Прицепная спецтехника "Несамоходные прицепные системы: импорт вне санкций"


 

Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

В санкционный список товаров, запрещенных к импорту в Россию, несамоходные прицепные системы не входят. Ввоз был, есть и останется. Правда, масштабы уже не те. У отечественных производителей прицепного состава тоже не все гладко…

 

Санкции нам помогут?  

Российские производители прицепов и полуприцепов от западных санкций напрямую не пострадали. Из-за разницы в курсе валют новой ставки утилизационного сбора в России стали меньше покупать резко подорожавшие зарубежные прицепные системы, переключившись на отечественные. Правда, продажи российских грузовых прицепов и полуприцепов тоже упали, особенно в первом квартале, когда начал действовать упомянутый утилизационный сбор (с 1 января 2016 г. вступили в силу поправки в федеральный закон, согласно которым утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы к ним). Средства от него должны быть направлены на поддержку отечественного автопрома, чтобы тем самым защитить его от импорта.

Однако эффект оказался обратным – новые ставки начали рубить и российского производителя прицепной техники под корень. В 2013 г. нашими заводами было произведено 21,7 тыс. ед. прицепной техники, в 2014-м – 19,5 тыс., в 2015-м – всего лишь 15,8 тыс. прицепов, полуприцепов и других несамоходных транспортных средств. Правда, экспорт вырос на 3%.

На отечественных предприятиях в ход пошли новые наработки, ориентированные на завтрашний день. Однако радужные планы 2015-го пока не сбылись. Один из примеров – история с невыплатой зарплаты на Челябинском машиностроительном заводе автомобильных прицепов «Уралавтоприцеп», когда сотрудник ЧМЗАП Дмитрий Дудкин пожаловался на это во время прямой линии лично Президенту России В. Путину. Аналогичная проблема оказалась не на одном ЧМЗАПе, а практически на всех заводах, выпускающих прицепные системы к грузовикам: ставки введенного утилизационного сбора на автомобильные прицепы настолько прыгнули вверх, что начали иногда вдвое превышать стоимость самой техники. Владимир Путин поручил разобраться с этим «недоразумением», считая такой утилизационный сбор несправедливым: «Думаю, что для прицепов этот сбор надо отменить, это должно привести к улучшению состояния предприятия».

Услышав такое, производители прицепов и полуприцепов перевели дух. Для многих предприятий, удержавшихся в прошлом году на рынке, появилился реальный шанс улучшить свое положение.  «Тверьстроймаш», «Спецприцеп», «Политранс», «Meusburger Новтрак» и еще несколько других предприятий в прошлом году не только обновили модельный ряд выпускаемой продукции, но и модернизировали производство.

ООО «Титан» уже получил землю в Новошахтинске Ростовской области (ЮФО), где собирается строить завод по производству прицепной техники. Выпуск первой партии продукции запланирован на III квартал 2017 г. До этого в ЮФО был завод по производству прицепной техники, принадлежащий КАМАЗу, но по решению учредителя его перенесли на завод в Нефтекамск (Республика Башкортостан). Вот эту нишу тут же и занял «Титан».

На других заводах также модернизируют имеющиеся мощности, обновляют станочный парк, переходят на новые стандарты качества продукции. В прошлом году на заводе «Тверьстроймаш» на смену старому малярному цеху запустили сразу две окрасочно-сушильные камеры итальянского производства. Их поставили рядом с камерами подготовки поверхности перед окраской. Это новое слово не только в технологии покраски, но и в экологии: качество окраски полуприцепов и прицепов соответствует мировым стандартам.

 

Обойти закон можно законно

В нынешнем году завод «Тверьстроймаш» представил абсолютно новый, сверхлегкий трехосный полуприцеп (собственная масса 7 250 кг) для перевозки грузов без специальных разрешений. Оптимальная грузоподъемность – 26 т. В этот диапазон попадает большая часть колесных и гусеничных строительных машин. Максимальная техническая грузоподъемность составляет 30 т и при этом нагрузка на ось будет допустимой – 7 000–8 000 кг. В стандартном варианте ширина платформы составляет 2 530 мм, но при необходимости возможна трансформация до 2 990 мм с помощью уширителей. А представленные в феврале маневренные и удобные в управлении, как и «городские» полуприцепы, модели 99394H-54 Off-road повышенной проходимости с грузоподъемностью 54 т могут трансформироваться  и по ширине до 2,99 м, и по длине с 11 до 17,5 м.

В октябре 2015 г. появился полуприцеп-платформа 99393P серии Platform для длинномерных грузов, тоже с системой раздвижения, в этот раз с 16,5 м стандартной грузовой платформы до 26,5 м с пошаговым выдвижением 0,5–1,0 м к нужным величинам. Уширители дают максимум те же 2,99 м. Эту новинку можно отнести к числу изящных, она не имеет аналогов на российском рынке. Новация в размещении осей: они разнесены по раме так, что межосевое расстояние составляет не 2,5, а 2,51 м. Вот этот сантиметр дает перевозчику солидный карт-бланш. Поясним. Постановление правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в редакции от 18 мая 2015 г. трактует, что допустимая разрешенная нагрузка на оси трехосного полуприцепа (при расстоянии между осями полуприцепа до 2,5 м) должна быть не более 22,5–24 т, в зависимости от типа дороги. Хитрость заключается в том, что при расстоянии между осями полуприцепа более 2,5 м разрешенная нагрузка на три оси составляет уже 30–34,5 т. Таким образом, обойдя неудобный момент законным путем, перевозчик существенно снижает затраты на перевозку более тяжелого груза.

Законно обошел габаритные нормативы и вписался в рамки требований передвижения по дорогам общего пользования по нагрузкам на ось и завод «Спецприцеп» (Specpricep), представивший в 2015 г. полуприцеп модели 9942D4. В этой транспортной системе производитель сохранил раздвижную раму, отстегивающийся «гусак», закидные передние трапы, систему принудительного управления поворотом колес и, в качестве новшества, установил четвертую закидную ось. Когда нужно это 3-осный низкорамный полуприцеп с грузоподъемностью 45 т, четвертая дополнительная при этом запрокинута на кормовом свесе. Основная привлекательность этой модели в ее малой длине и пониженной осевой нагрузке. Благодаря этому трал имеет стандартные габариты и массу – в «собранном состоянии» для его эксплуатации специальные пропуска и разрешения не требуются.

Если предстоит перевозка негабаритного груза или его вес превышает допустимую осевую нагрузку, то четвертая колесная пара возвращается в транспортное положение. Грузоподъемность прицепа сразу увеличивается до 60 т. На такую трансформацию уходит полторы-две минуты. Добавочная колесная пара снижает осевые нагрузки и минимизирует затраты на перевозку. При этом длина погрузочной площадки увеличивается на 4 м (шаг раздвижения – 0,5 м) за счет системы выдвигающихся несущих лонжеронов.

 

Мы с высоты вам шлем привет!

В сентябре 2015 г. продукция компании «Спецприцеп» штурмовала высоты, не подвластные ранее наземному транспорту: в зону предстоящей эксплуатации два полуприцепа поочередно переправлялись вертолетом Ми-26Т авикомпании «ЮТэйр».

Для изготовителя это был спецзаказ, поскольку технике предстояло работать в настолько отдаленных и труднодоступных местах, где железных и автомобильных дорог нет вообще. Двум 3-осным (одна ось подъемная) полуприцепам с раздвижной и нераздвижной рамами, погрузочной высотой 1 250 мм и 1 300 мм соответственно, грузоподъемностью 35 т каждый, помимо усиленной конструкции ходовой части, придали увеличенный дорожный просвет: в непроходимых условиях высокие колеса и большой клиренс давали больше шансов для успешного проведения транспортных операций.

Пневматическая подвеска полуприцепов в зависимости от нагрузки позволяет изменять степень жесткости, что решает проблему неравномерной загрузки, а также обеспечить плавность хода и изменение погрузочной высоты, которую можно понизить, просто приспустив баллоны во время заезда на погрузочную площадку. На полуприцепах установили мощные тракозацепы, надежную и эффективную тормозную систему EBS Wabco, стопоры от бокового смещения груза. На каждом трале установлены две механические опоры, на «гусаке» установлены борта. Один полуприцеп укомплектовали вставными уширителями и приставными трапами, у другого под них проведена подготовка и при необходимости в любой момент можно доукомплектовать.

Свою условную высоту взял и другой российский производитель прицепных систем – «Политранс». Он вошел в число крупнейших производителей самоходных машин и прицепов реестра Минпромторга РФ. Такое признание предприятие получило за достижение успешных показателей деятельности в предыдущие годы. Теперь производитель имеет подтвержденный статус надежного и стратегически важного производителя тяжеловозной прицепной техники для важнейших отраслей промышленности.

«Meusburger Новтрак» стал единственным сертифицированным партнером шведского производителя износостойкой и высокопрочной стали компании SSAB на территории России и СНГ. Это не аспект некой престижности, скорее перспектива создания более легких и прочных модификаций прицепной техники с высокой грузоподъемностью. Поскольку вес всех марок стали по спецификациям одинаков, то рациональным решением является использование более тонкого и крепкого стального листа Strenx с прочностью от 600 до 1300 МПа, который прекрасно поддается стандартным способам обработки.

Компания «Meusburger Новтрак» прошла аттестацию и получила одобрение со стороны SSAB с правом «…размещать на своей продукции специальный знак “My inner Strenxˮ, подтверждающий использование заводом-производителем ведущих инноваций в области работы со сталью, высокое качество и эффективность прицепной техники, выпускаемой заводом». Высота весьма ощутимая не только для российского производителя…