Спецавтотехника "Снег из города не вывозить!"


 

Виталий Котвицкий

Фото автора и производителей

 

Современные системы удаления снега из улично-дорожной сети, пешеходных зон и дворовых территорий исключают классическую технологию вывоза снежной массы на загородные полигоны или удаленные площадки складирования. Правда, все это доступно при наличии парка современной спецтехники с надстройками и оборудованием …

 

Постулат привлекательности оказался рядом

Нынешней зимой для уборки улиц в пиковые снегопады Москва выставляла 18 тыс. различных машин. Можно было бы и больше техники привлечь, но тогда столица встала бы в сплошной пробке: улично-дорожная сесть едва способна выдержать упомянутое количество специальной и транспортной снегоуборочной техники. Легче было там, где снег вывозили не за пределы МКАД на площадки сухого складирования снега, а на снегоплавильные пункты в черте города. Суммарно нынешней зимой на столицу работало 149 мобильных и 56 стационарных снегоплавильных пунктов.

В Санкт-Петербурге, где позже Москвы начали применять новые технологии переработки снега на местах, в зимнем сезоне 2015–2016 гг. местный водоканал ведет утилизацию снежных масс на десяти стационарных снегоплавильных пунктах и шести стационарных инженерно-оборудованных снегоприемных площадках. Передвижные снегоплавильные пункты работают в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Саратове, Новокузнецке и ряде других городов, на деле доказав экономическую выгоду утилизации снега по месту сбора перед большим тратами при вывозе снежной массы за город.

В Москве чтобы самосвалы со снегом не осложняли транспортную ситуацию пошли на непопулярные меры и на зимнее время ликвидировали некоторые плосткостные парковки. К примеру, до 16 апреля свой статус потеряла парковка в самом центре столицы на Трубной площади, где поставили снегоплавильный комплекс. Это до минимума сократило плечо перевозок и увеличило число кругорейсов на самосвалы – улично-дорожная сеть и дворовые территории быстрее освобождаются от снега.

Если ранее Москва возглавляла рейтинг внедрения новых систем удаления снега, то в нынешнем сезоне инновационный прорыв по новизне сделала северная столица: Санкт-Петербург впервые в России запустили в работу систему измерения объема снежных масс с помощью бесконтактного лазерного сканирования снега в кузове автомобиля. Это обеспечивает 100-процентный учет объема снега, доставляемого на снегоплавильные пункты, позволяет финансировать конкретно выполненную работу, что исключает приписки.

С первого дня снегоуборки программа сканерного комплекса СПП на Рыбинской улице интегрирована в систему учета снежных масс ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Процедура измерения проста, но эффективна. Сам сканер статичен: груженый снегом автомобиль на скорости до 8 км/час проезжает под считывателем рамки сканирующего устройства. Поверхность кузова любого типа сверху и сбоку сканируется лазерами, делая через каждые 10 сантиметров условные разрезы и тем самым формируя контур. Вес и плотность, объем снега тотчас определяются. В темное время суток помогает лазерная подсветка.

Доныне действующая в России и за рубежом методика учета объема сыпучих материалов, в т. ч. утилизированного снега в кузове ТС, бралась исходя из величин, равных паспортному объему кузова автосамосвала, без учета плотности, влажности снега, размера «шапки над бортами, что не соответствовало точному измерению объема груза. Нынешняя методика достоверно определяет объем принятого на утилизацию снега, что для казны важно - оплата производится за переработанные кубометры.

Питерцы взяли за основу отечественную разработку для измерения линейных размеров древесины, поступающей на целлюлозно-бумажный комбинат в г. Сыктывкаре. Там груженые сортиментом машины проезжали под рамкой лазерного сканера, который определял объем привезенной древесины. И хотя для измерения сыпучих материалов ранее такое оборудование не применялось, разработчики системы из компании «Интерфейс» (Республика Коми) адаптировали установку и программное обеспечение для измерения в кузове объема снега, а заодно и другой «сыпучки» - песка, гравия, отсева, свежего асфальта и т.д.

Установка комплекса состоит из Г-образной рамки сканера, двух блоков, в котором один блок отвечает за область сканирования объекта, а второй - обрабатывает полученные данные. Принцип сканирования построен на основе триангуляции, широко применяемой в оптических методах трехмерного измерения с помощью кодированного света.

 

По улице «мартен» возили. Для снега…

Российский сегмент машиностроения на новые технологии утилизации снега среагировал. Появились надстройки на самоходном шасси, прицепах, есть стационарные и даже малогабаритные дворовые установки. Правда, к рейтинговым высотам техники канадской компании Trekan российским машинам еще далеко, да и конкурировать им с заокеанской техникой весьма сложно…

Помимо упомянутой выше компании Trekan (модели 15-PD, 20-, 40-, 60-, 80-, 05, 135-PD) на наш рынок имеет свои виды американский производитель SRS (Snow Removal Systems), чьи снегоплавильные машины (srs-p70, srs-p100, srs-m150) известны всему миру. Изготовленная по аналогу SRS техника Glory Road (P-20, P-60, P-100, IG-300) с португальской маркировкой тоже пробивается наш рынок. На торговую площадку РФ с надеждой на признание смотрит из США Snow Dragon (SND900, SND 1800, SND5400).

Наиболее известна техника Trekan, которая первой пришла в Россию. Нынешний год для канадского производителя знаковый – 10 лет присутствия в России. Первые три машины (20-PD, 60-PD, 80-PD) в еще 2006-м приобрела Москва. До введения санкций и валютных скачков на балансе российских предприятий находились 52 мобильных комплекса. Самая большая популяция такой техники в Москве – 27 ед., из которых 11 машин модели 80-PD, 15 ед. – 60-PD и одна машина 20-PD. Еще две машины имеет Московская область (135-PD и 80-PG).

В управляющих компаниях Санкт-Петербурга находится 12 машин (1 ед. – 135-PD, 7 ед. – 80-PD, 2 ед. – 60-PD и по одной модели 135-PG и 80-PG). Помимо этого, морской порт Санкт-Петербурга держит 60-PD для собственных нужд. Три снегоплавильные мобильные системы эксплуатирует Самара (одну 80-PD и две 60-PD), по две передвижки имеет Казань (80-PD) и Владивосток (60-PD). По одной «шестидесятке» работает в Новосибрске и Кемеровской области (г. Таштагол). Даже очень северный Мурманск прирос одной мобильной установкой 80-PD.

Канадские двухтопливные (солярка или газ) снегоплавильные машины используют в своей конструкции погружную горелку по схеме непосредственного контакта продуктов сгорания с водой и снегом в плавильном котле. В отличие от машин других производителей, в т. ч. и российских, такая снегоплавилка может работать без предварительного заполнения бункера водой, поскольку разработчики применил специальную форму форсунок (горелок).

Производительность солидная. К примеру, упомянутая 60-PD может за час проглотить 69 т снега. При плотности снега 0,3 т/м³ это 200 м3 массы. Такое количество снега могут подвести 15–16 самосвалов КАМАЗ: выгрузка у бункера  примерно каждые 4–5 минут. Печка с такой массой справляется на раз – горелка в среднем выдает 12 245 000 кДж/час.

 

Что такое хорошо и что такое плохо

Хозяйственники поняли: система утилизации снега в зоне уборки позволяет не только сэкономить до 60% средств налогоплательщиков относительно старой технологии вывоза снега за город самосвалами, но и в 2–3 раза убыстряет очистку территорий от снега. Правда, импортная техника пока не востребована: при нынешнем валютном колебании машины и установки отечественного производства в несколько раз дешевле импортных. Наши разработки во многом скопированы, но без заумных интеллектуальных систем автоматизации и бортовых компьютеров. Есть у нас ноу-хау.

В Питере, как и в Москве, «мартены» работают круглосуточно. Стационарные снегоплавильные пункты (ССП) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для утилизации снега в снегоприемных камерах используют тепло сточных вод, которые даже зимой имеют температуру около 16 град. Образующаяся талая вода по коллекторам поступает на канализационные очистные сооружения, где проходит полный цикл очистки. За сутки десять СПП Водоканала способны растопить не менее 59 тыс. м³ снега.

В люк канализации сливают талые воды и передвижные снегоплавильные надстройки на автомобильном шасси или прицепных системах. Для разрушения снега вместо теплых стоков плавильные бункеры получают горячую воду от труб нагретого горелками теплообменника. Могут быть бункеры с сухой загрузки, без горячей воды, но с горелками специальной конфигурации.

Российские машины конструкторского бюро экспериментальных машин «Металлист-ОСА» в своих снегоплавильных камерах использует тепло от жидкотопливных горелок, установленных на специальные водогрейные котлы. В отличие от некоторых российских производителей, компания не остановилась на стационарных и буксируемых снеготаялках, начала выпускать надстройки для автомобильных шасси КАМАЗ, выдав потребителям модель УМС с горелками Giersch (Германия). Это полностью автономные станции, они оперативно перемещаются к месту работы, плавят снег на ходу, перекачивая талую воду в автоцистерну на прицепе.

Свою нишу в российской емкости рынка удерживают и установки серии СТМ «ВНИИстройдормаш» (Москва), «Горыныч» из Питера. Выделяются снеготаялки «ТОТЕМ» группы компаний «ВТК-Пром». У них самый высокий КПД среди аналогов – где-то 90%. Этого удалось достичь за счет теплообменников из нержавеющей стали, высокая теплопроводность которой дает преимущества. Площадь поверхности теплообменников там оказалась больше любых аналогов за счет их сложной конструкции и формы. К тому же использование только нержавеющей стали позволило снизить толщину стенок теплообменников, что также повышает КПД изделия.