Подъемный механизм "Тракторовышка: еще диковинка или уже инструмент?"


Валентин Ожго,

фото автора и производителей

 

От производства тракторных гидравлических подъемников российское машиностроение тихо самоустранилось. К этой группе навесных машин наши инженерные головы и производственные властелины и раньше-то особой любви не питали, не говоря уже о нынешнем периоде страдальческого импортозамещения…

 

О плохом, давайте, не будем…

… но приходится констатировать, что в России такой навесной атрибутики практически не производят. Имеющиеся отечественные тракторные стрелы серии СНТ (стрела навесная крановая) для грузовых операций, к которым суперумные головы умудрились вместо крюка подцепить грузопассажирскую корзину с травмоопасным креплением по центру платформы, не в счет. Можно расхваливать простоту конструкции, надежность импортных комплектующих, привлекательные характеристики с высотой подъема шестигранной стрелы на 6,5 и ее вылетом по горизонтали на 5,5 м, которая прочнее четырехгранной, но игнорировать элементарные требования техники безопасности никому не позволено. Тем более, что  примеры простеньких и не столь дорогих гидравлических грузопассажирских подъемников на базе тракторов все-таки есть. Правда, не у нас, а у белорусов. Пусть те навески всего лишь одно- или двухоперационные, не сверкают лаком красок, но у хозяйственников они остаются популярными.

В свое время прославился своими гидравлическими подъемниками серии ОПТ-9195 Мозырский машиностроительный завод. Дипломов  престижных международных выставок подъемник не имел, но спрос на него был. Его монтировали на заднюю навеску проверенного временем трактора «Беларус» – МТЗ-80/82, его более поздних сородичей и их последующих модификаций. Такая навеска являлась хорошим подспорьем для сельских энергетиков, связистов, дорожных мостостроителей, а также работников районных коммунхозов, ремонтно-строительных предприятий и т.д.

В колхозы и совхозы трактор в исполнении подъемника покупался реже, но в хозяйствах южных регионов, где на сборе фруктов требовалась хорошая верхотура досягаемости, на такие навески не скупились и люльки ставились. Тем более, что это был сменный атрибут обычного тракторного крана, только вместо операций с перевалкой грузов на крюке использовалась грузопассажирская платформа с безопасной схемой крепления к стреле.

 

Здесь уже выполнены все требования, предусмотренные правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) Госгортехнадзора России, включая системы ориентации люльки в вертикальной плоскости и блокировки подъема и поворота стрелы при не выставленных опорах. Также появились системы аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы или двигателя базовой машины и блокировки подъема опор, если стрела находится в выдвинутом операционном режиме.

И хотя это был в первую очередь кран, считать его подъемником вполне оправданно. Уточним, что в данной спецтехнике разработчики заложили тройной операционный функционал – кран и подъемник, поскольку на кормовой поворотной колонне имеется телескопическая стрела с крюком на тросовой лебедке и быстросъемная люлька, а также бульдозер, поскольку в машину интегрирован фронтальный отвал.

Если на земляных работах отвал работает по прямому бульдозерному или планировочному назначению, то в операционном высотном режиме крана или подъемника это обязательный элемент опорного контура. Впереди трактор фиксирует свое положение гидравлическим отвалом, прочно упираясь в землю, а позади опорный периметр дополняют раздвижные гидравлические аутригеры, установленные на вспомогательной раме. Хорошая операционная фиксация позволяет работать на максимальном вылете стандартной стрелы до 7,6 м и высоте подъема 9,9 м. С удлиненной стрелой высота подъема достигает 11 м.

 

Все познается в сравнении

Белорусское машиностроение оказалось более гибким к реалиям рынка, сейчас владеет прекрасной конструкторской школой в этой группе навесного грузоподъемного оборудования и несколькими производственными площадками, про Россию или Украину этого не скажешь. Еще не так давно изготовлением, монтажной установкой и ремонтом навесного оборудования ОПТ-9195 на трактора МТЗ-80/82, ЮМЗ-80.40.1, ТТЗ (Ташкентского тракторного завода) славился и Кировоградский ремонтно-механический завод им. В. Таратуты. Сегодня предприятие растеряло свою клиентскую базу на территории бывшего Союза  и не дождалось обещанных политиками заказов в Евросоюзе. И уже не дождется, поскольку ОПТ-9195 олицетворяет собой уже вчерашний день.

 

Тем временем в той же Беларуси шагнули вперед, внеся в ОПТ-9195 ряд новшеств по системам безопасности, о чем рассказывалось выше, и изменили комплектацию для увеличения ресурса. Этот кран-подъемник и поныне в каталогах многих предприятий. К примеру, на упомянутом Мозырском машиностроительном заводе. Есть он и в номенклатурном перечне компании «Блюминг», которая получила сертификат соответствия на свой подъемник БЛ-09 и две его модификации. Это уже более современные представители кранов-манипуляторной группы подъемного оборудования, в которых помимо стандартных и уже перечисленных систем безопасности появились гидрозамки удержания гидроцилиндров в исходном положении при обрыве шлангов и трубопроводов гидросистемы, опционный сигнализатор приближения к ЛЭП и др.

Монтажный подъемник БЛ-09 по конструкции крепежа и размещения повторяет классические машины – пилон-колона на заднем навесном узле трактора «Беларус» класса 1,4. Угол поворота стрелы в горизонтальной плоскости ограничен, всего 220 град., но этого достаточно, как и 7-метрового радиуса рабочей зоны и высота подъема до 11 м, для операций в дворовом проезде или внутри молочно-товарной фермы. Эти характеристики прекрасно подходят для малоэтажной застройки райцентров, линейных ремонтно-строительных бригад служб энерегообеспечения и связи, фермерских хозяйств и даже крупных агрофирм.

 

Появление нового гидравлического подъемника совпало с антисанкционными действиями России относительно импорта плодоовощной продукции из Европы, когда резко возник спрос на качественные плоды отечественных садоводов. Потому агрохозяйства Краснодарского края, других регионов страны начали проявлять к такой технике повышенный интерес. И здесь для производителей таких машин открывается большая емкость рынка для сбыта своей продукции, нежели в коммунальной сфере.

К примеру, на садоводческие агрофирмы Евросоюза уже не одно десятилетие успешно работает бельгийская компания «Томас» (Thomas Kranen), в линейке которой есть 10 моделей тракторных гидравлических вышек – коленчатых, телескопических. Самая простенькая подъемная платформа 120NC имеет шарнирно-рычажную схему стрелы. Для ее монтажа достаточно 75-стильного трактора. Высота подъема платформы соответствует цифровому индексу в названии модели – 12 м, но высота пола люльки на максимальной отметке достигнет только 10 м. В боковом вылете – максимальная длина составляет 6 м.

А вот рабочая зона вращения такой вышки составляет 400 град., что значительно больше, чем у нашей ОПТ-9195 или БЛ-09. Есть эта модель и в телескопическом исполнении (120NCT-12M) с такими же характеристиками. Если сравнивать по грузоподъемности, то «бельгиец» этой модели способен по паспорту брать 250 кг, а производители БЛ-09 обещают поднимать на 50 кг больше. На этом ближайшее сходство завершено.

Все остальные модели Thomas в рабочих характеристиках по высоте подъема люльки и вылету ушли далеко вперед и практически нами недосягаемы. К примеру, следующая размерная группа подъемной платформы трех моделей (шарнирно-рычажная 160NC, шарнирно-рычажная с гуськом типа JIB 160NCJ и телескопическая 160NCTJ) имеют 16-метровую высоту подъема люльки.

Помимо них еще есть модели тракторных гидравлических телескопических подъемников с подачей люльки на 18, 20, 24, 28 и 30 м. Самая большая модель уже ставится на трактора с мощностью свыше 140 л. с., имеет 4-секционную или более телескопическую стрелу обычного 4-гранного поперечного сечения.

 Хорошему высотному диапазону и горизонтальному вылету платформы способствует удачная схема аутригеров. На машинах с 18-метровой высотой подъема корзины аутригеры имеют раскосый гидравлический ход опор, когда рычаги на раме крепления по обе стороны пилона уходят по диагонали вниз к основанию лап. Подъемники 20-метрового диапазона и выше имеют выдвижные коробчатые гидравлические аутригеры горизонтального хода с вертикальными гидроцилиндрами, опирающимися непосредственно на ступни лап. При этом модели 280NCTJ и 300NCTJ, т.е. 28- и 30-метровой высотности, имею по две пары опор – сзади и спереди.

 

Операционисты осваивают новые направления

В группе тракторных вышек Thomas Kranen, пожалуй, самый результативный производитель Европы. До его номенклатурной линейки не дотягивает даже хорошо известный в России шведский производитель подобной техники Huddig. Правда, «скандинав» упор сделал не на широту продуктовой линейки, а на многооперационный запал своего трактора. В его машине четыре разноплановых функционала и даже больше. Во-первых, это трактор, который как транспортный тягач способен тащить двухосный прицеп бортового типа или с надстройкой. Это самая простая специализация, хотя используется она редко, поскольку это все-таки не транспортная техника. Но, сразу акцентируем, тракторное исполнение шасси по проходимости и маневренности из-за короткой базы лучше полноприводного автомобиля с вышкой, что в сельских районах ценится больше.

 

Во-вторых, это погрузчик и бульдозер с имеющимся фронтальным ковшом, которым можно загрузить сыпучкой самосвал или тракторный прицеп, спланировать земельный участок, срезать слой почвы, осуществить бульдозерную перевалку грунта. В-третьих, это землекоп, поскольку на корме висит экскавационное оборудование. При этом ковш может иметь на тыльной стороне двузубый клещевидный захват для бревен и опор, что позволяет без привлечения дополнительной техники ставить деревянные фонарные столбы уличной или железобетонные опоры сельской ЛЭП. Вместо ковша может стоять ямобур, гидромолот, фреза, мульчер  или другой рабочий инструмент. По сути здесь налицо тот же функционал, что и у экскаватора-погрузчика Huddig1260, на базе которого сделана эта машина.

В-четвертых, машина имеет резервный рельсовый ход, дополняющий пневмошинную ходовую базу. Трактор в любом месте может заехать на железнодорожное полотно, в т. ч. и на колею российских железных дорог, передвигаться по ней от привода шин, останавливаться в нужном месте для проведения нужной операции.

И, наконец, пятый фактор многофункциональности и привлекательности – кран-подъемник. Его пилон стоит на задней корме с левой стороны почти рядом с экскавационной навеской сразу за щитком колесной арки. Если люлька модели Huddig Lift 1420, о которой наш журнал в свое время рассказывал, могла доставлять двух человек и инструмент на высоту 14,2 м, то более поздняя модель Lift 2000 поднимает на 20,1 м. Прошлогодняя новинка сезона Lift 2200 уже своим 6-секционным телескопом добралась до высотной отметки 22 м, а по горизонтальному вылету – 19,5 м.

 

В первую очередь этот универсальный операционист рассчитан на предприятия энергетики, обслуживающие линии электропередач, в т. ч. в сельской местности. В самой последней модельной версии 6-я по счету секция стрелы удлинена гуськом круглого сечения в зачехленной мощной гофровидной изоляционной оболочке. Грузопассажирская корзина на те же 200 кг (2 человека + инструмент) изготовлена из прочного пластика. Одна такая машина способна заменить сразу несколько видов спецтехники, что повышает безопасность работ в зоне действующих ЛЭП.

Среди наших или почти наших производителей разнообразием операционных возможностей наделил свои машины только Витебский завод подъемно-транспортного оборудования. Он начал ставить многофункциональную крано-манипуляторную установку «Двина» 3200.8.92 на трактор МТЗ-920. В нынешнем сезоне помимо классического для такой спецтехники фронтального бульдозерного отвала, телескопической стрелы с тросовой лебедкой и крюком на подвеске, что дает точное позиционирование на грузоподъемных операциях, к правой боковине основного короба стрелы «пристегнули» еще и бур.

 

Люлька с паспортной операционной зоной высоты чуть более 10 м имеет грузоподъемность 200 кг и угол поворота стрелы в горизонтальной плоскости в пределах 360 град. Здесь классический телескоп «короб в коробе» с 4-угольной формой поперечного сечения. Таким образом, налицо многооперационный функционал, чего ранее белорусское машиностроение потребителю не предлагало. Теперь по импортозамене его получит и российский потребитель: показанная недавно в Москве универсальная машина уже понравилась специалистам строительной отрасли. Не исключено, что производитель постарается ее показать осенью на не менее престижной выставке Агросалон-2016, где она если не произведет  фурор, то обязательный интерес у селян вызовет …