Экономика "Малотоннажник в долг"


 

Затасканное слово «лизинг» применительно к малотоннажникам в России получило свежее наполнение. Наряду с традиционными формами появились свежие предложения, например, с фиксированной стоимостью в день. Этому мы обязаны обострившейся конкуренции и выводу на рынок целой линейки не просто модернизированных, а совершенно новых продуктов класса LCV (Light Commercial Vehicle).

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Калькулятор лизинга

Сразу о новом сервисе. Наконец-то в интернете появились ресурсы, которые позволяют оперативно получить нужную информацию без утомительного общения с надоедливыми менеджерами и консультантами. И при этом информация дается не об одном дилерском центре, определенной марке и модели автомобиля. Есть такие порталы, где в одном месте собрана информация целого региона или нескольких регионов.

Как это работает?

В поисковой строке браузера вводим запрос, например, «VW в лизинг». Из высветившихся ответов выбираем тот, что с калькулятором. В меню нажимаем кнопку «Каталог автотранспорта» и ищем подходящее по стоимости и комплектации транспортное средство. Предположим, мы покупаем или прицениваемся к пикапу VW Amarok. Находим автомобиль в комплектации Basis DoubleCab TDI мощностью 103 кВт, с 6-ступенчатой «механикой», в цвете коричневый Toffee металлик. Тут же указано, что оборудование включает климат-контроль, CD+видео, навигацию, две Airbags, ABS, ESP, ЦЗ, электростекла и электрозеркала, обогрев сидений, парктроник, колеса R16.

Поскольку пикап не 2016-го, а предыдущего года, он предлагается со скидкой. Вместо начальной (перечеркнутой) цены в 1 933 600 руб. указана действующая 1 546 880 руб. Полужирным шрифтом указан ежемесячный платеж в месяц – от 23203 руб. Предположим, эта цифра вас не устраивает. Тогда активируем калькулятор, для чего жмем интерактивную кнопку «Рассчитать лизинг». Выбираем категорию «Для физических лиц» или «Для юридических лиц».

Теперь регулируем три переменных составляющих: срок (до 48 месяцев), аванс (от 5 до 49%), выкупной платеж (от 0%). Для начала возьмем такие параметры: срок – 24 месяца, аванс – 25%, выкупной платеж – 10%. На выходе получим: ежемесячный платеж 54 932 руб., аванс 386 720 руб., выкупной платеж – 154 688 руб. Для уменьшения переплаты меняем два параметра: растягиваем лизинг на максимальный срок 48 месяцев, а аванс увеличиваем до 49%, При том же остаточном платеже получаем аванс размером 757 971 руб. и ежемесячный взнос в 22606 руб.

И так можно экспериментировать до бесконечности. Все устроило – можно заказать звонок от представителя фирмы или нажать кнопку «Заказать»: с вами обязательно свяжутся. Не устраивают условия от данного банка – просто ищите другой, благо недостатка в предложениях нет. Есть и два других варианта получения информации: рассчитать лизинг без выбора автомобиля или отправить на фирму письменную заявку по электронной почте.

Чем еще хорош калькулятор лизинга некоторых сайтов – так это возможностью сравнить платежи по лизингу и кредиту, исходя из вариантов предварительного расчета. Можно произвести калькуляцию на интересующую вас комплектацию транспортного средства с желаемым размером первоначального взноса, срока лизинга или ежемесячного платежа – в  зависимости от того, что вы ставите во главу угла.

 

Сколько платить в день?

Вторая тенденция, наметившаяся на российском рынке – анонсирование ежедневного платежа. Для коммерческого автотранспорта это вполне актуально. И потому объявления соответствующие, скажем, такого рода: «Автофургон за 700 руб. в день». И это не аренда в чистом виде, а именно лизинг, что не означает непременную оплату посуточно. Здесь можно платить авансом или в оговоренные с деловым партнером сроки (раз в неделю, раз в декаду и т.д.).

Первые предложения подобного рода появились еще до обвала курсов иностранных валют, в 2012–2013 гг. И были довольно заманчивыми. Например, фургон FIAT Ducato ценой «в лоб» 949 тыс. руб. при авансе в 45%, сроке договора лизинга 48 месяцев и выкупном платеже в 15 тыс. руб. предлагали по стоимости в день 420 руб. По тем же условиям «каблучок» FIAT Doblo Cargo денежным эквивалентом в 566 тыс. руб. в день обходился за 248 руб. Сегодня найти фургон FIAT Ducato ценой менее 1 399 тыс. руб. практически нереально, а при договоре на 48 месяцев ежедневный платеж будет от 700 руб. Что и говорить: с той поры немало воды утекло, и коренным образом изменились условия: по отношению к рублю потяжелела в весе валюта, подорожали заемные средства, некоторые модели автомобилей ушли с российского рынка. Но идея не забыта.

Одним из примеров такого подхода в сезоне-2016 может служить коммерческое предложение компании IVECO Capital. В ее портфеле оно называется «IVECO Daily в лизинг за 1 099 рублей в день». По этой программе клиент может выбрать любую из 7 тыс. доступных модификаций итальянского малотоннажника, получив фиксированную стоимость сервисной поддержки из расчета 85 руб. в день. И вариантов завершения лизингового контракта три: Buy-Back (кредит с обратным выкупом), рефинансирование (выкуп по остаточной стоимости) или возврат лизингодателю.

 

Без финансового анализа

В поисках выгодных условий вы можете встретить фразу «Без финансового анализа». Это означает, что финансирующая организация (лизингодатель) готова не лезть в вашу бухгалтерскую отчетность, чтобы определить платежеспособность компании. Но обольщаться не стоит: в такие сделки обязательно закладываются риски, а значит, вы будете переплачивать за «подстраховку». Нередко и условия оговорены жесткие, например: аванс от 25%, срок до 48 месяцев, сумма сделки до 7 млн руб. Правда, и одобрение заявки стремительное – если не за час-два, то за день – точно.

Но те же самые лизингодатели нередко анонсируют и более выгодные условия для заемщиков, определяя такие предложения характеристикой «С минимальной переплатой». У того же лизингодателя, чьи условия приведены выше, аванс при подобных сделках уже от 5%, а сумма сделки – до 40 млн руб. как говорится, почувствуйте разницу.

 

Контрольный месяц

Не секрет, что большинство покупателей транспорта анализируют, потянут они лизинг или нет, по размеру ежемесячного платежа. И он может сильно разниться от фирмы к фирме. Вот почему при выборе техники и делового партнера торопиться не надо.

Я посетил один из сайтов российских лизингодателей и посмотрел выборочно размер месячных платежей на разные модели малотоннажников одного производителя. Выяснилось, что пикап VW Amarok 2.0 TDI можно приобрести при платежах от 23 203 руб., каблучок VW Caddy Kasten 1.6 TDI – от 16 047 руб., минивэн VW Caravelle 2.0 TDI – от 26 916 руб., шасси VW Crafter 2.0 TDI   –  от 32 481 руб.

Но можно выбрать и один вид транспорта, например, популярный у перевозчиков цельнометаллический фургон. Здесь поисковик выдает такие данные: Mercedes-Benz Sprinter Classic 311 CDI – от 20 295 руб., Ford Transit 2.2 TDI – от 25 065 руб., Citroen Jumper 2.2 HDI – от 26 667 руб., Volkswagen Crafter 2.0 TDI Kasten – от 34 386 руб.

Правда, нужно обращать внимание на нюансы, потому как в одном объявлении может стоять цена к фургону с короткой колесной базой и низкой крышей, а в другом – к ЦМФ с таким же названием и даже комплектацией, но у увеличенным межосевым расстоянием и поднятым потолком грузового отсека, и это уже не одно и то же. Например, компактный фургон Mercedes-Benz Sprinter 210 CDI последнего поколения доступен по цене в месяц от 32109 руб., а его сверхдлинный вариант 515 CDI – уже от 40 275 руб. Тот же Peugeot Boxer 2.2 HDI с низкой крышей и короткой базой – от 26 194 руб.,  с высокой крышей – уже от 27 694 руб. Разница небольшая, но есть.

Самые лояльные платежи по отношению к клиентам у российских машин с изначально невысокой ценой. Например, уазовскую «Буханку» – 8-местный автобус УАЗ-2206 при розничной стоимости 649 990 руб. можно приобрести при платежах от 9 599 руб. в месяц. Правда, много ли желающих найдется «кормить» полноприводный «кирпич» с бензиновым двигателем мощностью 112 л.с. – сказать трудно (если это только не программа госзакупок). Бортовой «головастик» УАЗ-3303 с однорядной кабиной и тентом при рознице в 599 тыс. руб. ежемесячно на период действия договора с финансовым учреждением будет обходиться лизингополучателю в 8 985 руб. Пятиместный фургон УАЗ-374195 с ценником 609990 руб. потребует ежемесячных платежей в 9149 руб. Но самое любопытное, что указанные суммы могут быть элементарной «заманухой». Стоило мне нажать лизинговый калькулятор, как выскочила плашка: «Извините, но возможно, модель УАЗ-374195 Фургон в данный момент не финансируется». Вот тебе, бабка, и Юрьев день! Поэтому, чтобы не попасть впросак, есть смысл сперва убедиться в актуальности приведенной информации, а иначе потратите время впустую!

 

Акции и скидки

При выборе подходящего варианта лизинга для малотоннажного автомобиля не забывайте про акции и скидки. Помимо выгоды от условий программы trade-in, утилизационного сбора, сезонных скидок, аксессуаров в подарок и прочих приятных бонусов имеются варианты вполне осязаемой экономии.

Одна из них – государственная программа лизинга для физических лиц. Благодаря ей, например, можно получить субсидию 10% на коммерческий транспорт. Точнее, речь идет о субсидировании части авансового платежа в размере 10% от рыночной стоимости автомобиля. Ключевые условия приобретения автомобилей по данной программе для физических лиц: объект лизинга должен быть произведен в 2015–2016 гг., передан в лизинг до 1 декабря 2016 г., со сроком договора лизинга от 12 месяцев, с авансом от 0% и залогом в размере 10%. На один предмет лизинга сумма субсидирования не должна превышать 500 тыс. руб. И мера эта не бессрочная: в ряде лизинговых компаний срок ее действия ограничен датой 1 декабря 2016 г. Бывают и другие ограничения. Скажем, стоимость транспортного средства за вычетом аванса не должна превышать 2,5 млн руб. И удивляться здесь нечему: лишний раз рисковать никто не станет.

При покупке коммерческого транспорта в лизинг можно уменьшить расходы до 2,5 раз. Для этого достаточно выбрать сезонный график платежей с учетом периода спада деловой активности вас как индивидуального предпринимателя или вашей компании. При покупке нескольких единиц техники можно воспользоваться программой «Флит-лизинг», где размер скидки зависит от объема сделки, а выгода может достигать 10%, плюс возврат НДС в размере 18% от стоимости каждого автомобиля.

Есть и масса других нюансов. И какими бы соблазнительными ни казались заявленные условия, прежде чем ставить подпись на договоре, оцените – не станут ли взятые на себя обязательства кабальными и обременительными. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Взявшись за гуж, не говори, что не дюж...»