Землеройная техника "С нулевым результатом импортозамены"


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителей

В группе грейдеров полунавесного фронтального исполнения для погрузчиков с бортовым поворотом и тракторов российское машиностроение жутко пасует. Самоходные грейдеры трех ведущих заводов РФ и одного из Беларуси имеются в избытке, а вот грейдерной навески не найти...

 

С клеймом made innenache

Исключение составляет только «Четра». Она еще в позапрошлом году показала малолитражный погрузчик МКСМ 1000А с фронтальным полунавесным грейдером. По большому счету к собственной разработке его вряд ли можно отнести, поскольку это «чистокровный итальянец» от U.Emme. Но и все, больше  ни у кого из наших производителей ничего подобного не получилось, никто и не брался за столь нужный рабочий агрегат для маломерных машин.

К грейдерной технике большее тяготеют дорожники, строители, хотя ее операционные возможности всегда подкупали хозяйственников предприятий промышленности, коммунальной сферы и аграрного сектора. Интерес понятен: одно дело приспособить под планировочные и профилировочные земляные работы прожорливые бульдозеры, экскаваторы-погрузчики с узким отвалом или фронтальные погрузчики с ковшом, а другое –  задействовать специально адаптированные под такие операции более экономичные грейдеры.

Хозяйственники с несвойственных дорожному строительству предприятий в редких случаях приобретают такие узкоспециализированные машины. В приоритете универсальная техника со сменной рабочей атрибутикой. Тот же погрузчик с бортовым поворотом независимо от клейма производителя держится на пике популярности. Дай ему в виде фронтальной навески небольшой грейдер для малообъемных планировочных операций и такая машина превратится в первоклассного мастера земляных работ.

«Четра» так и сделала, придав своей малолитражке МКСМ грейдерное оборудование от U.Emme. Нужно сказать, что на российской торговой площадке свои фронтальные грейдерные навески предлагают многие мировые производители, но на слуху держится не более 3–4 брендов. Даже с учетом санкций никто этот список не покинул и никто в него за последний год и не вошел.

Упомянутая фирма U.Emme (Италия) продвигает серию машин Cobra HD с рабочей шириной грейдерного отвала от 2,4 до 2,7 и Cobra STD с полосой рабочей зоны от 2,1 до 2,5 метра. Компании PTH (Германия) с сериями  Speedy и Speed G2 XL для навески на тракторы, фронтальные погрузчики и машины типа Unimog, AP Machinebouw (Нидерланды) с навесками продуктовой линейки Twister, GF Gordini (Италия) с агрегатами LG и др. тоже стремятся освоить наш рынок. Мониторит торговую площадку постсоветских республик заокеанский Worksaver (США) с надеждой дать ход своим простеньким грейдерам SSGB-8A для маломерных машин, но реального его присутствия у нас не замечено.

Всех перечисленных производителей объединяет одно – наличие в продуктовой линейке доступной по стоимости альтернативы самоходным грейдерам (автогрейдерам). По сути, они предлагают эконом-вариант для муниципальных, коммунальных, фермерских хозяйств, коттеджных поселков, предприятий бюджетной сферы. Впрочем, не брезгуют такой «малышней» и маститые компании с солидным финансовым оборотом.

О больших операционных объемах для грейдерной техники такого исполнения речь не идет. На постоянстве таких работ тоже не следует акцентировать – нужно что-то спланировать на участке, подремонтировать грунтовую дорожку – навешивай грейдер и делай, независимо от времени года. Для подсобных работ на предприятиях, в строительных и дорожно-ремонтных организациях, в т. ч для планирования дорог и участков в фермерских, парковых и ландшафтных хозяйствах, внутри дачных и садовых товариществ такой инструментарий в самый раз. Главная привлекательность в том, что это сменное оборудование: при отсутствии необходимого фронта земляных работ можно использовать машину-носитель (бортовой поворотный погрузчик, фронтальный погрузчик, трактор) с другой навеской. Упомянутая МКСМ, к примеру, в палитре навесок имеет не менее 30 разноплановых рабочих органов.

 

 

 

 

Мистер-Twister, Cobra, Ураган и Торнадо…

Долгое время считалось, что самый маленький навесной грейдер для комплектации погрузчиков с бортовым поворотом сошел с кульмана разработчиков U.Emme. Их Cobra 2100 STD имеет грейдерный отвал 2,1 м длины (относительно продольной осевой линии базового носителя – ширины). В номенклатурной линейке производителя это и поныне самый маленький размер навески. Однако на торговой площадке Евросоюза, а с недавних пор еще и постсоветского пространства самой маленькой грейдерной навески для комплектации погрузчика с бортовым поворотом считается AP Machinebouw, т.е. ее модель Twister I.

Рабочая зона полосы Twister I держится в диапазоне 1600/1800 мм. Максимальный размер операционного захвата полосы принадлежит модели Twister III, которая выводит свой грейдерный отвал на три позиции – 2400/2600/2800 мм. У промежуточной между ними модели Twister II размерность меньше – 2000/2200/2400 мм. Правда, помимо Твистера производитель продвигает на рынок навесные грейдеры Торнадо (Tornado) с размерностью 2200/300 мм и Ураган (Hurricane) на 3000/3600 мм.

Итальянская Cobra серии STD имеет три популярные величины отвалов, упомянутые выше. Размерность сразу видна по цифровому обозначению перед буквенным индексом серии (Cobra 2500 STD). Аналогично идут надписи и на шильдиках серии HD, в которой тоже три типоразмера – 2400, 2500 и 2700 мм.

Здесь  уточним, что рабочая зона полосы прохода в индексе названия соответствует положению грейдерного отвала в перпендикулярном положении относительно продольной оси транспортного носителя. При повороте отвала полоса сужается. К примеру, грейдерная навеска Cobra 2100 STD при отклонении на 35 градусов уходит с полосы в 2100 мм на отметку 1780 мм. У модели с отвалом 2400 мм при таком же повороте полоса прохода ножа сужается на 37,5 см, а у 2500 мм – на 39,5 см.

Если говорить о конструкции легких и средних навесных отвалов этих и неупомянутых производителей, то здесь налицо признаки одной конструкторской школы. Конечно, столь категоричным быть не следует, что-то свое у каждого имеется, но принцип построения, крепления, расположения основных узлов угадывается по схожести конструкции.

В основе видим все тот же грейдерный отвал с сегментами ножей. Правда, висит он на колесной несамоходной раме, внешне аналогичной раме автогрейдера, но в уменьшенном виде. Особо обращать внимание на  заблуждения в трактовке фронтального навесного или полунавесного исполнения не будем. Правда, многие наши хозяйственники настаивают на том, что это не навеска, а полунавеска, поскольку такой грейдер с одной стороны имеет опору на транспорт-носитель, а с другой опирается на поддерживающие пневмошины. Ковш, отвал, гидромолот или гидравлические ножницы насаживаются на опорную поверхность с одной стороны транспортного носителя, что указывает на навесной тип рабочего органа.

К прицепам несамоходный грейдер фронтального исполнения тоже никак не отнесешь, поскольку для прицепа характерен тяговый режим, а у «фронтовика» толкающий рабочий режим, что больше свойственно бульдозерному, автогрейдерному сегменту машин. И еще одно: полунавесной легкий несамоходный грейдер к погрузчику или трактору отличается от моторного автогрейдера отсутствием бульдозерного отвала впереди. Он есть в опции только для тракторных моделей, но на несамоходных агрегатах встречается крайне редко, поскольку предпочтение отдано среднему грейдерному отвалу. Вот он-то и является навесным рабочим органом относительно несамоходной рамы и так же, как и на автогрейдерах, гидрофицирован для поворота и наклона.

Даже с учетом имеющихся гидроцилиндров управления полунавесным агрегатом, наличия полноценного гидравлического контура от гидравлической системы транспортного носителя это самая простая конструкция машины для земляных работ с прямолинейной схемой хода. В повороты такой полунавесной агрегат, конечно, входит, но только за счет пассивно управляемых колес с самоповоротным механизмом направления хода от инерционной силы воздействия транспортного носителя.

 Машины тоже бывают изворотливыми

Фронтальные грейдеры с клеймом PTH Speedy Grader более сложные по конструкции, максимально приближены к полноценным грейдерам самоходного типа и в чем-то даже лучше их. На нашем рынке они еще в диковинку. Впрочем, последнее поколение моделей грейдеров в составе все той же тяговой рамы, появившегося поворотного круга и полноповоротного отвала на поворотном столе в Европе тоже только входит в моду. В первую очередь в коммунах, фермерских хозяйствах и машинно-тракторном парке небольших предприятий, где акцент делается не на узкоспециализированной технике, а на машинах-носителях с универсальной схемой многофункциональной навесной/прицепной атрибутики.

Грейдер PTH выделяется солидным гидравлическим контуром и полноповоротным отвалом. Земляной плуг по принципу работы автогрейдера установлен под углом к продольной оси транспортной машины и находится между колесной парой впереди и задним сцепным устройством для монтажа на плиту фронтального погрузчика или трактора. С одной стороны он сродни шарнирно-сочлененной машине, поскольку имеет по два гидроцилиндра для режима подруливания передних колес и смещения рамы грейдера в режим криволинейного хода.

В таком исполнении грейдер за счет шарнирно-сочлененной рамы соединения маневреннее классического автогрейдера: операционную гибкость обеспечивают дополнительные устройства контроля управления в виде главного механизма поворота транспортного носителя и управляемых передних колес грейдерной надстройки. Даже при имеющихся небольших углах складывания шарнирно-сочлененной рамы грейдера относительно самоходного шасси радиус поворота машины получается в два раза меньше.

Таким образом, разработчики добились главного: управляемые колеса и рулевой шарнир позволяют в операционном режиме работать как прямо по курсу, так и криволинейно смещать раму грейдерной навески и ювелирно вписываться в повороты, изгибы, тротуарные закругления. При необходимости оператор может выставить поворот колес и непосредственно раму в разные стороны, в итоге получится режим движения «крабом».

Что касается грейдерного оборудования, то здесь практически все аналогично автогрейдеру соответствующей размерной группы. У агрегата PTH для фронтального погрузчика или трактора рабочий диапазон впечатляет. Отвал имеет лезвие от 3000 до 3300 мм. Опционный нож в максимальном размере может доходить до 3600 мм.

Боковой вынос ножа достигает 800 мм, а с использованием шарнира в качестве выноса – на 2700 мм. При этом нож грейдера, способный заглубляться на ± 300 мм, обладает возможностью склонения на угол ± 48 град. и может с поворотом скоса выходить на угол ± 60 град. Имеющийся поворотный круг, обеспечивает вращение отвала на 82 град. Напомним, в малых полунавесных грейдерах поворотного круга нет, там поворот осуществляют левый и правый гидроцилиндры. Такой рабочий диапазон полунавесного грейдера PTH практически совпадает с автогрейдерами легкой и даже средней размерной группы. Выигрыш в том, что в любой момент полунавесной грейдер как рабочий инструмент можно снять, заменив его на любой другой орган, чего в автогрейдере никак не сделаешь…