СПЕЦэкономика "Аренда спецтехники"


Строители умеют считать деньги и потому к выбору средств производства подходят очень щепетильно. В ряде случаев для работы на объекте покупка спецтехники в собственность нерентабельна, и единственно оправданным решением становится коммерческая аренда. Она бывает почасовой, посменной, привязанной к объему и другим договорным обязательствам. По разным видам спецтехники расценки на прокат индивидуальные, а ориентирам служат так называемые средние по рынку.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Прокат: за и против

В Советском Союзе был широко распространен такой вид услуг населению, как прокат. Горожане и сельские жители на время брали в пользование телевизоры, холодильники, мебель. Правда, тогда это было продиктовано дефицитом товаров, а не соображениями материальной выгоды. Затем была Перестройка и период хозрасчетных отношений. Оттуда и выросла аренда транспортных средств, включая спецтехнику.

Современная спецтехника стоит дорого. И какой бы крупной ни была строительная компания, покупка средств производства не всегда оправдана. Особенно это касается оборудования с ярко выраженным сезонным характером применения: катки, асфальтоукладчики, мобильные бетонные заводы и пр.

Особенно нецелесообразно приобретение новой спецтехники для небольших компаний и уж тем более – для индивидуальных предпринимателей. Покупка бывших в эксплуатации образцов тоже не выход: старая спецтехника чаще отказывает и ломается, чаще требует затрат на запчасти и комплектующие. В общем, обладание спецтехникой влечет за собой целый комплекс ответственных и затратных хлопот.

В таких условиях целесообразной представляется краткосрочная аренда спецтехники. Арендодатель пристально следит за исправностью и техническим состоянием оборудования, беря текущие расходы на себя. Перед заключением договора аренды каждая единица спецтехники в обязательном порядке проходит техосмотр и получает заключение технического специалиста, т.е. допуск к работе.

Простую спецтехнику нередко сдают без водителя или машиниста, а наиболее сложную и дорогостоящую, например, самоходный многоосный автокран – чаще всего с опытным оператором. В таком случае ответственность за поломки и аварии ложится на собственника спецтехники, а не на пользователя. В нынешних экономических условиях аренда спецтехники выглядит предпочтительнее покупки, пусть даже на очень привлекательных условиях.

 

Цена за одну смену

Стоимость аренды спецтехники учитывает множество факторов, среди которых класс и назначение машины играют ключевую роль. Нельзя слишком дешево арендовать вездеходный кран или, наоборот, слишком дорого запросить за аренду многоосного трала.

Самой умеренной стоимостью аренды обладает компактная спецтехника. Скажем, гусеничный мини-экскаватор Bobcat 331 с предельной глубиной копания грунта 3,1 м и минимальным объемом ковша 0,1 м3 требует 6 тыс. руб. за одну рабочую смену. И чем выше класс и шире возможности предмета аренды, тем выше стоимость. Например, аренда бульдозера Т-170 с отвалом шириной 3,7 м и объемом 5,3 м3 установлена в размере от 10 тыс. руб. за смену. Столько же будет стоить одолженный на время двухвальцовый каток Hamm HD75K с максимальной рабочей шириной 1,75 м или экскаватор-погрузчик JCB 3CX с погрузочным ковшом объемом 1,0 м3 и экскаваторным объемом 0,3 м3.

От 12 тыс. руб. за смену попросят хозяева гусеничного экскаватора Caterpillar 319 DLN с глубиной копания 6,2 м. Колесный экскаватор Case WX165 с максимальной глубиной копания 6,0 м и объемом ковша 0,95 м3 будет стоить чуть дороже – от 13 тыс. руб. за смену.

30 тыс. руб. в смену обойдется аренда асфальтоукладчика Vogele Super 1800-2 c минимальной шириной укладки 2,5 м и максимальной в 5,0 м. При производительности 700 т/ч скорость укладки асфальта достигает 24 м в минуту. Можно немного сэкономить и взять спецтехнику попроще. Скажем, аренда асфальтоукладчика Vogele Super 800 с шириной укладки 2,3–3,2 м, производительностью 250 т/ч и скоростью укладки 30 м/мин обойдется в 25 тыс. руб.

 

Трал на время

Посменная оплата применяется и для низкорамных тралов, предназначенных для транспортировки тяжелой строительной техники и оборудования. Здесь арендные отношения сторон сводят к нулю риски крупных инвестиций и сокращают до минимума расходы арендатора. Первое главное требование владельцев при передаче тралов во временное пользование – не перегружать, второе – вовремя возвращать.

Желая исключить потерю потенциальных клиентов, очень часто арендодатели объявляют минимальный порог ставок, а реальную планку устанавливают в процессе переговоров. К чему пугать будущего делового партнера конкретной цифрой, когда более ушлый конкурент может предложить на тысячу меньше и перехватить контракт?! Вот и идут владельцы спецтехники на всякие ухищрения. А в итоге появляются стандартные объявления.

У одной и той же фирмы в объявлениях можно найти единый размер аренды для прицепа-тяжеловоза модели 83402Т-S15 грузоподъемностью 15 т, 26–тонного низкорамника 993920-L26, 32-тонной платформы с индексом 993930-S32 и ее разновидности 993930-L40 с полезной нагрузкой 40 т. И все эти полуприцепы грузоподъемностью от 15 до 40 т сдают в смену по цене от 15 тыс. руб. Как такое возможно? А вот так: чтобы вы не стали искать другого арендодателя и обратились именно сюда. Так что перед обращением к конкретному арендодателю не торопитесь и изучите предложения нескольких фирм.

 

Сколько час стоит?

Почасовая оплата характерна для крановой техники. Вызвано это удобством расчетов, ведь такая техника работает в смену нередко по 10–2 часов против стандартных восьми. И задействовано подобное оборудование зачастую сверх оговоренных отрезков времени, что потом оплачивается дополнительно по тем же ставкам или со скидкой – на усмотрение арендодателя.

В настоящее время на рынке аренды автокранов относительное затишье в плане корректировок арендных ставок. Так, прокат автокрана КС-55713 «Галичанин» грузоподъемностью 25 т с длиной стрелы и гуська 22+8 м оценивается от 1,6 тыс. руб. в час или от 13,2 тыс. руб. в смену. Столько же обойдется временное пользование 30-тонным КС-55715 и 32-тонным КС-55729 на трехосном шасси. Двухосные автокраны вроде КС-53377 «Ивановец» грузоподъемностью 14 т и стрелой с гуськом 14+7 м и КС-45722 «Углич» (16 т, 21 м) арендуются по часам от 1,4 тыс. руб. и посменно от 11,2 тыс. руб.

Бывают случаи, когда узнать стоимость аренды на сайте фирмы или по телефону невозможно. Нужно заполнить форму и отправить по электронной почте или задать вопрос по скайпу. Предметом интереса в таких случаях является дорогостоящая спецтехника, например, многоосные автокраны класса Liebherr LTM 1250 грузоподъемностью 250 т и стрелой в 72 м. В таких случаях самый распространенный ответ: «Цена договорная». Впрочем, точно такой же ответ может применяться и к оборудованию попроще: никто не хочет раскрывать карты перед конкурентами или ставит целью получить входящее обращение, чтобы не упустить сделку с потенциальным клиентом.

 

Самосвальная тема

Самые распространенные на стройке – четырехосные самосвалы импортного производства. Новый это автомобиль или не очень, со стандартным или увеличенным объемом кузова, европейского или китайского производства, на стоимость аренды это практически не влияет. Обычно к таким машинам применяется унифицированный тариф. Объясню на примере. Скажем, новый MAN TGS 41.480 (8x4) BB-WW с 19-кубовым кузовом и полезной нагрузкой 25 т стоит от 1100 руб. в час. Такие же расценки распространяются на китайский HOWO ZZ3407S3267C с кузовом объемом 33 м3, перевозящим 46 т груза. И даже за подержанный IVECO Trakker AD410T38 с 20-кубовой надстройкой и способностью везти 30 т песка или щебня тоже надо отдать от 1 100 руб. в час. Разница в том, что по старой технике с пробегом легче договориться на скидки.

Любопытно, что колесная формула автосамосвала далеко не всегда хоть как-то учитывается в расчетах. И снова приведу пример. Самосвал Scania P380 (6x4) грузоподъемностью 23 т и кузовом объемом 16 м3 обходится по цене от 1100 руб. в час. Аналогичный ему по классу Volvo FM340 (6x4) с 19-кубовым кузовом может доставлять за один рейс на 12 т больше – до 35 т, а цена аренды у них одинаковая.

По одним и тем же финансовым критериям сдают в аренду самосвальную технику белорусского производства. Например, трехосный МАЗ-5516 с небольшим кузовом вместимостью 10,5 л и грузоподъемностью 20 т передают арендатору из расчета от 1 тыс. руб. в час. И столько же просят за четырехосный МАЗ-6516А8 с платформой объемом 22 м3 и возможностью перевозить 25 т.

Самые доступные по стоимости аренды автосамосвалы произведены НефАЗом. Например, КАМАЗ-5511 (6х4) с кузовом 6,6 м3 и грузоподъемностью 10 т доступен по тарифу от 800 руб./ч. Но и здесь парадокс: более производительные машины сдают в аренду по аналогичной ставке. Примерами служат трехосные модели Камского автозавода с индексами 55111 (6,6 м3, 13 т), 65115 (10,5 м3, 16 т), 6520 (12 м3, 14,4 т) и другие.

 

Подводные камни

При использовании чужой техники на любой срок важно знать несколько важных моментов и действовать без спешки.

После успешного поиска делового партнера нужно начинать с заключения письменного договора аренды. Никакие устные договоренности потом юридической силы иметь не будут – помните поговорку «слово к делу не пришьешь?». Есть и другая мудрость: «прежде, чем лезть в воду, нужно договориться на берегу». Это я к тому, что партнерские взаимоотношения с передачей техники даже на несколько часов лучше оформлять по закону.

До того, как поставить подпись на бумаге, убедитесь, что арендуемая техника есть в наличии и будет доставлена к месту проведения работ вовремя (если только не берете данную миссию на себя). Имейте в виду, что в большинстве случаев стоимость одной машино-смены рассчитывается с учетом НДС, в противном случае стоимость аренды в последний момент (при оплате) неожиданно для вас увеличится на 18%. Сама смена – это не 8 часов работы на объекте, а нередко 1 час подачи плюс 7 часов работы, а это большая разница.

Стоимость работы имеет привязку к конкретному региону. К примеру, некоторые предприниматели столичного региона наивно считают, что Новая Москва – это уже не область, и расценки здесь внутригородские. На деле практически все поставщики оборудования применяют тарифы «за пределами МКАД». И наценка может стать неприятным сюрпризом. Если для автокрана на грузовом шасси грузоподъемностью до 32 т стоимость 1 км доставки за пределами МКАД составляет всего 50 руб., то для 50-тонника это цена в четыре раза больше (200 руб./ км), а для 60-тонника – в шесть раз (300 руб./ км).

По экскаваторам цена может разниться в зависимости от установленного оборудования. Например, в объявлении будет указана цена аренды экскаватора 12 тыс. руб. в смену, а потом выяснится, что это без гидромолота, а с ним придется доплатить еще 1 тыс. руб. Кстати, здесь расстояние доставки обычно фиксированное, к примеру, 100 руб./ км. Стоимость выше, потому что спецтехника доставляется не своим ходом, а на полуприцепе.

Когда работы ведутся в жилой зоне, ищите фирмы, которые предоставят спецтехнику с действующим пропуском в центр города. Иначе потеряете время, деньги и нервы. Кстати, необязательно брать спецтехнику в аренду – иногда выгоднее заказать работы на объекте. Впрочем, это уже совсем другая тема.