Подготовка кадров "Водительские дуэли"


 

Конкурсы водительского мастерства есть у целого ряда производителей коммерческого транспорта, причем не только в Европе. В России тоже ежегодно или раз в два года подобные мероприятия проводят Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks. Школы и курсы повышения профессиональной подготовки дальнобойщиков существуют у MAN, DAF, IVECO и Mercedes-Benz. Отчего же здесь дальнобойщики за рулем такой техники не меряются профессиональными навыками? Попробуем разобраться.

 

Александр НИКОЛАЕВ
Фото автора

 

За экономию ДТ!

Мир коммерческого транспорта стремительно меняется. И дело не в дизайне и экологическом классе тяжелых грузовиков, хотя и они имеют значение. На первый план выступает повышение безопасности и рентабельности перевозки товаров и поиск по-настоящему квалифицированных кадров. Хороший водитель сегодня в дефиците!

Дальнобойщик проводит в кабине по 8-10 часов кряду, а с учетом ночевок и отдыха в пути еще больше. Автомобили становятся технически сложнее и совершеннее, и просто крутить баранку сегодня недостаточно: сидящий за рулем должен уметь думать, правильно оценивать обстановку, быстро принимать решения и без промедления выполнять адекватные действия. Транспортные операторы вынуждены инвестировать в привлечение и удержание лучших водителей, поднятие престижа профессии дальнобойщика, поэтому и придуманы программы обучения и конкурсы мастерства.

Прежде, чем начали проводиться конкурсы национального и международного уровня, появились специальные курсы и тренинги, объединяющие теоретические знания с практическими навыками. Сегодня безопасно управлять грузовой сцепкой недостаточно. Нужно хорошо знать устройство автомобиля, владеть приемами экономичного вождения, быть стрессоустойчивым и пунктуальным. На обычный набор профессиональных качеств накладываются требования знания директив и нормативов, законодательных и правовых актов, инструкций и памяток. Водитель сам превращается в компьютер, которому надлежит ежедневно решать комплексные задачи.

Конкуренция в мире грузовых перевозок автомобильным транспортом чрезвычайно высока, и максимальная эффективность зависит уже не только от достоинств техники, которой управляет человек. Сидящий за рулем должен уметь использовать на все 100% потенциал коммерческой техники. И здесь никак не обойтись без программ дополнительного обучения. Они есть у каждого европейского производителя грузовиков.

Например, курсы повышения водительского мастерства DAF Eco Drive в Голландии практикуются уже 10 лет. Первый опыт введения подобного обучения в России датирован 2012 годом, когда начальные серьезные шаги на российском рынке стало предпринимать официальное представительство «ДАФ Тракс Рус» (в апреле 2016 года оно отметило свой 5-летний юбилей). Минувшей осенью в компании появился инструктор по обучению методике рационального вождения DAF Eco Drive. И теперь есть основания утверждать, что обучение экономичному вождению станет не только заботой директоров автопарков с автомобилями DAF.

Итальянские методики программы IVECO Driver Trening в России обкатывали в 2012-м и 2013-м году. Отдача была скромной, и на время об этой практике забыли. Возобновление тренинга запланировано и на 2016 год, но ни о каком конкурсе водительского мастерства речь пока не идет.

Компания MAN Truck & Bus в рамках программы Profi Drive Safety разработала специальный тренинг по повышению безопасности управления грузовым транспортом. В принципе, это однодневный семинар по распознанию и предотвращению опасных ситуаций, определению оптимального пути до полной остановки и умению избегать столкновения с внезапно возникшим препятствием. С точки зрения транспортной эффективности практикуется курс экономичного вождения по программе MAN ProfiDrive.

У Mercedes-Benz прямо при заводе в Вёрте можно пройти обучение по программе Mercedes-Benz DriverTraining (ранее — ProfiFahrer). Это позволяет оптимизировать расход топлива, исключить неэкономичные приемы вождения, делает подготовку водителя более качественной. Согласно расчетам, хорошо обученный тракер после курсов эффективного вождения ездит на 10% экономичнее. Правда, навыки со временем теряются, и в действие встпает поговорка «Повторение — мать учения».

Почему же у этих производителей нет конкурсов водительского мастерства на международном уровне и почему их не проводят в России? Ответ очевиден: это затратная вещь, а уровень расходов производителей и без того велик после введения экологических норм Евро-6. К тому же часть фирм несет спонсорские расходы на поддержание автоспорта, благотворительность, рекламу и т.п. Те, кто остался в конкурсной теме, просто не могут дать задний ход: было бы нелогично!

 

Рынок обязывает

Говоря о водительских дуэлях по грузовикам конкретной марки, нельзя рассматривать конкурс как вещь в себе, оторванную от реальности. Это как реклама известного напитка: если твое имя на постоянно слуху, логотипы мелькают в СМИ и транспортное сообщество это обсуждает, значит, будет и отдача. А это так важно, когда выбор перевозчиков зачастую продиктован не столько качеством и достоинствами техники, сколько отношением представителей бренда к тебе как к деловому партнеру.

Конкурсы рождают ощущение причастности к большой семье, а это именно то, чего многим действительно не хватает. Да и призовой фонд, надо сказать, солидный. Например, в конкурсе молодого водителя European Young Truck Driver от Scania победитель международного финала традиционно получает в награду новенький седельный тягач флагманской R-серии. Есть, за что бороться! Обладатели призовых мест тоже не обделены вниманием со стороны организаторов — их ждут щедрые подарки.
У другого конкурса эффективного вождения «Водитель года», проводимого Volvo Trucks, призовые места даже в российском первенстве щедро одарены денежными премиями и ценными призами. В принципе, как и в самых молодых соревнованиях по экономичному вождению Optifuel Challenge от Renault Trucks. Но дело даже не в наградах, а в том, что дают эти конкурсы и как их оценивают сами дальнобойщики. Могу судить об этом как непосредственный участник среди журналистов и смешанных команд водитель/журналист и очевидец международных финалов в Европе.

Для начала вспомним, что современную деловую жизнь невозможно представить без коммерческих автомобилей и тех, кто ими управляет. Годовой объем рынка перевозки грузов автомобильным транспортом между государствами ЕС и РФ составляет внушительную цифру — более 25 млн т. Правда, в 2015 году это было только 19,3 млн т, на 13,9% меньше значений 2014 года, а тогда падение рынка импорта-экспорта к 2013 году достигло 10,9%. Вычеркнуть такой объем из грузооборота страны просто невозможно. И как здесь не обратить внимание на дальнобойщиков?!

 

Основы профподготовки

Водительский люд такой же разный, как и транспорт, которым он управляет. Кто-то всю жизнь крутит баранку отечественных машин и только под занавес карьеры попадает на иномарку, а кому-то с первых дней профессии суждено иметь дело исключительно с зарубежной техникой. И те, и другие ездят по одним и тем же дорогам, в схожих погодных условиях и только грузы возят разные.

Тем не менее, российские водители с недавних пор имеют возможность повышать квалификацию, как и их зарубежные коллеги. В основном, это прерогатива международных перевозчиков, крупных и средних транспортных компаний. Впрочем, частным лицам тоже не возбраняется повышать квалификацию, чтобы в дальнейшем переходить на более высокооплачиваемую работу и получать бонусы хотя бы в виде участия в конкурсах.

Что дают дополнительные тренинги? Чаще всего — основы экономичного вождения, азы безопасности и повторение ранее пройденного. Нередко такое обучение занимает день или два и не имеет ничего общего с многомесячной подготовкой в автошколе. Это разные вещи. Обычно тренинг включает в себя инструктаж по транспортному средству с показом важнейших функций и безопасным управлением всеми компонентами. Затем следует курс обучения техническим основам и теория экономичного вождения. В обязательном порядке идет упоминание законодательных норм и специальных предписаний. И если у нормального человека идет запоминание, то у индивидуума со способностями ниже среднего в голове творится каша. Но времени на оценку состояния обучаемых у инструкторов нет, и они добавляют в копилку знаний ответственность предприятия, понимание рисков дорожного движения и прочие актуалии.

Любимая и самая полезная часть программы обучения — сопровождение водителей в практическом применении на дороге. Обычно первую поездку по заранее выбранному маршруту водитель совершает так, как он ездит всегда. Потом наступает период разбора его ошибок и недостатков, подсказки инструкторов и повторный заезд. В подавляющем большинстве случаев эффективность повышается на глазах: растет средняя скорость движения на контрольном отрезке, уменьшается число торможений, увеличивается время движения в зеленой зоне тахометра. Как результат — расход топлива падает на 5-8%, а в отдельных случаях на 10% и даже выше.

Но вот что удивительно: в конкурсах водительского мастерства участвуют и те, кто проходил дополнительное обучение, и те, кто даже советов коллег никогда не слушал. А результат порой в пользу человека «от сохи»!

 

Битва без компромиссов

Прагматичные люди говорят так: в бизнесе друзей нет. Так и в конкурсах водительского мастерства, проводящихся на территории России. Даже если вы работаете в одной транспортной компании много лет, во время соревнований каждый сам за себя.

Первое, что удивляет в рамках российских конкурсов: как правило, никакой специальной предварительной подготовки никто не проводит и времени для этого не выделяет. Исключение разве что составляют этапы «АСМАП Профи», где водители-международники иногда тренируются на заранее размеченной трассе. Чаще всего перед соревнованиями по конкретной марке грузовиков «предвариловки» нет. Как правило, дальнобойщики просто садятся за руль автопоездов и показывают то, что умеют.

Правда, бывают и исключения: победитель национальных соревнований на грузовиках Scania в РФ в 2014 году 33-летний Сергей Титкин вместе с соратниками подготовил аналог тестового участка для маневрирования и гонял себя до седьмого пота, пока не научился оптимально проезжать дистанцию за минимально возможное время. Но, опять-таки, это исключение. Откровенно говоря, директорам недосуг заниматься таким «творчеством», поскольку это требует отвлечения сил и средств с сомнительными гарантиями максимальной результативности. По этой же причине боссов приходится уговаривать периодически направлять своих водителей на обучение.

Второй аспект водительских дуэлей: даже после победы на региональном этапе никто не тратит силы и средства на закрепление успеха! Водитель остается один на один со своей радостью и на национальный финал едет с прежним багажом опыта. И даже если ему повезет и он станет первым, опять у него нет спонсора для тренировок перед контрольными заездами на международном суперфинале, уже за границей. Так было с водителями, участвовавшими в конкурсах за рулем Renault Trucks, Volvo Trucks, Scania. Честно говоря, обидно...

И, наконец, третий аспект конкурсов. Почему-то в России нет обобщения практики участия в таких мероприятиях, отсутствует обмен опытом уже после соревнований. И получается, что каждый варится в своем соку. Ну да, провели конкурс, и даже успешно отчитались. А где трибуна опыта, где обмен знаниями, где работа инструкторов по вождению? Отсутствует. А ведь у нас бывали и настоящие успехи. Например, в 2012 году россиянин Дмитрий Семенов в европейском финале конкурса молодыого водителя Scania взял в Швеции «серебро»! А будь поставлена на должный уровень подготовка лучших хотя бы перед международными соревнованиями — и гимн России при награждении победителя звучал бы чаще! Хочется верить, что так и будет!