Подъемный механизм "Когда «А» упало, а «Б» пропало…"


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителей

Из восьми наиболее маститых российских производителей автокрановой техники с маркировкой «Ивановец», «Галичанин», Клинцы», «Челябинец», Ульяновец» «Юргинец», «Сокол» и «Угличмаш» выжили только предприятия в Галиче, Клинцах и Челябинский механический завод. Не вошедших в этот ТОП судьба или уже обошла стороной, или обходит…

 Отряд не заметил потери бойца

Если в прошлом году отсутствие на СТТ-2015 автокранов с маркировкой «Ивановец» многие сочли вполне обоснованным по причине дороговизны выставочных площадей и огромных затрат на доставку такой спецтехники в Москву, хотя в кругу журналистов специализированных СМИ истинную причину знали, но не озвучивали по этическим соображениям из-за уважения не столько к посредникам ивановской марки, сколько к патриарху отечественного краностроения, то пропуск выставки второй раз навел на мысль, что завод «Автокран» из г. Иваново все-таки «слили»…

Официально про крах завода и сейчас никто не скажет. Его будут пытаться реанимировать. Тем более что до настоящего времени сайт предприятия утверждает: «Автокран» №1 на рынке автокранов в России и СНГ». Увы, это утверждение устарело, не соответствует действительности ни по результатам прошлого и даже позапрошлого годов. В свое время автомобильные краны «Ивановец», которые выпускались сразу двумя предприятиями Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС) - ОАО «Автокран» (г. Иваново) и ЗАО «Газпром-кран» (г. Камышин) - действительно были №1 в России и в СНГ по количеству проданных машин. Правда, в спину им уже не один год дышал «Кудесник», под крышей которого очень удачно пристроились автокрановые заводы из Галича и Клинцов. Они некоторое время даже шли «ноздря в ноздрю» с «Ивановцами». Потом обошли…

 

В нынешнем году про «Ивановцев» на выставке стройтехники и технологий уже практически никто не вспоминал: то ли не до них было, то ли других предложений хватало. Скорее последнее, поскольку ниша долго не пустовала, ее уже в прошлом году прочно застолбили другие. К счастью, в львиной доле «ивановозамещения» оказались не зарубежные, а отечественные краны «Галичанин» и «Клинцы». Частично спрос перекрыли российские грузоподъемные машины с другой маркировкой, но их удельный вес в емкости замены пока мизерный.

Импорт тоже спасовал. Впрочем, в грузоподъемный сегмент от 16 до 25 т зарубежные производители и раньше-то на российскую торговую площадку не шли. Сейчас «иностранцы» сдают позиции в емкости рынка автокранов грузоподъемностью уже до 50 т. Вскоре made in… придется потеснится и в другом сегменте, поскольку те же «Галичане» теперь активно осваивают нишу свыше упомянутого грузоподъемного диапазона. Подключились к тяжеловесам и белоруссы…

Многие эксперты рынка автокрановой техники не исключают возвращение «Ивановцев». Правда, начинать заводу придется едва ли не «с нуля». Некоторые аналитики утверждают, что возврат поначалу хотя бы четверти имевшейся ранее доли в рыночной емкости автокранов для «Автокрана» будет проблематичным, поскольку даже «маломерные» относительно этого предприятия заводы не стояли на месте, выдавая на-гора не только автокрановую новизну, но и активно развивали клиентскую базу, продавая свою продукцию на внутренних и внешних рынках. И это не голословные заявления…

 

Челябинский метеорит оказался знаковым

Напугавший всех три года тому метеоритный пришелец из далекого космоса оказался для Челябинского механического завода знаковым – дела пошли на лад. Вернее, заказы увеличились. Шутники даже связали это с тем, что показанные на СТТ-2013 автокраны с космической колористикой и раскраской по технологии аэрографии понравились пришельцам из космоса и те всячески благоприятствовали предприятию.

Тогда завод впервые помимо паспортного индекса дал автокранам еще и собственные имена – «Посланник космоса» (Челябинец КС-55732 на 3-осном шасси Урал-4320 с 25-тонной грузоподъемностью и самой длинной в той размерной группе машин стрелой), «Небесный странник» (Челябинец КС-65717 на 3-осной колесной базе Iveco Trakker с грузоподъемностью 50 т) и «Ловец метеоров» (Челябинец КС-55733 на базе КАМАЗ-65115 6×4 с 32-тонным грузоподъемным потенциалом).

 

В нынешнем сезоне ЧМЗ свои автокраны собственным именами не нарекал, но новые индексы для премьерных машин и новых модификаций дал. К примеру, показанный на совместной экспозиции с «Группой ГАЗ» автокран Челябинец КС-45721. Надстройка к премьерному показу не относится, обычная серийная модель, но с изюминкой – на шасси «Урал NEXT» (6х6) с дизельком ЯМЗ-536 Евро-4 мощностью 285 л. с. К настоящему времени это единственный производитель автокранов, серийно монтирующий крановые установки на колесной базе NEXT.

Что касается премьерных машин, то в марте нынешнего года завод выдал на-гора новую модель автокрана КС-65711-34 грузоподъемностью 40 т с 34-метровой 4-секционной телескопической стрелой в профиле овоидного типа. Малая масса надстройки обеспечила соответствие требованиям весового контроля, поскольку нагрузка на заднюю тележку автокрана не превышает 16,0 т (для шасси 8х4) и 15,0 т (для шасси 8х8). У крана получился высокий грузовой момент (130 тм) и при этом сохранилась приличная скорость подъема/опускания груза с 10-ти кратной запасовкой грузового каната.

 

К слову, премьерный 40-тонный автокран КС-65711-34 Челябинец грузоподъемностью 40 т  с длиной стрелы 34,0 м на шасси КАМАЗ-6540 (8х4) долго на складе готовой продукции не стоял. Он приглянулся заказчику из Казахстана, тут же был выкуплен и до настоящего времени рекламаций на него не поступало.

 

Сябры работают в режиме «вира!»

Белорусское краностроение в нынешнем сезоне идет к поставленной цели семимильными шагами и воспринимает только команду «вира!», т.е. «подъем!». Тон всему задает, конечно же Минский автомобильный завод, вернее работающий под его патронатом «Могилевтрансмаш». Белорусы дали в Москве премьеру сразу тремя машинами – двумя автомобильными кранами КС-6572BY-E и КС-6576Z-1 и автовышкой АГП-30.

Новый для рынка кран КС-6572BY-E «Зубр» на шасси МАЗ-6312В5 (Евро-4) с колесной формулой 6х4 имеет 40-тонную грузоподъемность. В транспортном положении длина стрелы не превышает 10,5 м, что обеспечивает автокрану дополнительную компактность и маневренность при переездах. Но суммарно по вылету 4-секционная стрела-телескоп может выдвигаться головкой до отметки 33 м. Если применить гусек, а такая возможность есть, то рабочая зона крана вырастет на соответствующую длину применяемой решетчатой добавки.

 

Разработчики не стали заморачиваться собственными комплектующими, взяв уже проверенные мировым краностроением существующее системы. Надстройка обзавелась редукторами механизма поворота и лебедки от Bonfigliolli (Италия). В «скворешник» оператора завод готов ставить Airtronic или Webasto, но для удешевления может быть исполнение кабины с автономным дизельным отопителем «Планар».

А вот с ограничителем нагрузки крана ничего лучшего и приемлемого по цене российского ОНК-160 не нашлось. Его и поставили. Прибор с цифровой индикацией параметров в кабине крановщика может работать в режиме координатной защиты. При этом он фиксирует в памяти характеристики и эксплуатационные параметры, записывая их в бортовой «черный ящик». Есть также встроенные модуль защиты от опасного напряжения, который срабатывает при работе в критической близости от ЛЭП.

Знаковым для нынешнего сезона оказался и автомобильный кран КС-6576Z-1 на шасси МАЗ-6516В9. Он создан в кооперации со стратегическим партнером Минского автомобильного завода по развитию специальной техники -- китайской компанией Zoomlion. И хотя этот кран считается премьерным для России, весной он ярко засветился в Мюнхене (Германия) на крупнейшей международной специализированной выставке строительной индустрии и горнодобывающей промышленности Bauma-2016.

Автокран КС-6576Z-1 на короткобазном шасси с колесной формулой 8х4 имеет грузоподъемность 60 т, что говорит о вхождении белорусского производителя в клуб тяжеловесов «кому за пятьдесят». У машины стоит 5-секционная телескопическая стрела длиной 40,5 м, но в транспортном положении это маломерка – длина втянутой стрелы не превышает 10,7 м, что обеспечивает автокрану дополнительную компактность при маневрах на пятачках и в стесненных условиях. При использовании на грузоподъемных операциях 2-секционныого удлинителя стрелы длиной 16 м высота подъема автокрана всего на 50 см не дотягивает до 60 м.

 

У «Кудесника» даже сказки становится былью

В нынешнем сезоне снова приятно удивил Галичский автокрановый завод, у которого к началу лета было шесть новых моделей автокранов. Практически, он является лидером российского машиностроения в этом сегменте спецтехники и заодно законодателем российской школы автомобильного краностроения. Даже на упомянутую выше выставку СТТ завод вышел с девизом: «Нам везде зеленый свет, перегрузам скажем НET!», тем самым подтвердив свое стремление привести выпускаемые машины и подсказать пути доработки уже эксплуатируемых автокранов до нормативов, необходимых для передвижения по дорогам общего пользования. К слову, по такому же пути пошел, показывая прекрасные результаты соответствия своих машин дорожной нормативной базе, и его сородич – Клинцовский автокрановый завод.

 Одна из новинок из Галича для наглядности даже была установлена на автомобильные весы КСК 18 с индикацией нагрузки на ось. Время от времени дежурный водитель отключал гидравлику выносных опор, те поднимались и автокран КС-55713-5Л всеми колесами опускался на измерительные чаши весов, табло которых высвечивало реальные цифры. Буквенный индекс Л в названии модели указывает на «легкую» группу крановых машин и первую в этой серии, созданную на базе уже хорошо себя зарекомендовавших 25-тонников модели КС-55713.

В данном случае КС-55713-5Л претерпел ряд изменений в лучшую сторону. Теперь его 3-секционная стрела овоидного типа из комбинации российских и заморских высокопрочных сталей не только удлинилась до 23,7 м, но и стала легче при сохранении и даже по многим параметрам и более высокой прочности и жесткости. Появился к этому крану и новый 9-метровый 3-секционный гусек. Правда, он в стандартную комплектацию не входит, поставляется опционно. У него изменяемый угол наклона (0, 20, 40 град.) и, что важно, грузоподъемность 2,6 т, чего нет у машин этой грузоподъемной группы с маркировкой других производителей.

Производитель отказался от используемых ранее приборов ОНК из Арзамаса, которые нареканий-то не вызывали. Однако предпочтение отдано ограничителям нагрузки кранов «Резонанс» – более современным, точным по измерениям и удобным в пользовании для оператора. Правда, есть уточнение: заказчик сам будет определять, какой ОНК ему ставить

Однако в машине подкупит потребителя другое – полное соответствие автокрана всем нормативным требованиям для свободного передвижения по дорогам общего пользования. В данном случае надстройка на востребованном вездеходном шасси КАМАЗ-43118 во все дорожные нормативы вписывается. Разработчики в дальнейшем обещают установку обновленной крановой надстройки на другие типы шасси, в т. ч. на мощное, маневренное, легкое шасси КАМАЗ-65115 (6х4), проверенную временем колесную базу Урал-4320 (6х6) и даже на незаменимое для разных типов коммунальных и строительных установок шасси МАЗ-6312В3 (6х4).

 Еще один новичок в группе 25-тонников КС-55731-4 изготовлен как альтернатива очень популярным на нашем рынке китайских автокранов с 5-секционной стрелой: анализ рынка показал, что российские строители активно начали приобретать «китайцев» с удлиненным телескопом, поскольку в российской номенклатуре машин таких кранов не существовало. Теперь есть. Крановую надстройку с 40-метровой стрелой их пяти секций смонтировали на шасси на шасси КАМАЗ 65222 6х6, что уже позволило частично перетянуть клиентов на себя.

Среди новичков оказался и автокран 30-тонного грузоподъемности КС-55715-1 на шасси КАМАЗ 6540 8х4. У него стрела имеет длину 40 м, еще 9 м добавляет гусек. Далее пошли тяжеловесы.

 

Все выше, выше и больше

Новый-50-тонник КС-65715 со стрелой из пяти секций общей длиной 40 м и 17-метровым гуськом поставили на шасси Volvo FM 8х4, буквально «впихнув» его в нормативную осевую развесовку за счет используемых новшеств – съемных элементов надстройки. Здесь налицо доработка, выполненная заводом по просьбам покупателей. Теперь к кранам серии КС-65715 на имеющееся классическое тягово-сцепное устройство в заднем свесе шасси пристегивается обыкновенный дышловой 2-осный прицеп. Туда перегружаются демонтированные противовесы, вспомогательные лебедки и опоры. В облегченном состоянии масса крана составляет допустимые 31,98 т. Таким образом, на выходе потребитель может минимизировать затраты при транспортировке крана между объектами, поскольку исключается оформление разрешительных документов и, соответственно, нет платы по сборам за осевую перегрузку.

 

Автокран 70-тонной грузоподъемности смонтировали на шасси Scania P 360 CB8x4HHZ. Операционная возможность получилась гигантской – длина 42-метровой стрелы вырастает за счет гуська на 15,1 м. Однако производитель позиционирует эту машину, как прекрасный инструмент для работы в условиях современного города, когда габариты не влияют на маневренность.
Автокран оснащен системой LS-привода H&H производства Hydaс (Германия) с электропропорциональным управлением крановыми операциями, многофункциональным джойстикам и прибором безопасности Hirschmann (Германия) с бесступенчатым регулированием защиты крана от перегрузки при работе. 

Не обошлось в новом сезоне и без «сотки» – на Volvo FM 10х4 производитель смонтировал премьерный 100-тонник КС-85713. Если в транспортном положении длина стрелы составляет 13,6 м, в полностью выдвинутом прибавляет еще 18,0 м длины. Как и сородичи меньшей размерной группы, гусек имеет возможность установки под углом 0, 15 и 30 град. по отношению к продольной оси стрелы, что существенно увеличивает зону работы крана.

Максимальный размер опорного контура (7,8 х 8,6 м) позволяет без потерь грузовых и высотных характеристик производить работы в круговой 360-градусной зоне, в т. ч. в передней части машины «над кабиной». Крановые механизмы поворотной части имеют отдельный дизель-гидравлический привод, состоящий из двигателя с жидкостным охлаждением Volvo TAD 541 VE мощностью 129 кВт, оборудованного системой запуска с аккумуляторных ба­тарей, системой отвода выхлопных газов, фильтрами воздухоочистки и фильтрами топливоподачи.

 

Понравится и электропропорциональная система управления крановыми операциями LUDV, которая разделяет потоки рабочей жидкости независимо от давления для независимого совмещения рабочих операций. Такой привод обеспечивает быстрое и точное регулирование расхода рабочей жидкости, уменьшает потери давления, выделение тепла и является экономичным: в операционном режиме применение данной системы снижает потребление топлива до 30%.

Здесь внимательный читатель наверняка обратил внимание, что крановые надстройки с 50-тонной и выше грузоподъемностью приходится ставить на импортное шасси. Это не причуда производителя, а уже реалии спроса: потребитель очень быстро определился и удостоверился, что в этой размерной группе все-таки лучше, если ценовой сегмент крана будет соответствовать ценовому сегменту шасси. Нынешние разработки ГАКЗа опровергли укоренившееся мнение об обязательном применении для тяжелой группы автокранов спецшасси.

Основной особенностью этих кранов является то, что галичские крановые установки устанавливаются не на спецшасси, а на более дешевые серийные вездеходные или шоссейные лонжеронные шасси как отечественных, так и различных иностранных автомобильных брендов.

 

А спрос-то продвигают…

Клинцовский автокрановый завод и в нынешнем сезоне остался верен взятому два года тому курсу на выпуск ходовых 25-тонников в исполнении с удлиненной стрелой. Потребители подсказали и попросили. Если три года тому на пике популярности были краны серии КС-55713 с 28-метровыми стрелами, то в прошлом году их потеснили КС-55713-К-4 с длиной стрелы 31 м. А к нынешнему сезону завод пришел с надстройками 25-тонных кранов пятого поколения серии КС-55713-…К-4В со стрелой овоидного профиля длиной 32,5 м. Такое исполнение делает стрелу жестче и прочнее. Для телескопирования используется один гидроцилиндр, а системы полиспастов позволяет выдвигать все секции стрел одновременно.

Устойчивость крана обеспечивает впечатляющий опорный контур размером 5,45 х 6,1 м. Более широкие операционны возможномсти кранам этой размерной группы придает новый 9-метровый трехгранный гусек из высокопрочных труб, который может устанавливаться на оголовке стрелы под углами 0, 20 или 40 град. С его помощью можно поднять груз массой до 2,7 т на высоту 40,2 м.

«Скворешник» прирос люксовыми новшествами. Теперь кабина крановщика с изменяемым углом наклона. Есть возможность установки электропропорциональной системы управления крановыми операциями с применением джойстика.

 Хорошие перспективы видятся у кранов серии КС-55713-К-4В на шасси автомобиля КАМАЗ-65115 с колесной формулой 6х4 и КС-55713-5К-4В на очень популярном сегодня вездеходном шасси КАМАЗ-43118 с колесной формулой 6х6. Как и в предыдущем случае, у них при увеличении длины остались прежними габаритные размеры в транспортном положении и сохранились массовые и осевые нагрузки. Так что, получив более длинные стрелы такие автокраны своей мобильности не растеряли.

В нынешнем сезоне получила продолжение и тема крановых грузопассажирских подъемников, начатая Клинцовским автокрановым заводом несколько лет тому. Подъемник-кран стреловой ПКС-55713 образца 2016-го года сочетает в себе возможности автомобильного крана грузоподъемностью 25 т  с длиной стрелы 28 м  и полноценного подъемника, способного поднять двух человек на высоту 10-этажного дома.

 Универсальность крана-подъемника повысилась за счет того, что теперь нет необходимости демонтировать крюковую подвеску при использовании установки в режиме подъемника, а также благодаря появлению возможности осуществлять вращение люльки в горизонтальной плоскости в секторе 180 град. Люлька в транспортном положении может крепиться как за кабиной водителя автомобиля, что более актуально для подъемников, так и сзади под противовесом, не выходя при этом габарит транспортного средства в целом.

К слову, с июля Клинцовский автокрановый завод начал ставить на свои 25-тонники новую кабину с улучшенной эргономикой, где оператору добавили простора в салоне, люксовых опций в виде прикуривателя, точечного внутреннего освещения, улучшенной системы вентилирования, акустической системы, а также дополнительных ниш для инвентаря, откидной столик с подстаканником. Для предотвращения растекания грязи по кабине новый «скворечник» снабдили резиновым ковриком-ванночкой. А вот блоком управления командами, электропропорциональное управление ставится опционно: есть деньги – заказывай…