Компоненты "Транспортировка напитков"


 

В огромном море спецификаций грузовых автомобилей есть особый вид, адаптированный для транспортировки бутилированных напитков. В России их используют как в виде одиночных машин, так и в составе автопоездов и сцепок со сквозной загрузкой. От правильности выбора надстройки для характера решаемых задач по доставке товара во многом зависит эффективность перевозок и как следствие – доходность бизнеса. Рассмотрим аспекты грамотного подхода к комплектации транспортных средств.

 

Александр ТРОХАЧЕВ
Фото автора

 

Характер груза

Под напитками в отрасли понимают ликероводочные изделия, коньяк, ром, вино, пиво, минеральную воду, соки, морс, фруктовые напитки и т.д. Каждый вид напитков принято перевозить в определенной стандартизированной таре, которая имеет одинаковые габаритные размеры в разных странах. Все содержащие алкоголь жидкости (ликероводочные изделия, вино, пиво и т.д.), равно как и безалкогольные напитки (минеральная и чистая питьевая вода, квас, соки и т.п.) заказчикам доставляют тарным и бестарным способом.

Например, ликероводочные изделия и вина в бутылках доставляют на складские комплексы и в торговые точки в закрытых коробках из гофрированного картона и деревянных ящиках с ячейками для фиксирования бутылок. При этом картонные ящики должны быть обтянуты стальной упаковочной лентой или обклеены бумажной лентой в два поясных обхвата. Внутренние перемычки и прокладочный материал деревянной тары должны исключать бой стеклянных бутылок. В затаренном виде к перевозке предъявляют стерилизованные соки в стеклянных и металлических банках и пакетах ТБА. Те, кто справлял Новый год, юбилей, назначение на вышестоящую должность, уход на пенсию и при этом сам покупал в большом количестве спиртное на коньячных, вино-водочных заводах, предприятиях шампанских вин, знает, что фабричная упаковка сама по себе добротная. И все-таки при транспортировке особо ценного груза применяются дополнительные средства укладки и фиксации.

Плодово-ягодные и виноградные вина транспортируют в бочках и так называемой внутренней упаковке. Здесь широко используется стеклянная тара и тоже есть свои нюансы. Скажем, для вина и винных напитков, равно как для маринадов и компотов температура хранения не должна превышать 15 ºС, но и нельзя, чтобы она опускалась до замерзания. Определить этот порог несложно: обычно температура замерзания вина примерно равна его спиртовой крепости в градусах Цельсия. Вина могут содержать углекислый газ, и это нужно учитывать, ведь при перевозке у такого продукта может развиться процесс брожения. Просто грамотно расположить и добротно закрепить такой груз недостаточно: следует поддерживать рекомендуемый температурный режим. В зимнее время для прокладки внутреннего чрева деревянных ящиков и не допущения промерзания используют войлок. Утеплителем служит сухая древесная стружка или обыкновенная солома.

Пожалуй, самый массовый по объемам перевозимого груза – бутылочное и бочковое пиво. Для него комфортабельная среда образуется при температуре окружающего воздуха +10 ºС (но не менее +5 ºС), а для сохранения качественных и вкусовых характеристик пива в бутылках варьируется в пределах от +2 до +12 ºС.

Для концентрированного фруктового сока, подлежащего немедленной переработке в пункте назначения, есть небольшие отступления. Так, при транспортировке допустимо постепенное (не резкое!) повышение температуры до величины, установленной грузоотправителем и указанной в договоре перевозки и/или в транспортной накладной. Но стандартный режим лежит в границах +2+4 ºС.

Минеральную воду, безалкогольные и слабоалкогольные напитки едут в торговую сеть в стеклянной, металлической или полимерной упаковке в ящиках и специальных контейнерах. Продукцию в жестяных банках и полимерных бутылках группируют в блоки или пакеты на поддонах и обтягивают плотной термоусадочной пленкой. По взаимному согласию грузоотправителя и грузополучателя доставка «питья» может идти в контейнерах общего назначения и в специализированном тарном оборудовании.

Из общих требований важно помнить, что в документальном сопровождении напитков обязательно должен быть сертификат установленного образца с указанием точных сроков хранения груза. Тару с вином нельзя ставить на груз, который боится влаги. Во избежание повреждений тары на ящики с вином не рекомендуется ставить прочие грузы, какими бы легкими они ни казались. Поддоны с ящиками, пакетированными упаковками и бочки должны снабжаться броской маркировкой «Верх», «Не кантовать» и т.п.

 

Правила перевозок

Нормы и правила транспортировки напитков детально расписаны в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 (редакция от 03.12.2015, с изменениями от 17.05.2016) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Согласно документу, полная масса одиночных двухосных грузовиков не должна превышать 18 т, трехосных – 25 т, четырехосных – 32 т, пятиосных – 35 т. Для седельных и прицепных автопоездов значения другие: 28 т для трехосных, 36 т для четырехосных, 40 т для пятиосных и 44 т для шестиосных и транспортных средств с большим числом осей.

При этом законодательно установленные нормы габаритных размеров одинаковы для всех участников движения. Например, предельная длина одиночного транспортного средства (грузовика или прицепа) установлена в 12 м, а автопоезда – в 20 м. Максимально допустимая ширина всех ТС – 2,55 м, а изотермических кузовных надстроек – 2,6 м. Высота для всех – не более 4,0 м. Подробно расписаны и допустимые осевые нагрузки для разных вариантов расположения осей, расстояния между сближенными осями и типов автодорог.

Все это выглядит сложно, а на деле «не так страшен черт, как его малюют». В действительности доставка напитков – весьма и весьма прибыльный бизнес. Не будем забывать: кроме обычной воды и безалкогольных напитков существует доставка алкогольной продукции. В первую очередь от перевозчика требуется понимание специфики товара, соответствующая квалификация и оптимальный подвижной состав. В числе требований соблюдение температурного режима (оптимально 1112 ºС, с суточными колебаниями не более 3 ºС), надежное крепление груза ремнями и растяжками, затемнение для избавления груза от попадания солнечного света и неоновых лучей.

 

«Сладкие» расценки

В советские времена, когда доставка бутилированных напитков осуществлялась в простых промтоварных фургонах, а ящики с товаром не имели добротной упаковки, в ходу было понятие «бой тары». Водитель одиночного грузовика запросто и на законных основаниях мог списать пару-тройку бутылок пива, лимонада, минералки, и даже значительно больше.

Сегодня тоже действует понятие «естественная убыль груза», только размеры стали другими. Ну что может произойти в дороге с пивом или энергетиком, по 24 алюминиевых банки в ящике, установленных на паллетах и замотанных для транспортировки прочной упаковочной пленкой?! Даже напитки в стеклянной таре перевозят бережнее и эффективнее, чем десятилетия назад. И подвижной состав стал совершеннее.

Заработки перевозчиков – тоже под стать характеру задач. Например, перевозка напитков бортовыми, тентованными и шторно-бортовыми 20-тонными фурами по Москве и Московской области стоит от 9 2009 500 руб., а рефрижераторами той же грузоподъемности и в том же столичном регионе – от 9 90010 500 руб. Чем дальше друг от друга расположены пункты загрузки и разгрузки, тем больше заработок перевозчика. Предусмотрена надбавка и за срочность, вот почему норма работы в данной сфере – 24 часа в сутки.

Расчет стоимости доставки напитков зависит от объема груза и используемого для этого типа транспортного средства. Скажем, на короткое расстояние в городе и ближнем пригороде выгодно использовать одиночные короткобазные грузовики полной массой 7,512 т и удлиненные 18-тонники, на региональных и дальних маршрутах – седельные автопоезда и паровозные сцепки массой до 40 т. В любом случае расчет идет по количеству пройденных километров и числу перевозимых европаллет размерами 1 200х800 мм и паллет для напитков габаритами 1 100х1 070 мм. В связи с недавним введением оплаты проезда по федеральным трассам ТС массой свыше 12 т в системе «Платон» растущую популярность набирает доставка напитков одиночными грузовиками, чей допустимый общий вес не превышает 11,99 т. И здесь полно предложений как от импортеров, так и от производителей РФ.

 

Стоимость перевозки рефрижератором в столичном регионе

 

Грузоподъемность ТС, т

5

10

20

Характеристика ТС

Стандартный грузовик

Удлиненный грузовик

Автопоезд

Объем кузова, м3

24

34

86

Число паллет

9

15

33

Оплата за 7 часов по городу, руб.

5990*

8990

9900

Каждый последующий час, руб.

790

890

990

Стоимость 1 км на межгороде, руб.

27

38

45

Примечание. *В расчет включен фрахт на 6 часов по городу.

 

Состав с иголочки

В перевозке бутилированных напитков по РФ занят подвижной состав как российского, так и зарубежного производства. Это одиночные машины, седельные тягачи с полуприцепами, автомобили с отдельными прицепами и прицепами на тандемных осях со сквозной загрузкой. При кажущейся очевидности ценовой выгоды покупки техники РФ перевозчики часто выбирают импорт. Объясняется это очевидными преимуществами в выборе устанавливаемого оборудования.

Например, иномарки европейского производства можно заказать с новыми роботизированными коробками или механическими коробками с автоматизированным переключением передач. У некоторых поставщиков в наличии есть АКП с ползучими передачами не только переднего, но и заднего хода (примеры – Volvo I-Shift и MAN TipMatic), а это очень удобно и безопасно для маневрирования в местах погрузки и разгрузки. Мерседесовская PowerShift может работать с учетом рельефа местности. Подобное решение есть и у Scania OptiCruise. Существуют и коробки ZF для других марок грузовиков, уменьшающие механическое напряжение в трансмиссии и способные снизить расход топлива. На львиной доле российских ТС стоит «механика»...

Еще одно преимущество зарубежной техники – управляемая поддерживающая ось на автомобилях 6х2. По сравнению с двухосным грузовиком с кузовом такой же длины радиус поворота меньше, а полезная нагрузка выше. Есть и такой плюс, как меньший износ шин. У российских грузовиков тоже встречается поддерживающая ось (чаще импортного производства), но – не поворотная. И шины у иномарок могут применяться низкопрофильные, а для российских машин это пока исключение из правил.

Иномарки привлекательны современной пневмоподвеской, тогда как на многих российских грузовиках это редкость: по-прежнему преобладает старая добрая рессора. А без пневмоподвески на перевозке напитков делать нечего: кузов на рессорной подвеске получает больше ударов и вибраций, что может негативно сказаться на состоянии груза. Пневматика интересна тем, что позволяет поднимать и опускать не съемный кузов на величину +100/-70 мм на среднетоннажниках класса MB Atego, MAN TGL, Volvo FE и на величину +190/-90 мм на грузовиках тяжелого класса Scania G, Renault T, DAF CF.

Достоинства современных ТС из Европы – экономичные двигатели с высоким крутящим моментом на низких оборотах. Впрочем, и на автомобилях российских марок такие агрегаты уже есть. Пример – новое поколение тягачей КАМАЗ-5490 с мотором Daimler. Их отличительная особенность – не только умеренное потребление ДТ, но и скромный аппетит применительно к реагенту AdBlue. Хороши иномарки и системами активной безопасности, которых на отечественных ТС днем с огнем не найдешь. И, как ни крути, на данном этапе зарубежный транспорт на доставке напитков более эффективный, чем сделанный в РФ...

 

Цена техники б/у

Говорить о стоимости новых ТС для перевозки напитков не будем: она довольно высокая. Но на вторичном рынке есть приемлемые варианты. Правда, ряд предложений касается не машин в наличии в РФ, а тех, что находятся на автостоянках в Европе. Состояние такой техники можно оценить только со слов продавца и по фотографиям. Как говорится, на свой страх и риск.

Примерно 670 тыс. руб. запросят за 15-летний MAN 26.364 (6х2) с откидными бортами и двигателем мощностью 265 л. с. уровня Евро-2. При этом пробег может быть под полмиллиона километров. Более свежий восьмилетний вариант MAN TGM 22.280 (6х2) с четырьмя экваторами Земли на одометре, 206-сильным мотором Евро-4 и тентованным бортом потянет на 1,9 млн руб. и даже больше. В ценовом промежутке между ними можно рассмотреть 12-летний Mercedes-Benz Actros 2536 (6x2) с параметрами: 265 л. с., пробегом свыше 450 тыс. км, денежным эквивалентом 1,2 млн руб.

Такой же, как в известной сети ресторанов быстрого питания Volvo FL250 с 250-сильным двигателем Евро-3, пробегом 200 тыс. км и полной массой 18 т выпуска 2004 г. будет оценен в 600 тыс. руб. с возможностью торга в разумных пределах.

Дешевле стоит все, что произведено до Миллениума. К примеру, двухосный IVECO Eurocargo 80Е15 выпуска 1998 г. с двигателем Евро-1, солидным пробегом и способностью везти 7,5 т груза потянет на 350 тыс. руб. Но год выпуска не всегда является ключевым в определении стоимости автомобиля. Так, Renault Midliner 210 Евро-1, впервые поставленный на учет в 1994 г., имеющий пробег в 580 тыс. км и обладающий полной массой 15,7 т, оценивается в 480 тыс. руб. Причиной столь высокого аппетита продавца является хорошее состояние машины и ее возможности: кузов длиной 2,15 м, шириной 2,45 м, высотой 6,7 м, объемом 16,42 м3 и грузоподъемностью 9,2 т. Словом, выбор на вторичном рынке велик. А если машина нуждается в ремонте – не беда: есть «запасливые» грузовые разборки вроде «Инфорком Автосервис» в Долматово, где каждый найдет все необходимое и по приемлемой цене. Так что перевозка напитков – дело выгодное, причем как на абсолютно новом транспорте, так и на том, что с пробегом.