СПЕЦ ГСМ "Газомоторная доступность селу только снится…"


Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Не будем кидать камни в огород отечественных производителей по поводу отсутствия в их продуктовой палитре машин с чисто газовыми или комбинированными двигателями. Они для сельского хозяйства уже есть как в автомобильном сегменте, так и тракторном, дополнив уже имевшийся парк техники с газобаллонным оборудованием. Нет в сельской местности главного – хорошо разветвленной заправочной инфраструктуры…

 

Только мы умеем

ждать… как никто другой

Аграрный сектор пока прирастает газомоторными автомобилями, работающими на плече от села до ближайшего города с его предприятиями переработки и обратно. Уточняем: прирастает там, где уже прорисовываются газотранспортные коридоры или имеются заправки для такой техники – автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Остальные ждут. Кому повезло, обновляют парк за счет бортовых машин, самосвалов и зерновозов на базе КАМАЗов.

В нынешнем сезоне «РариТЭК» пополнил перечень газомоторной техники для села молоковозом АЦПТ-7,5-43253PG, смонтировав его на шасси КАМАЗ-43253 (4х2) с двигателем на метане. Машина успешно прошла двухнедельный автопробег «Голубой коридор-2016. Янтарный путь» вокруг Балтийского моря по территории девяти стран. Вообще-то молоковозы с карбюраторными двигателями и дополнительно установленным газобаллонным оборудованием (ГБО) не новизна. В довоенной Украине, которая считалась лидером в СНГ по переводу техники на компримированное топливо, на каждые 100 молоковозовов приходилось 65 машин с ГБО. В основном на шасси ГАЗ и ЗиЛ, которые в заводском исполнении имели карбюраторный силовой агрегат, а впоследствии дополнительно оснащались ГБО.

 

Может обзавелись бы украинские аграрии машинами CNG, но война помешала. Впрочем, двухтопливных сертифицированных моторов бензин/газ заводского изготовлении на молоковозах тоже нет. Нет и на тракторной технике. Экспериментальные экземпляры тракторов с маркировкой ХТЗ, «Кировец» и ЮМЗ сюда причислять не будем, поскольку демонстрационными и выставочными машинами нишу газомоторной сельхозтехники не перекрыть.

Впрочем, в России агарный сектор тракторами с ГБО или чистыми двигателями CNG тоже не богат, поскольку нет газозаправочной инфраструктуры.

Движителем газомоторной техники является «Газпром» с созданной им компанией «Газпром газомоторное топливо» да пара-другая частных фирм-производителей техники, которые едва поспевают с развитием сети АГНКС для магистральной и коммунальной техники.

Селу в ближайшие 3−4 года не следует рассчитывать даже на мини-АГНКС. Гонять же трактор даже за 15 км на заправку никто не станет, поскольку на круг это выльется уже в 30 километров холостого пробега. Это не молоковоз, который на обратной дороге с молокозавода, еще до обеденной дойки, заедет в городе на АГНКС, заправится и поспеет в село к следующей загрузке. Для  трактора нужна заправка в пределах машинно-тракторного парка, а во время полевых работ и прямо на пахоте или севе.

У селян вся надежда на передвижные автомобильные газовые заправки (ПАГЗ). Они известны нашим транспортникам еще с советских времен. История повторяется. Сейчас на такую заправочную технологию будет перестраиваться аграрный сектор страны. Ставить даже самую простенькую однокомпрессорную АГНКС-50 за 14,1 млн руб. не каждому фермерскому хозяйству или даже агрофирме будет по карману. Да и окупаться она начнет минимум от 50 заправок в сутки. С учетом автомобильной техники с ГБО, машин с двигателями CNG и газомоторных тракторов не каждый парк имеет такое количество техники.

ПАГЗ использовать удобно примерно в 50-километровой зоне доступности, что хорошо окупит пробег. Выбор заправочной техники уже обширный, начиная от норвежского Hexagon Lincoln, китайского Shijiazhuang Enric Gas Equipment CO., Ltd, российского ОАО «Национальные газовые технологии» и заканчивая таким маститыми игроками рынка как «РариТЭК» и «ГазСервисКомпозит».

К примеру, в прошлом году «Газпром газомоторное топливо» совместно с АО «Газсервискомпозит» выпустила первый ПАГЗ нового поколения с российской маркировкой. Проект ПАГЗ-5000 стал не только своевременным ответом на запросы потребителей, но и самым востребованным на сегодняшний день. Завод не только изготавливает заправщики, но и комплектует их высокопрочными композитными баллонами собственного производства. Упомянутая модель имеет 80 вертикально установленных баллонов типа CNG-3 емкостью 210 л каждый. Суммарная емкость модуля составляет 15 800 л, куда при 15 ОС и давлении 250 атм. можно упаковать 5090 м3 метана.

 

Недавние поставки по заказу Газпром ГМТ были осуществлены в Калининград (2 ед.), Великий Новгород и Астрахань (по 11 ед.). Кроме этого завод поставлял эти ПАГЗы для нужд компании «Газпром Комплектация». Заявки на эту машину поступают регулярно, а география поставок ширится.

В июне произведена отгрузка самому дальнему адресату – ПАГЗ ГСК 5000 ушел к заказчику за 8500 км на Дальний Восток. Там коммерческий автоперевозчик реализует собственный проект по переводу всех своих автобусов с сельских маршрутов на компримированный природный газ. Для его задач машину доработали – к имеющемуся заправочному посту добавили еще один: заправка с двух заправочных пистолетов увеличивает пропускную способность мобильной станции заправки. Конструкторы уже предусмотрели дальнейшее расширение заправщика этой модели до четырех заправочных постов.

К слову, коммерческие перевозчики очень активно берут 5000-ю модель. Заказывают партиями. В Калининградской области у коммерсантов уже работает 5 таких мобильных заправщиков, в Санкт-Петербурге – 6.

 

Хороший парк ПАГЗов имеет и «Газпром газомоторное топливо», где установился повышенный спрос на технику такого предназначения. На середину нынешнего лета компании принадлежало 14 передвижных автомобильных газовых заправщика (ПАГЗ), из которых 4 ед. обеспечивают заправку транспорта природным газом в Екатеринбурге, 2 ед. работают в Сочи, по одному ПАГЗ в Санкт-Петербурге, Коврове (Владимирской обл.), Нижнекамске (Татарстан), Воткинске (Удмуртия), п. Красногорский (Оренбургская обл.), Уфе (Башкортостан), Подольск (Московская область) и Астрахани. В удаленном от АГНКС режиме они заправляют пассажирский транспорт, коммунальную и сельскохозяйственную технику.

 

Не менее интересен для села и передвижной автогазозаправщик «Титан 4», который за один рейс способен везти потребителю 10,2 тыс. м3 метана, которого хватит более чем на 180 заправок машин с объемом газовых баллонов 60 м³. При этом на заправку становится сразу два транспортных средства одновременно. Для закачки метана в баллоны потребуется 10−15 мин. Такая машина удобна тем, что может работать по маршрутной схеме, обслуживая за одну поездку сразу несколько фермерских хозяйств или агрофирм.

 

«Газпрому» пора уже подумать о создании отдельного транспортного подразделения передвижных метановых заправок для обслуживания сельских потребителей, используя для этого уже имеющийся хороший опыт бывших МТС. Сельхозпроизводители не претендуют на суперсовременные заправочные передвижки, они будут рады обслуживанию обычным рейсовым ПАГЗом, но только с щадящими тарифами на метан…

Подобная кооперация в формировании группового заказа по четко расписанному графику видится наиболее приемлемой не только для начинающих фермерских хозяйств и крупных агропредприятий, но и для сельских школ, фельдшерско-акушерских пунктов. Те уже начинают оснащать «школьные автобусы» и «скорые помощи» газобаллонным оборудованием. Появление рейсовых ПАГЗов в агрохозяйствах положительно повлияло бы на популяцию бюджетного газомоторного транспорта и приобщило бы эту группу машин к заправке метаном по месту дислокации за безналичный расчет или по популярным сегодня топливным картам, в т.ч. и с заправкой в кредит, солидную практику которых накопила лидер российского рынка топлива компания «Инфорком»…