Тест-драйв "ЛИАЗ-429260: на 2,5 м короче"


  

 

«Русские Автобусы» Группы ГАЗ создали ЛИАЗ-429260 – низкопольный автобус среднего класса длиной 9,5 м для городских перевозок. Для знакомства с ним главного редактора журнала «АС» пригласили на завод в Ликино-Дулёво, где и прошел тест-драйв новинки, существующей пока в единственном экземпляре.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Свежий взгляд

Городской полностью низкопольный ЛИАЗ-429260 не имеет аналогов в отечественном автобусостроении. И дело не только в габаритах 9500х2500х2740 мм (с кондиционером – 2990 мм) и колесной базе 4500 мм. Не строили такие машины среднего класса по банальной причине – не было портальных мостов. А вот зарубежный аналог был – автобус Breda Menarinibus с поперечно расположенным двигателем, который в свое время демонстрировали на международном автобусном салоне Busworld в бельгийском Кортрайке.

Между тем, идея создания укороченного ЛИАЗа родилась не в качестве подражания Европе и не в конструкторском бюро завода, а на маршрутах Подмосковья. Анализ пассажирских потоков показал: наряду с 12-метровыми автобусами большой вместимости маршруты областных и районных центров нуждаются в современных компактных транспортных средствах. Низкопольная модель ЛИАЗ-429260 габаритной длиной 9,5 м вместимостью до 80 человек стала ответом на запрос рынка.

Прототип нового городского «извозчика» впервые показали минувшей весной в подмосковной Коломне. Но то, что пришлось тестировать в Ликино-Дулево осенью – совсем другая история. Конструкторы сместили среднюю дверь ближе к аркам задних колес, убрали подиумы в передней части салона. На арку левого переднего колеса водрузили 180-литровый топливный бак. И в целом салон облагородили. Но даже этот вариант будет отличаться от того, что пойдет в серию!

Первое, что бросается в глаза в оформлении новой машины – продуктовый логотип бренда ГАЗ в виде семигранника с хромированным оленем на черном фоне. Да, привычный овал с надписью ЛИАЗ здесь не предусмотрен – такова новая маркетинговая политика компании с 2015 г. За счет больших окон и ломаных линий боковин визуально коробчатый кузов не выглядит неуклюжим. Наличие трех дверей говорит об удобстве посадки и высадки. Данный тезис подтверждает и низкий уровень пола, благодаря чему время прохождения маршрута на 15% меньше, чем у высокопольных автобусов.

Не забыта категория маломобильных пассажиров. Во-первых, ЛИАЗ-429260 оборудован системой книлинга, обеспечивающей наклон кузова в сторону дверей на 7º. Во-вторых, в средней части салона создана просторная площадка для инвалидной коляски, а напротив нее в пол вмонтирована механическая рампа. В-третьих, кресла для людей с ограниченными физическими возможностями оборудованы подлокотниками, а ширина подушек сидений примерно на 5 см больше, чем ширина стандартных пассажирских мест.

 

Выигрыш в цифрах

Укороченная модель частично унифицирована с ЛИАЗами большого класса и при этом обладает рядом преимуществ. Речь не только о выигрыше в маневренности перед 12-метровыми городскими автобусами. Умеренная габаритная длина позволяет оптимизировать затраты на обслуживание маршрутов с небольшим пассажиропотоком. И прежде всего, это дает использование агрегатной базы автобусов среднего класса. Например, здесь стоит более экономичный 4-цилиндровый, а не 6-цилиндровый двигатель. А будь машина длиной более 10 м – потребовалась бы подборка агрегатов к 12-метровикам, включая тот же 6-цилиндровый двигатель. Снаряженная масса 9,5-метровой версии меньше 12-метровой, а это тоже вклад в копилку уменьшения эксплуатационных расходов.

Внутри заводского семейства городских машин налицо унификация новинки с полунизкопольным ЛИАЗом. Экономия и в том, что нет углового редуктора для радиатора сбоку – используется простой ременный привод. Такое удешевление позволило сохранить цену в рынке. Правда, в конструкции ЛИАЗ-429260 есть импортные компоненты: мосты, коробка передач и тормозная система. Зато все остальное – российского производства. В стандартном оснащении применяется пол, покрытый линолеумом. Как опция доступен заливной пол, но его стоимость вдвое дороже.

Заводская гарантия – стандартная для городских автобусов ЛИАЗ: 18 месяцев или 150 тыс. км пробега. Для сравнения: на междугородных моделях Группы ГАЗ большого класса («Круиз», Вояж») практикуется гарантия 12 месяцев без ограничения пробега. Межсервисный интервал (начиная с ТО-2) для двигателя ЯМЗ установлен в 30 тыс. км. Наконец, важное преимущество – розничная цена городского лайнера. На 9,5-метровый ЛИАЗ-429260 она стартует с отметки 5,6 млн руб. в базовом исполнении до 7,0 млн руб. за версию, укомплектованную автоматической коробкой передач Allison. Для сравнения: прайс-лист на ЛИАЗ-529260 габаритной длиной 10,5 м (всего на метр больше) начинается от 7,5 млн руб., и это – за пассажирскую машину в базовом оснащении.

Заводские специалисты уверяют, что ЛИАЗ-429260 обладает высокой остаточной стоимостью. По крайней мере, этот вывод сделан на основе расчетов. Явный плюс – высокая надежность и ресурс агрегатной базы и долговечность кузова (не менее 12 лет). А все это, вместе взятое, и является показателями эффективности.

 

 

Планировка салона

…Я вошел в салон, и двери за мной автоматически закрылись. Оказывается, когда заглушен двигатель, функция Multipleks позволяет регулировать время закрывания дверей. Ей же подвластно выключение света и массы. Неплохо для городского автобуса среднего класса!

Расстояние от пола до потолка варьируется в пределах 2 150–2 280 мм, и это при высоте пола над уровнем дороги в 360 мм. Число посадочных мест в салоне городского ЛИАЗ-429260 начинается от 19+1 (где одно место закреплено за людьми с ограниченными физическими возможностями). В этом случае общая вместимость достигает 68 человек. Промежуточный вариант располагает 23+1 креслами и способен вмещать до 72 пассажиров. Наибольшее число посадочных мест (27+1) обеспечивает пригородная модификация, рассчитанная на перевозку 68 человек. Впрочем, главный конструктор уверяет, что реальная вместимость составляет 80 пассажиров. Просто в 2014 г. заключили контракт с «Мострансавто», в рамках которого было прописано ограничение по вместимости – 75 пассажиров. По сути, под эти требования и сертифицировали новую модель.

Лежавшая в кармане рулетка пригодилась для замеров, которые позволяют судить об удобстве автобуса для пассажиров. Оказывается, ширина входа в первую и третью дверь одинаковая – 785 мм, но при открытых дверях по уплотнителям проем меньше – 625 мм. Средний вход сделан в проеме шириной 1325 мм, но по внутренней поверхности дверей расстояние ограничено значением 1210 мм. Впрочем, через него любая инвалидная коляска пройдет без проблем.

Корма приютила три раздельных кресла, до которых надо преодолеть две ступени высотой 320 мм (от уровня пола) и 315 мм (от поверхности первой ступени). Перед самой «Камчаткой» сиденья попарно установлены друг напротив друга с интервалом в 585 мм. Перед сиденьями, отгороженными от входного проема оргстеклом (на серийных моделях его не будет), свободное пространство составляет 280 мм – достаточно, чтобы колени в него не упирались. Ширина прохода между сиденьями задней части салона доходит до 595 мм, тогда как ширина тоннеля на полу – 450 мм.

В передней части салон кажется просторнее, но это обман зрения: ширина прохода между спинками кресел (правое – по подлокотнику) всего 535 мм. При поднятом (транспортном) положении кузова высота пола спереди составляет 345 мм, в опущенном системой книлинга (остановочный режим) – всего 270 мм. В районе средней двери эти значения составляют соответственно 360 и 285 мм. У третьего дверного проема в заднем свесе замеры показали 370 и 305 мм. Система книлинга позволяет понизить уровень входа примерно на 7 см. Величина небольшая, но для людей преклонного возраста весьма существенная.

В огромных по площади боковых стеклах предусмотрительно сделаны форточки общей высотой 320 мм (по стеклу – 240 мм, а с учетом тонировки – 290 мм). Всего форточек 4 шт. Кроме них естественную вентиляцию обеспечивают два потолочных люка, которые на случай аварии служат и запасными выходами. Принудительную вентиляцию обеспечивает кондиционер «Август» хладопроизводительностью 18 Вт. Продумана и система отопления салона. Она жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и встроенным независимым жидкостным подогревателем Spheros Thermo E200.

 

Агрегатная база

На первом варианте 9,5-метрового ЛИАЗа установлен ярославский дизель ЯМЗ-53403 экологического класса Евро-5 с EGR, т.е. без мочевины. Его мощность – 210 л.с., хотя рассматриваются и варианты поскромнее, потенциалом в 190 л.с. В стандарте идет коробка передач ZF Ecolife, однако на выбор перевозчику предлагается и опция в виде «автомата» Allison.

Передняя подвеска независимая, ZF RL55. Сзади используется портальный мост, специально подобранный под колеса диаметром 19,5 дюймов (на 10,5 и 12-метровых ЛИАЗах применяются колеса большего диаметра).

Из смотровой ямы я внимательно обследовал ходовую часть нового лайнера по всей длине и ширине. Первое, что бросилось в глаза – отсутствие пластиковых и металлических экранов, защищающих компоненты от грязи, влаги, песка и химреагентов. Впрочем, не будем судить строго: предсерийный образец – еще не показатель того, каким автобус будет сходить с заводского конвейера. В то же время, масляный поддон картера двигателя наверняка останется беззащитным: вряд ли есть смысл закрывать его от ударов на городских улицах, ведь кроме проезда «лежачих полицейских» никаких других препятствий на пути следования не предвидится. А стальная защита, как ни крути – лишний вес, расход топлива и дополнительные неудобства при обслуживании.

Хорош 9,5-метровый ЛИАЗ и установленным оборудованием. Например, на ветровом стекле установлен датчик дождя. На усмотрение водителя можно задавать интенсивность работы щеток, приспособив ее к конкретным погодным условиям. Уровень комфорта создает наличие кондиционера, тонированные стеклопакеты, аудиосистема, электронные рейсоуказатели. В разряд безопасности отнесены спутниковая система ГЛОНАСС/GPS, видеорегистратор наружного и внутреннего наблюдения, система пожаротушения. К плюсам относятся цифровой тахограф, противотуманные фары и прочие полезные мелочи.

 

Водительский подиум

Водительский «трон» поднят над уровнем пола на 245 мм и закрыт от пассажирского салона перегородкой, в которой встроена запираемая дверь и окошко для продажи билетов.

Самая важная особенность водительского места – в его соответствии европейским требованиям EBSFED, предусматривающим наличие универсальных органов управления. Смысл в том, чтобы при переходе с одного транспортного средства на другое (включая электробусы и троллейбусы) водителю не требовалась дополнительная подготовка, а уж тем более – переобучение. На ЛИАЗ-429260 стоят органы управления Continental, которые отвечают стандартам ЕС. Это подразумевает и то, что нет нареканий к эргономике – она выверена до малейших нюансов.

На борту прошедшего тест автобуса используется электронная цифровая система Multipleks – бортовой компьютер, управляющий всеми узлами и агрегатами. По сравнению с ранее применявшейся аналоговой схемой это позволило снизить вес оборудования на 150 кг за счет отказа от многочисленных жгутов проводки. Правда, аналоговая система управления – более дешевая и она наверняка еще будет востребована.

Любая неисправность определяется в онлайн-режиме в течение 5 секунд. Технический специалист может дистанционно определить, что случилось с автобусом и принять решение о его возвращении в парк своим ходом или с помощью эвакуатора.

В помощь водителю задействована функция кругового обзора. Ей подчинены четыре видеокамеры: спереди, сзади и по бокам. Это заводской вариант. А, например, на автобусах «Мосгортранса» применяются сразу 9 камер! Дополнительные видеокамеры устанавливают на каждую дверь, плюс на месте водителя. И самое интересное – запись изображения ведется на жесткий диск, это своего рода «черный ящик». При необходимости транспортная компания всегда может отсмотреть запись, чтобы определить, к примеру, обоснована жалоба конкретного пассажира или нет.

 

Проба руля

Протестировать новинку мне позволили на территории предприятия, благо на Ликинском автобусном заводе есть, где разогнаться, поманеврировать, затормозить в пол без риска создать угрозу окружающим.

Автобус не был загружен до максимально допустимых 14 400 кг, но к снаряженной массе в 9 020 кг можно было прибавить вес десяти пассажиров. В порожнем состоянии собственный вес автобуса на переднюю/заднюю ось распределяется в соотношении 2 555/6 465 кг, при полной массе цифры меняются: 5 000/9 400 кг. Получается, чем больше пассажиров на борту, тем выше нагрузка на переднюю ось. И хотя разница незначительна, она все-таки есть. Что ж, для стабильной управляемости это неплохо.

Независимый портальный передний мост ZF RL55EC с дисковыми тормозами очень хорош! Не гремит на стыках бетонных плит, не дрожит на трещинах в асфальте. И позволяет задавать очень точную траекторию движения. Особенности его конструкции – центральный конический редуктор, передаточное отношение i=5,78 и, естественно, дисковые тормоза. По субъективным ощущениям, диаметр разворота впечатляет своей компактностью. Позже я заглянул в техническое описание: так и есть – зафиксировано значение в 8,9 м. Рулевой механизм ZF Servocom 8095 c гидроусилителем превращает операцию по развороту на 180 град. и маневрирование в ограниченном пространстве в легкую операцию, не требующую от водителя автобуса сверхусилий.

Кстати, на ЛИАЗ-429260 применяется пневматическая двухконтурная система тормозов с антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) системами.

К двигателю ЯМЗ-53403 рабочим объемом 4,43 л – никаких нареканий. Работает тихо, стабильно и производительно. Конечно, за одну поездку весь потенциал мощности (210 л.с. при 2 300 об/мин) и максимального крутящего момента (830 Нм в диапазоне 1 200–1 600 об/мин) не прочувствуешь. Но надо отдать должное: мотор обеспечивает уверенный разгон, не тупит при резкой смене режима движения. И сочетание с автоматической коробкой передач ZF 6AP-1000B практически идеальное. Когда автобус встанет на конвейер, будет еще и «автомат» Allison T2100, но и с этой КП автобус ведет себя весьма покладисто.

Признаться, разгонять ЛИАЗ-429260 до потолка в 85 км/ч я не стал. В конце концов, оснований сомневаться в такой возможности нет, а в действительности подобная скорость на маршруте не понадобится. Но даже без «максималки» новый «горожанин» из Ликино-Дулёво оставил о себе самое позитивное впечатление. Побольше бы таких новинок на наших дорогах!

 

Еще не вечер!

Под занавес тест-драйва стало известно: наряду с трехдверной городской машиной с низким уровнем пола по всей длине будет выпускаться и двухдверная полунизкопольная на 25/75 мест. Она получит шесть вариантов компоновки салона. В ее конструкции станет использоваться обычный, а не портальный ведущий мост, что отразится на удешевлении автобуса.

В декабре 2015 г., когда автор писал эти строки, на Дмитровском автополигоне проходила сертификация «пригорода» на 32 посадочных места и «города» на 19 посадочных мест. Кузова этих машин, вплоть до панелей крыши на 60% унифицированы с 92-й моделью (ЛИАЗ-5292) габаритной длиной 12 м. Абсолютно одинаковыми у них являются ширина и высота. Что же касается длины, то и 9,5 м – возможно, не последний ответ Ликинского автобусного на требования рынка. Никто не знает, чего захотят и потребуют пассажиры завтра, а ведь именно они голосуют за транспорт рублем.