Автобизнес "Спасительные «бэушки»"


 

В условиях высокого курса иностранных валют все более актуальным становится приобретение подвижного состава, агрегатов, узлов и запасных частей из вторых рук. И здесь на первый план выступают грузовые разборки, которые могут обеспечить перевозчика всем необходимым. Одна из них «Инфорком-автосервис» в подмосковном Долматово – крупнейшая в столичном регионе. Здесь, при необходимости, вам могут и автомобиль собрать!

 

Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора

 

И все-таки спрос есть

Кризисное состояние, в котором оказался российский автомобильный рынок техники из вторых рук, пока еще не преодолено. Как показали данные аналитического агентства «Автостат Инфо», за первое полугодие текущего года продажи грузовых машин с пробегом составили 163 869 ед. По отношению к январю-июню прошлого года данный сегмент сократился на 19%. При этом падение спроса на иномарки составило 16%, до 68 466 ед., а на грузовики российских брендов – более чем на 21%, до 95 403 ед.

Ситуация настораживающая, ведь пополнение рынка новой техники тоже идет с отрицательной динамикой платежеспособного спроса. Значит, со временем тренд на снижение продаж только укрепится, а спрос на подержаные запчасти только возрастет. Пресловутое дно так и не достигнуто, хотя разговоры об этом эксперты ведут не первый месяц. Не стал маяком надежды и первый месяц лета: спад перепродаж коммерческого транспорта на рынке сэконд-хэнд составил к июню 2015-го целых 19%: новые владельцы поставили на учет 25 875 грузовиков. Сбыт б/у иномарок остановился на уровне 11 200 ед. (-14,2%), а машин российских марок – на отметке 14 675 ед. (-22,2%).

Фаворитом вторичных продаж в июне был КАМАЗ-65115 (6х4), отправившийся в парки новых владельцев в количестве 1214 ед. (+20% к июню 2015 г.). На второй строчке КАМАЗ-55111 (6х4), спрос на которые упал на 25,7% и остановился на значении 843 ед. Бронзовый призер по объемам июньского сбыта – ГАЗ-3307 (4х2), за который своими деньгами проголосовали 738 человек – на 32,5% меньше, чем годом ранее.

В первой тройке иномарок ситуация тоже удручающая. За первые шесть месяцев текущего года спрос на MAN упал на 39,2% и составил только 7614 ед. (в июне – 1 366 ед. или -14,6%). Более стабильным был спрос на Volvo, но и он за полугодие растаял на 4,2%, до 8011 ед. (за июнь продано 1 191 ед. или -16,6%). На третьем месте среди иномарок Scania с результатом 6 638 ед. или минус 11,2% (в июне реализовано 1 065 ед., -15,1%). Самыми востребованными моделями иномарок за последнее время остались двухосные Volvo FH (3423 ед. в I полугодии, включая 546 ед. в июне), Mitsubishi FUSO Canter (3 085 ед. за шесть месяцев, в т.ч. 477 ед. за июнь), Isuzu Elf (2 374 ед. с января по июнь, с учетом 394 ед. в первый месяц лета).

В таких условиях вырастает роль грузовых разборок. И одна из тех, что у перевозчиков на слуху – «Инфорком-автосервис» в пос. Долматово Домодедовского района Московской области.

 

Грузовой Клондайк

В столичной агломерации грузовой хаб «Инфорком-автосервис» расположен на трассе А-107 между Каширским и Симферопольским шоссе. Когда я там побывал сразу после открытия, меня поразили небоскребы из деталей кабин, уходящие в горизонт стеллажи и укладки деталей ходовой части и подвески, забитый доверху ангар двигателями и коробками передач с разукомплектованных машин. Впечатляли бесконечные снопы дверей, облицовочных панелей, крыльев и элементов внешнего оперения. Отсортированным метизам, болтам, гайкам и шайбам вообще не было числа.

Но главное даже не масштаб грузовой разборки, а перечень услуг. Здесь можно откапиталить двигатель или трансмиссию, сдав свою неисправную в зачет стоимости. Или получить подменный вариант на период восстановления собственного агрегата. При предварительной записи не нужно тратить время на долгое и томительное ожидание. И больше всего впечатляет то, что из разукомплектованных автомобилей здесь могут собрать полнокомплектный тягач, снабженный к тому же и гарантийными обязательствами. Такой подход встречается нечасто: большинство разборок продают детали и – до свидания, эксплуатируйте их на свой страх и риск.

Почему актуально обращение в грузовую разборку? Потому, что не каждый купленный на вторичном рынке автомобиль находится в пригодном техническом состоянии. На одном нужно «шаманить» кабину, на другом – чинить ходовку. При этом покупать на старый автомобиль новые детали не всегда оправдано. Кто-то покупает бэушку на сезон-два, и вкладывать большие суммы в ремонт и обслуживание для него нерентабельно. У кого-то банально ограничен бюджет. А кому-то не хочется работать на грузовик. И, покупая транспортное средство на вторичном рынке, новый хозяин чаще всего представляет, во что ему обойдется доведение техники до ума. Мы не говорим о ЖК-мониторах, холодильниках, перешивке интерьера и т.п. На первый план выступает техническое состояние, без которого ни техосмотр не пройти, ни на дорогу не выехать, ни денег заработать.

 

Текущая конъюнктура

Не секрет, что на падающем рынке и в условиях нестабильных заказов часть покупателей грузовиков с пробегом намерены сдавать свое приобретение в аренду. И здесь важно не прогадать.

Например, до кризиса 2008 г. стабильным спросом пользовались автовозы. Сегодня, в условиях падения покупательского интереса к легковым автомобилям (как новым, так и импортированным из-за рубежа) это слишком рискованное вложение. И проблема в том, что сложно продать тягач с низкой крышей, а уж сама надстройка отдельно вообще никому не нужна – случаев восстановительного кузовного ремонта после ДТП раз, два – и обчелся.

Покупка наливников тоже рискованный бизнес. Времена, когда тракеры наполняли баки своих машин из «серых» автоцистерн, давно прошли. Есть, правда, вариант поставить такую машину для «дежурства» на каком-нибудь зимнике. Но эта ниша в конкретных точках уже занята и лезть туда без спроса слишком опрометчиво – запросто можно лишиться матчасти, причем безвозвратно: конкуренты возьмут да подожгут или угонят, что практически равносильно...

Несколько лет назад были востребованы контейнеровозы, но в связи с падением объемов экспорта и импорта в условиях санкций такие покупки тоже сопряжены с риском финансовых потерь. Это не означает, что не нужно приобретать контейнерные площадки, просто следует взвесить все «за» и «против». Бэушные полуприцепы, поступающие из-за рубежа, как правило, сильно изношены и нуждаются в обновлении ходовой части и подвески. Кроме того, существует такое понятие, как усталость металла. Проще говоря, некоторые контейнеровозы нуждаются в приваривании уголков и косынок как элементов усиления рамы, а это утяжеление конструкции и как результат – снижение грузоподъемности.

Что всегда в цене – так это двухосные седельные тягачи для дальних и средних магистральных перевозок. На «международку» их покупают все реже и реже, а вот для перевозок по просторам РФ и территории стран СНГ – вполне. Но следует отметить, что спрос на иномарки тяжелого класса за несколько последних месяцев упал, а вот на автомобили сегмента городской дистрибуции, напротив, стабилизировался. В любом случае опасаться покупок автотраспорта с пробегом нет: при наличии грузовых разборок привести средства производства к нормальному состоянию не составит труда – хоть самостоятельно, хоть силами технических специалистов.

 

В Долматово, на трассу А-107

Вернемся к столичному грузовому Клондайку под названием «Инфорком-автосервис». Тем, кто находится в пути или далеко за пределами Московской области, несложно уточнить наличие искомых запчастей в Долматово по телефону. При желании можно зарезервировать или заказать запчасти, причем необязательно за ними ехать на сам сервис: доставка товара осуществляется по всей России. Выбор гарантирован: на складе площадью 15 тыс. м2 есть все самое востребованное, включая новые запчасти, бывшие в употреблении и восстановленные. Только для топливной аппаратуры Bosch в наличии свыше 20 тыс. наименований! И есть они не к одной, а к разным маркам грузовиков, и прежде всего к автомобилям европейской Большой семерки: DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks.

На сайте «Инфорком-автосервис» есть важный раздел «Последние поступления» с актуальной базой данных по фирменным запчастям. Ценность его в том, что наряду с названием и каталожным номером приведен фотоснимок конкретной детали, что упрощает восприятие и ускоряет время принятия решения на резервирование и покупку. Если возможности пользоваться интернетом по каким-то причинам нет – к вашим услугам многоканальный телефон с прямым выходом на отдел новых и б/у запчастей, начальником отдела продаж, механиком и главным механиком СТО. В общем, это не тот случай, когда «звонил-звонил, и не дозвонился» или повис в ожидании «пробоя» автоответчика.

Хорош автосервис в Долматово и тем, что покупателю автомобиля с пробегом могут оказать консультационную помощь. Проведут диагностику купленного грузовика и подскажут, что уже нужно или в ближайшее время придется менять. Тут же и стоимость скалькулируют. А уж владелец подвижного состава сам решит, воспользоваться услугами сразу или повременить, купить запчасти из оборота вторички или раскошелиться на новые.

Принятие решения облегчает и интерактивный каталог по брендам европейских грузовиков. Полистав его виртуальные страницы, можно понять, есть нужная деталь или нет и прикинуть, во сколько она обойдется. За годы работы автосервиса в Долматово к нему привыкли не только российские, но и зарубежные перевозчики. Многие из них и без указателя знают, где нужно свернуть с бетонки. Что же касается «бэушек», то в сложившихся условиях это разумная альтернатива новому подвижному составу, ценник на который просто зашкаливает. И тот, кто умеет считать деньги, обязательно обратит внимание на вторичный рынок, ведь законы бизнеса еще никто не отменял.