Экономика "Стоимость владения: у кого меньше?"


 

Палитра предложений малотоннажников на рынке современной России может сбить с толку кого угодно. Но только не того, кто понимает: во главу угла нужно ставить не технические характеристики и даже не розничную цену транспортного средства. На первый план выступает общая стоимость жизненного цикла – стоимость владения. И у каждого автомобиля она разная.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Цена километра

При определении общей стоимости владения нельзя сбрасывать со счетов ни один параметр, каким бы незначительным он ни казался на первый взгляд.

Например, на служебный автомобиль класса Toyota Camry, вместе с эксплуатационными затратами страховка КАСКО и налоги составят примерно 44% всех расходов. Еще 41% потянут затраты на топливо. Около 5,7% уйдет на регистрацию, транспортный налог и столько же – на прочие финансовые траты (мойка, парковка и т.д.). Примерно 3,2% в структуре затрат займет страхование ОСАГО.

А вот по коммерческому транспорту картина несколько иная. Например, применительно к магистральному тягачу IVECO Stralis Hi-Way львиная доля в 36% придется на топливо, 33% на зарплату и командировочные водителя, 18% на налоги и сборы, 8% на инвестиции и 5% на обслуживание и ремонт. По малотоннажникам обязательно будет смещение акцентов по налогам и сборам: транспортный налог меньше, да и плата в системе Платон за проезд по федеральным трассам не взимается.

 

Исходный выбор

На стоимость жизненного цикла в огромной степени влияет начальная цена нового автомобиля. Кто-то выберет самую доступную по розничной цене «ГАЗель NEXT» (шасси – от 925 тыс. руб., бортовой – от 950 тыс. руб., европлатформа – от 987 тыс. руб, цельнометаллический фургон – от 1,14 млн руб.), а кто-то сделает ставку на лояльные по стоимости иномарки российской сборки вроде Mercedes-Benz Sprinter Classic (ЦМФ от 1 309 500 руб.) и FIAT Ducato (от 1 399 000 руб.). Правда, выпуск Ducato второго поколения прекращен, а третье поколение доступно по более высокой цене – от 1 579 200 руб.). Да и новый Sprinter немецкой сборки не очень-то доступен при денежном эквиваленте 2 590 000 руб. за фургон с низкой крышей.

Третьим и четвертым приглянутся немецкие Ford Transit (от 1 395 900 руб. за фургон) и Volkswagen Crafter европейского производства (от 1 860 400 руб. за короткое шасси с одинарной кабиной) как автомобили с высокой остаточной стоимостью. Для этих LCV так же действует система скидок по программам «trade-in/ утилизация» в объеме по 150 тыс. руб., «бонус за лизинг» в размере 80 тыс. руб., а суммарная выгода при покупке того же Ford Transit новейшего поколения составит до 630 тыс. руб. Фургоны с шильдом VW вообще жутко дорогие на фоне отечественных одноклассников. Например, Crafter со стандартной крышей и короткой колесной базой стоит от 2 083 300 руб., а с высокой крышей – уже от 2 228 000 руб. И, как говорится, далее по списку.

Пятым и шестым покажутся убедительными аргументы в пользу французских Peugeot Boxer (от 1 714 000 руб. за фургон) и Citroen Jumper (от 1 282 500 руб. за базовый вариант или от 1 525 000 руб. за укомплектованный наиболее востребованными опциями) как машин с недорогими запчастями. Здесь суммируемые скидки могут доходить до 300 тыс. руб. за Peugeot и до 290 тыс. руб. за Citroen, но даже с ними эти автомобили дороже нижегородской «ГАЗели NEXT». Еще кто-то выберет IVECO Daily (предыдущее поколение по акции – от 1 550 000 руб. и 1 579 000 руб.) как символ надежности и т.д. Привлекательной стороной «итальянца» являются новые программы финансирования – лизинг за 362 руб. в день или кредит за 1020 руб. в день.

Какой бы автомобиль перевозчик ни выбрал, он будет по-своему прав. Но есть единые критерии оценки: потеря стоимости транспортного средства, оплата процентов по кредиту, расходы на топливо. Здесь же страхование ОСАГО+КАСКО, плановое техническое обслуживание, налоги и сборы: как минимум регистрация автомобиля и транспортный налог. Некоторые эксперты считают, что в затраты надо суммировать парковку, расходы на использование/хранение зимних шин и мойку автомобиля два раза в месяц. В итоге и получается ключевое значение – средняя стоимость владения в рублях на 1 км пробега.

 

Изготовлен в России

Изучив рынок, я пришел к выводу, что один из наиболее привлекательных по стоимости владения – Sprinter Classic российской сборки. Конечно, при старой цене в 990 тыс. руб. он был самым выгодным приобретением, а сейчас подорожал более чем на 319 тыс. руб. – фактически на треть, и теперь окружен более плотным кольцом конкурентов.

Например, сейчас для его покупателей дилерские центры предлагают кредит от 7,7% годовых и третий год гарантии в подарок, подразумевающий предоставление скидки на автомобиль в размере стоимости сервисного сертификата «Базовый Классик». Есть также скидка по программе trade-in и утилизационный сбор – и то, и другое в размере 150 тыс. руб.

Но в том-то и дело, что заманчивые предложения есть и по другим маркам. Например, при покупке от двух до пяти FIAT Ducato SWB 2.5 одновременно скидка на каждый автомобиль составит 65 тыс. руб., а свыше пяти единиц – по 75 тыс. руб. На длиннобазные версии скидки еще больше: по 85 тыс. и по 100 тыс. руб. соответственно. И условия по лизингу от «Европлан» приемлемые: аванс от 10%, удорожание от 0%, минимум документов и одобрение за 15 минут. Условия по рублевому кредиту тоже интересные: процентная ставка – от 7,5%, аванс – от 30%, срок кредитования – от 24 до 60 месяцев, с дополнительным выбором вариантов страхования. При этом страховую премию КАСКО за первый год и дополнительное оборудование на сумму до 30% от стоимости автомобиля можно включить в сумму кредита.

Сборку обновленной модели Sprinter Classic T1N на производственных мощностях в Нижнем Новгороде организовали весной 2013 г. Тогда казалось, что планы продвижения данной модели на рынок РФ утопические, а сегодня наряду с «ГАЗелью» это признанный фаворит сбыта. Сохранив немецкие инженерные гены, в сегменте городских развозных операций это один из наиболее надежных малотоннажников, рассчитанных на долгий срок службы. Его комплектация составлена по принципу разумной достаточности, что обеспечивает привлекательную цену среди одноклассников полной массой до 3 500 кг. В арсенале Sprinter Classic есть центральный замок с дистанционным управлением, гидроусилитель руля, Airbag водителя, усиленные амортизаторы. Комплекс активной защиты включает ABS, электронную программу стабилизации ESP, дисковые тормозные механизмы всех колес. На протяжении трех лет Sprinter Classic находится в сервисе только 10 дней, и это тоже вклад в низкую стоимость владения.

 

«ГАЗель NEXT» и конкуренты

К чему стоит присмотреться – так это «ГАЗель NEXT». Ее первоначальная стоимость на 30-40% ниже цен зарубежных аналогов. Работы по ТО с учетом стоимости нормо-часа в среднем почти на треть меньше, чем у импортных конкурентов из Европы и чуть ли не втрое, чем у аналогов китайского производства. Если при пробеге в 60 тыс. км на три ТО для NEXT требуется 33 тыс. руб., то у одноклассника из ЕС – 53,7 тыс. руб., а для китайской техники – 95,4 тыс. руб. (там интервал ТО через 10 тыс. км). Запчасти в три-пять раз дешевле европейских. Интервал ТО составляет 20 тыс. км, тогда как у некоторых аналогов из-за рубежа он меньше – 15 тыс. км. И стоимость работ в среднем на 30% ниже по сравнению с ценами конкурентов. В итоге новая «ГАЗель NEXT» окупается за два года (25 месяцев), что почти в 1,6 раза меньше, чем у европейских LCV (39 месяцев).

Минимизировать затраты на ТО позволяют узлы и агрегаты, не требующие обслуживания в процессе эксплуатации. В этом списке рулевое управление ZF, подшипники передних ступиц Schaeffler, тормозные колодки Mando, бесшкворневая подвеска. За счет сокращения количества операций среднее время проведения ТО снижено до трех часов. При увеличенном до 20 тыс. км интервале заезда в сервис время простоя автомобиля на СТО значительно меньше, а расходы владельца в 1,5 раза ниже.

Но есть и параметры, по которым «ГАЗель NEXT» немного проигрывает конкурентам. Например, в расходе топлива в реальных условиях эксплуатации. При потреблении 12,5 л/ 100 км российский малотоннажник требует 413 руб. на сотню пройденных километров, тогда как европейский конкурент – 396 руб. при расходе 12,0 л/ 100 км. Зато в итоговом исчислении средние затраты на год эксплуатации (из расчета 180 тыс. км за три года) составляют 352 тыс. руб. Для сравнения: у европейского аналога это 518 тыс. руб., а у китайского – 505 тыс. руб. Год активного использования российского автомобиля требует 223 тыс. руб. на топливо, 55 тыс. руб. на потерю стоимости, 41 тыс. руб. на страховку и налоги, 33 тыс. руб. –на работы по ТО и материалы.

В конечном итоге затраты на 1 км пробега у «ГАЗель NEXT» равны примерно 5,90 руб. Для сравнения: у китайского одноклассника стоимость километра составляет 8,40 руб., у лучшего европейского LCV – 8,60 руб. А еще есть сервисные контракты «Минимальный» (12 месяцев или 40 тыс. км), «Стандартный» (24 месяца или 80 тыс. км), «Расширенный» (36 месяцев или 120 тыс. км) и «Профессиональный» (48 месяцев или 160 тыс. км), с применением которых себестоимость километра может стать чуточку ниже. В пользу российского малотоннажника говорят выгодные условия кредита и лизинга, trade-in, клиентская служба, программа помощи на дорогах «ГАЗ Ассистанс». А еще в активе программа «ГАЗ Test-Truck», позволяющая взять новую машину на пробную эксплуатацию на срок от двух до 10 дней и проверить ее с полной загрузкой в условиях реальной эксплуатации. Вот такая она – стоимость владения: вроде бы очевидная, и в то же время непредсказуемая!