Спецперевозки "Причальный эвакуатор вызывали?"


 

 Валентин Ожго  

Фото автора и производителей


Речной и морской маломерный флот России уже немыслим без машин берегового обслуживания: быстроходный катер, прогулочная лодка или сверкающая красками и роскошью яхта своим выходом в акваторию обязаны именно такой спецтехнике…

Когда импортозамещение не оправдано

В сухопутной логистике плавсредств без причальной спецтехники не обойтись. Во-первых, с нее начинается эвакуация яхт, моторных лодок и катеров на берег по окончанию навигации. Во-вторых, береговые подъемники, (яхтенные краны, эвакуаторы, лифты) перед открытием сезона становятся непременными участниками процесса спуска судов на воду. Частично такие работы могут выполнять обычные автокраны, но дальше маломерок и легких катерков их полномочия не распространятся – не того поля ягоды. Есть и третий фактор: большие дорогостоящие яхты и катера требуют очень бережного отношения при погрузочно-разгрузочных операциях. А это возможно только при наличии специализированных машин с мягкой и гибкой крепежной атрибутикой для перемещения судов по берегу, в воду или на причал.

Российское машиностроение выпуском причальной грузоподъемной техники для спуска/подъема маломерных и малотоннажных судов не занимается. Тема импортозамещения таких машин даже не поднимается, поскольку специфическая техника для нашего рынка является почти что штучной и для серийного производства из-за малого количества заказов будет убыточной: и в хорошие-то годы желающих ее приобрести было не более десятка в год по всей стране, не говоря уже про период финансовых неурядиц.

Обзвонив основных поставщиков специализированного подъемно-транспортного оборудования для катеров и яхт, мы так и не получили ни одного утвердительного ответа о ввозе на российский рынок и продаже в 2015-м машин такого предназначения. Санкции помехой в поставках не стали: ни один из европейских и заокеанских производителей не пошел на уговоры политиков и торговых отношений с российским бизнесом не порвал. Причина другая – стоимость такой техники после колебания курса валют стала заоблачной.

В досанкционный период на таможенную территорию РФ самоходные судовые подъемники в чистом виде и судовые подъемники-амфибии ввозили часто. Как и судовые вилочные автоподъемники мачтового типа с удлиненными захватами для многоярусного складирования (штабелирования) катеров и лодок.

 

И по берегу провезет, и в воду затолкает…

К открытию навигации руководители многих клубов, лодочных станций и береговых служб намерены снова арендовать автокраны средней, большой и сверхбольшой грузоподъемной размерной группы. Такие машины скорее исключение из правил, нежели норма, поскольку для операций по спуску или подъему судов разного регистрового тоннажа требуется спецтехника нужной тематики.

Конечно, при крайнем случае и автокран подойдет. Однако для спуска маломерной лодки или катера с берега по наклонной бетонированной дорожке (слипу) лучше все-таки использовать дворовую тележку с проушиной на дышле для сцепки с обыкновенным тракторным или автомобильным сцепным устройством (фаркопом) или же со сцепным шаром легкового автомобиля путем частичного или полного погружения прицепа в воду.

Это обычная прицепная лодочная каталка с U-образной формой рамы, двумя или четырьмя колесами-малодюймками, системой расширения и удлинения (роспуска) для операций с разной длиной, обводом и шириной корпуса. Там нет плафонов светооборудования на заднем свесе рамы, которые обязательны в магистральных прицепах: во избежание короткого замыкания в электропроводке при погружении тележки в воду стоят классические катафоты (световозвращатели), которым не страшны водные процедуры.

Для операций по спуску или подъему дорогостоящих длинномерных или яхт и катеров большого водоизмещения все-таки лучше подойдет специализированный яхтенный кран (судовой подъемник). По своей конструкции такие крановые машины очень схожи с портальными контейнеровозами, о которых мы уже не раз рассказывали. Правда, те по верхнему контуру имеют замкнутую прямоугольную конструкцию, а у судоподъемников П-образная схема продольной плоскости верхнего контура конструкции для размещения на ленточных ремнях плавсредств с увеличенной длиной и высотой.

При всей схожести с портальными контейнеровозами, у которых полноценная операторская кабина расположена на самом верху, мобильные подъемники лодок в большинстве случаев имеют стоячий пост управления внизу с рычажно-джойстиковой схемой управления. Правда, для особенно сложных подъемно-транспортных операций можно задействовать поясной блок дистанционного радиочастотного управления с таким же функционалом джойстика и пальчиковых рычагов. По желанию радиопульт управления можно при заказе исключить из перечня комплектации, заменив его фидерным пультом ДУ с передачей команд управления по проводам.

 

…И все-таки нашего полку прибывает

Российские яхт-клубы и лодочные станции пользуются как европейскими, так и заокеанскими судоподъемниками. Правда, их не очень-то и много у нас. К примеру, в московском регионе самый большой причальный яхтенный кран работает в порту яхт-клуба МРП (Московского речного пароходства) на правом берегу Клязьминского водохранилища в районе Дмитровского моста. Там задействовали Ascom ВНТ 160 итальянского производства. К слову, в этом сегменте спецтехники все производители проявили солидарность, заложив в цифровой индекс названия моделей грузоподъемный потенциал крана в метрических тоннах. Яхт-клуб «Буревестник» на правом берегу Клязьминского водохранилища на таких операциях использует модель Ascom BHT-100  грузоподъемностью в 100 тонн.

На хоздворе международного выставочного комплекса «Крокус Экспо» в Москве часто приходилось наблюдать легкоразмерный лодочный кран BFMII 25 в 4-колесном исполнении с маркировкой американской компании Marine Travelift, Inc, который обслуживал проводимые там яхтенные салоны и выставки. А вот рекорд по силовому диапазону на яхтенном рынке России должен побить 450-тонный кран BL Travel Lift, изготавливаемый итальянской компанией Boat Lift для крупнейшего в Азово-Черноморском бассейне «Алексино порт Марина Shipyard» (Новороссийск). Подъемник на пневмоходу помимо выполнения операций на берегу по спуску, перемещение и подъему судов будет обслуживать суда соответствующего водоизмещения, которые стоят на ремонте в судоремонтном комплексе.

В ноябре российский заказчик произвел очередной платеж итальянскому производителю за изготовления мобильного крана для докования судов с массой до 450 т. В парке причальной спецтехники это уже будет вторая машина такого предназначения. Первый судоподъемник имеет грузоподъемность 160 т и может оперировать лишь с судами длинной до 45 и шириной до 8 м. Нынешняя покупка призвана удовлетворить постоянно повышающийся спрос на ремонт судов еще большего водоизмещения.

Исполин береговых операций, как и модели меньшего грузоподъемного потенциала, получил колоссальную маневренность за счет электронной системы выравнивания колес. У машины 90-градусная поворотная система рулевого управления для движения в любую сторону с прямым, диагональным или боковым перемещением по площадке, собственная система взвешивания, ограничитель подъема в случае запредельных величин грузоподъемности с тремя порогами реагирования.

Это – классический кран. Такая конфигурация позволяет открытой стороной наезжать на тот же полуприцеп с доставленной по суше лодкой или подхватывать ее на воде в П-образном доке. Высота плавсредства из-за отсутствия четвертой поперечины по верхнему контуру конструкции значения не имеет. Такелажникам достаточно подвести прочные поясные ремни под корпус лодки, в нужных местах уложить подкладки для уменьшения нагрузки на изгибы корпуса лодки и, собственно, поднимать ее вверх для перевозки с берега в воду или на оборот.

 

Когда с подъемником и жизнь хороша и жить хорошо

Упомянутые выше мобильные пневмошинные краны этих и других производителей являются самоходными судовыми подъемниками докового исполнения. Если, к примеру, взять яхтенные краны Ascom последнего поколения, то серия машин ВНТ предназначена для операций по спуску/подъему яхт с площадки специального сухого дока и без работы на уклонах. Небольшие рельефные или искусственные наклоны им под силу, но частичное, полное погружение колес и даже глубже в воду исключено.

Для работы в воде по наклонному слипу у этого производителя есть амфибийные (погружаемые) самоходные судовые подъемники серии ATS. Это по конструкции почти такие же подъемники, как и ВНТ, но с возможностью работы без потери устойчивости и производительности до 8%, а в некоторых случаях в опционе с преодолением угла наклона до 14%.

Независимо от производителя практически все П-образные (подковообразные) яхтенные краны, имеют общую конструкторскую школу. Некоторые отличия есть, но базовые постулаты конструкции даже в последнем поколении машин не меняются. Ходовая база строится на 4-точечном колесном контуре с одинарной ошиновкой каждого пилона в легкой размерной группе, двойными шинами в средней и тяжелой группе судоподъемников и даже с четырехколесными тележками на каждой стойке в супертяжелом (600 – 1000 т) грузоподъемном диапазоне.

К примеру, итальянские мобильные среднеразмерные подъемники серий ВНТ и ATS грузоподъемностью от 160 до 400 т имеют сдвоенную ошиновку (8 колес с механизмом самокоррекции для увеличения маневренности на поворотах). Два колеса являются ведущими. Ходовая получила пропорциональное/неограниченное количество скоростей при выполнении маневров и в движении.

Для оптимального распределения нагрузки и удельного давления на причальные подмостки или наклонный слип такие машины имеют восемь точек строповки с приводом от четырех независимых лебедок, работающих в синхронном режиме. О бортовой автоматике системы защиты от перегрузки и легкости управления с помощью двух многофункциональных джойстиков можно говорить много.

 

Для взрослых пришлось тоже

делать радиоуправляемую машинку

Многие эксперты выделяют в последнем поколении лодочных подъемников с гибким подвесом главную новизну: машинам придали дублирующий пост управления с поясного радиочастотного ДПУ. Принцип работы позаимствовали у детских игрушек. Отличие лишь в том, что у настоящих, а не игрушечных машин дистанционный блок радиоуправления имеет более широкие возможности.

Если раньше для точного позиционирования машины с подвешенной на гибких стропах лодкой приходилось привлекать еще людей, которые во избежание столкновений с другими объектами на причале (возле дока, эллинга) и повреждений машины и груза корректировали движение с помощью голосовых команд, то теперь это проблема исчезла. Привод ходовой базы, лебедочные механизмы, управляемые оператором с блока дистанционного пропорционального радиоуправления, неудобство устранили, увеличив не только операционную безопасность, но и снизив накладные расходы.

Отныне оператор выбирает наиболее подходящее место для управления, имея возможность перемещаться вокруг крана и с любой точки вести машину. Поясной блок дистанционного ПУ (1.8 кг) многофункционален, является уменьшенной копией основного поста управления. Там расположен клавишный переключатель пуска дизельного двигателя, джойстик для перемещения вперед-назад и подъема-спуска, джойстик для установки точек подъема и рулевого управления. Также стоят четыре переключателя на каждую из четырех лебедок, три селектора для различных функций, один переключатель-акселератор, переключатель для выбора скорости (высокая-низкая), а также грибовидная красная кнопка аварийной остановки.

Практически все разработчики для более производительной и качественной работы лодочных кранов на транспортных и погрузочно-разгрузочных операциях начали ставить такой функционал. И не прогадали. Родоначальником здесь оказался упомянутый выше и хорошо знакомый в России Ascom, первый внедривший революционное устройство для нужд судоподъема. К слову, изготавливаемый сейчас в Италии для Новороссийска 450-тонный судоподъемник BL Travel Lift тоже имеет радиочастотный канал дистанционного управления.