно для полноценного обслуживания пассажиров на маршруте в течение смены. Для восстановления потенциала батарей при зарядке до максимума требуется 4–6 часов, и это время постепенно сокращается. По пассажировместимости и комфорту электробусы не уступают газовым и дизельным одноклассникам, а в ряде случаев даже превосходят их за счет отсутствия подиума или моторной шахты в хвостовой части салона.

Эргономика водительской зоны на некоторых моделях унифицирована в части размещения органов управления, а потому особой подготовки персонала не требует. Про приводные системы отдельный разговор: на рынке не так уж много поставщиков, а потому очень часто электробусы разных брендов имеют абсолютно одинаковые асинхронные двигатели, ведущие мосты и батарейные блоки.

Ресурс кузова электробуса составляет 12–15 лет, ресурс батарей – 10 лет. Затраты на электричество меньше стоимости дизтоплива. Если литр ДТ на просторах ЕС в среднем стоит 1,20 евро, то киловатт/час электроэнергии – всего 0,095 евро. И это не все достоинства электробусов. В выигрыше от их использования все, и прежде всего – граждане, пользующиеся наземным общественным транспортом.

 

Вот так заряжают батереи компактных электробусо

 

 

Сделано в Польше

Альтернативный дизельному мотору электрический привод в новом сезоне получил 12-метровый городской автобус Solaris Urbino 12 Electric очередного поколения. Его отличает трендовый дизайн экстерьера со стеклянными дверями по всей высоте, внушительная площадь остекления и наиболее современные технические решения. Использование композитных материалов и алюминия позволило снизить массу на 100 кг. За привод отвечают батареи емкостью 240 кВтч, которые передают электричество на осевые агрегаты ZF AVE 130 третьего поколения с двумя асинхронными электромоторами.

Предшественник дебютанта осени 2015-го с таким же названием в настоящее время успешно колесит по столице Германии на 204-м маршруте между станцией Sudkreuz и Берлинским техническим университетом. Лимонный цвет кузова достался ему в рамках корпоративного стиля, а вот батареи Bombardier потенциалом 90 кВтч – вещь собственная. Экологи подсчитали: благодаря нулевым выбросам за год эксплуатации Solaris Urbino 12 Electric избавил город от 260 т углекислого газа и перевез столько же пассажиров, сколько 250 легковых автомобилей. Новый электробус обещает стать еще эффективнее. Поддержкой проекта выступает финансирование инфраструктуры федерального министерства транспорта в рамках программы «E-Bus Berlin» в объеме 4,1 млн евро.

Еще один представитель Польши – SM12 Electric от компании Solbus, который продвигают под товарным названием Solcity 12 Electric. При максимальной вместимости 80 пассажиров в его салоне может быть 26-38 мест для сидения. На борту используются литий-ионные батареи BMZ потенциалом 264 кВтч или Valence энерговооруженностью 255 кВтч. Мощность электродвигателя составляет 226 кВт, максимальный крутящий момент – 5400 Нм с кратковременным пиком до 12000 Нм, рабочее напряжение – 630 В. Запас хода достигает 200 км, полная масса – 18000 кг, максимальная скорость – 85 км/ч.

 

 

Батарейные блоки базируются в заднем свесе

 

Первый из Швеции

Минувшей осенью в бельгийском Кортрайке шведы провели мировую премьеру первого серийного электробуса Volvo 7900 Electric Hybrid. До начала серийного производства 12-метровой модели в Швеции проходил испытания его прототип габаритной длиной 10,7 м. Он работал на 55-м маршруте Гётеборга – родины компании Volvo. Тесты показали, что до 80% времени нахождения на линии он использовал потенциал дизельного двигателя и только 20% – возможности электромотора. При этом на зарядку батарей уходило максимум 6 минут, а заряда хватало для того, чтобы проехать круг длиной 10 км.

Новый шведский электробус габаритами 12000х2550х3280 мм внешне ничем особенным от обычного автобуса большого класса не отличается. А вот полная масса на тонну больше, чем у дизельных машин — 19000 кг. Причина – в наличии литий-ионных батарей и электродвигателя Volvo I-SAM мощностью 150 кВт с максимальным крутящим моментом 1200 Нм. Наряду с ним используется 4-цилиндровый рядный дизель Volvo D5K 240 с системой впрыска Common Rail. Его потенциал — 240 л.с. и 918 Нм. Вместимость электробуса достигает 95 человек, включая 32 на сиденьях и одного в инвалидной коляске.

За климат в салоне Volvo 7900 Electric Hybrid отвечает система кондиционирования воздуха мощностью 28 кВт. Вентиляция осуществляется через форточки. Транспортное средство имеет электронно-управляемую пневмоподвеску с системой книлинга и портальный задний мост с оптимально подобранным передаточным отношением. Электроника отвечает и за функционирование рулевого управления, и за ретардер, и за дисковые тормоза. Кстати, благодаря процессу рекуперации энергия торможения помогает заряжать аккумуляторные батареи. Расчеты показывают, что по затратам энергии Volvo 7900 Electric Hybrid на 80% эффективнее дизельного аналога.

 

 Два варианта Businova

Уникальный по дизайну «утконос» (электробус Businova с выступающей нижней частью кузова) выпускают в двух вариантах: Midibus габаритной длиной 10,55 м и Standard длиной 11,95 м. Ширина и высота у них одинаковые — 2,55 и 3,20 м соответственно.

Первый обладает полной массой 18,5 т, второй весит на две тонны больше. Число сидячих мест в компактной версии варьируется от 17-ти до 22-х, а в удлиненной достигает 19–29. Midibus везет 43–53 стоящих пассажира, Standard – уже 63–81. В обеих моделях предусмотрено по одному месту для инвалида-колясочника. Общая вместимость городских электробусов Businova достигает 65–70 и 92–100 пассажиров. Отличительной чертой является высокая маневренность. Например, радиус разворота составляет 5,74 м.

Этот транспорт приводит в движение электродвигатель мощностью 180 кВт и генератор  45 кВт. В систему питания включены литий-ионные батареи емкостью 135 кВтч и зарядное устройство мощностью 22 кВт. В конструкцию включен гидромотор рабочим объемом 1,1 л и 4-цилиндровый дизельный двигатель Евро-6 мощностью 80 кВт. Расход ДТ зафиксирован на уровне 15 л/100 км, потребление электроэнергии – 100 кВтч в день. Автономность хода установлена в 200 км. В качестве трансмиссии выбран привод ZF AV 132. Максимальная скорость составляет 70 км/ч, масимальное ускорение – 1,25 м/с2. Ничего не скажешь – хорош «утконос», но пока только для Европы.

 

Из китайской рати

Удивительно, но факт: европейские транспортные операторы присматриваются и к электробусам китайского производства. Примером тому служит недавний показ в Бельгии полностью электрического Yutong E12 Low Floor полной массой 19700 кг.

Низкопольный лайнер из КНР имеет габариты 12000х2550х3340 мм и вмещает 93 пассажира: 27 сидящих, 65 стоящих и одного в инвалидной коляске. В зависимости от компоновки кресел число стоящих мест может составлять 58 или 61. Цветовая гамма интерьера классическая: сочетание серого пластика, синей обивки сидений и мягкого блеска стальных поручней. Водительская зона отделена от пассажирского пространства поясной калиткой, что избавило инженеров от необходимости утяжелять конструкцию высокой перегородкой и ставить индивидуальную систему отопления.

Силовая линия представлена электродвигателем Yutong M280-CV4-H мощностью 200 кВт с максимальным значением крутящего момента 2400 Нм. Электромотор и основные блоки управления скомпонованы в заднем свесе. Доступ к ним обеспечивают подъемные створки. Литий-ионные батареи в количестве 16 штук распределены так: 9 в заднем свесе и 7 на крыше. Их расчетный жизненный срок составляет 4 тыс. циклов. Если допустить ежедневную процедуру разрядка/зарядка, батареи должны служить не менее 11 лет.

 

Двухпалубный BYD

Специально для транспортных операторов Лондона в Китае создан праворульный даблдеккер марки BYD. Точнее, создан привод, поскольку сам кузов – производства британской фирмы Dennis. Двухпалубный BYD eBus вместимостью 81 пассажир (54 сидящих и 27 стоящих) при длине 10200 мм, ширине 2550 мм и высоте 4400 мм обладает колесной базой 5950 мм. Его полная масса — 19000 кг. Передний свес величиной 2422 мм сделан с расчетом на удобство пропуска пассажиров, задний почти классический, размером 1828 мм.

Диаметр разворота этого городского лайнера составляет 22,2 м. Высота дверей над уровнем дороги — 363 мм, высота входа спереди и сзади — по 322 мм. Углы въезда и съезда — соответственно 8 и 10 град. Резина размером 275/70 R22,5 обеспечивает нужные эксплуатационные свойства и ездовой комфорт. Дверные проемы растянулись в ширину по 1200 мм, что ускоряет пассажирообмен. Внутренняя высота салона на нижней и верхней палубе отмечена значениями 2050 и 1840 мм.

Двухпалубник оснащен двумя электромоторами мощностью по 150 кВт и батареями на 345 кВтч. Зарядку обеспечивают два электродвигателя мощностью по 40 кВт. Время полной зарядки батарей достигает 4 часа. Запас хода составляет 240 км на реальных городских маршрутах и максимально возможные 300 км при испытаниях в цикле UITP SORT для пассажирских машин с альтернативным приводом. Предельно преодолеваемый угол подъема — 16%.

 

Сочлененные «гармошки»

Немецкая компания Sileo GmbH представила новинку сезона – 18-метровый сочлененный электробус Sileo S18 Elektro. Кроме него в заводской линейке есть одиночные версии электробусов Typ S10 длиной 10500 мм и Typ S12 длиной 12000 мм. У «гармошки» расстояние от переднего бампера до кормы растянулось на внушительные 18000 мм.

Расположенные на крыше Sileo S18 Elektro литий-иттрий-ионные аккумуляторы вырабатывают 300 кВтч электроэнергии. Одной зарядки током напряжением 450–560 В достаточно для преодоления пути более чем в 300 км. Восстановить потенциал батарей за 5 часов позволяет зарядное устройство мощностью 64 кВт. Все три оси электробуса – производства ZF, причем две ведущие – традиционной для городских машин модели AVE 130. Их приводят в движение четыре асинхронных электродвигателя мощностью по 120 кВт на каждое колесо. На весь привод задействуется суммарный потенциал в 480 кВт и максимальный крутящий момент в 4200 Нм.

Вместительный кузов Sileo S18 Elektro шириной 2550 мм и высотой 3350 мм обладает колесной базой 5881/5997 мм. При трех дверных проемах предоставляет 39 посадочных и 90 стоячих мест. Есть модификация, чья максимальная вместимость еще больше – 51 сиденье и место для 86 стоящих пассажиров. Максимальная скорость достигает 75 км/ч. Неплохо для транспортного средства полной массой 28000 кг.

Электрическая «гармошка» создана и китайской фирмой BYD. Модель BYD Ebus имеет габариты 18100х2550х3435 мм, колесную базу 5250/6700 мм и полную массу 29000 кг. Передний свес достигает 2700 мм, задний — 3450 мм. Диаметр разворота не превышает 22 м. Высота дверей зафиксирована на отметке 370 мм, уровень пола у входа — по 320 мм у каждой из трех дверей. Угол въезда и съезда одинаковый — по 7 град. Резина размерностью 275/70 R22.5. Высота салона — 2200 мм, ширина дверей – 1200 мм. Максимальная вместимость достигает 150 пассажиров (51 сидя и 99 стоя).

Силовая линия BYD Ebus представлена двумя электродвигателями мощностью по 150 кВт. За их зарядку отвечает два мотора по 40 кВт и один пантограф мощностью 200 кВт. При использовании двух моторов на зарядку батарей емкостью 270 кВтч уходит 3 часа, а при задействованном пантографе требуется вдвое меньше, 1,5 часа. Максимальный преодолеваемый подъем равен 17 º. Потенциал батарей позволяет одолевать без подзарядки 170 км, а расчетный запас хода достигает 220 км.

Сочлененные электробусы есть и у других производителей. Например, на стыке 2015/2016 гг. на рынок вышел полностью электрический VDL Citea SLFA Electric габаритной длиной 18,1 м. Многообразие электробусов не ограничивается перечисленными новинками сезона 2015/2016 гг. Есть еще компактные пассажирские машины среднего и малого класса, но это уже тема отдельного обзора.