СПЕЦконкурс "Лучшие операторы: кто кого?"


 

Очередной этап престижных соревнований Клуба операторов выявил лучших из лучших за рычагами спецтехники Volvo Construction Equipment. Он прошел в конце мая в Калуге, на территории завода строительной техники ЗАО «Вольво Восток» при поддержке официального дилера «Ферронордик Машины». Бороться за победу прибыли десятки профессионалов из нескольких регионов России, причем некоторые из них – не в первый раз.

 

Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора

 

Конвейер традиций

Фундамент истории Клуба операторов спецтехники был заложен компанией в конце прошлого столетия. Первые состязания прошли в немецком Нюрнберге в 1998 году. Тогда это был «междусобойчик» национального масштаба. Постепенно интерес к соревнованиям профессионалов вырос, и к 2011 г. организованная борьба достигла общеевропейского масштаба.

Финал 2013 г. прошел в городе Амштеттен (Германия) и собрал лучших операторов строительной спецтехники из 11 государств Старого Света. За первый приз боролись операторы из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии. В то время российские специалисты только присматривались к первенству и подумывали организовать нечто подобное в РФ.

В 2014 г. первые подобные состязания экскаваторщиков, операторов погрузчиков и бульдозеристов прошли в России. Они сразу охватили пять городов страны: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар. Победитель и серебряный призер впервые представили Российскую Федерацию на Европейском финале в городе Аликанте (Испания). Спустя год двое лучших операторов из числа россиян – Иван Кадников и Константин Кузнецов – приняли участие в финале-2015, который организаторы устроили в итальянском городе Тревизо. Они упорно боролись за победу и высшие ступени подиума, но в итоге, увы, призовых мест не завоевали: не хватило опыта участия в крупных соревнованиях.

Первенство Клуба операторов проводится с целью привлечения внимания к современной строительной технике, повышения престижа профессии и стимула к совершенствованию специальных навыков. И хотя в розыгрыше не трактор, не экскаватор и не дорогое фирменное навесное оборудование, профессиональная гордость подстегивает строителей участвовать в состязаниях, на равных общаться и делиться опытом с коллегами.

Еще одна традиция мероприятия – активно занимать гостей. Кроме развлекательных конкурсов и викторин с призами сослуживцам, женам, детям, друзьям предложили экскурсию по сборочному производству завода экскаваторов. Как и на аналогичных соревнованиях в Европе, параллельно шли презентации и демошоу новой спецтехники, только не иностранного, а российского производства. Наиболее смелые и активные гости приняли участие в тест-драйве фронтального погрузчика серии G с системой поворота ковша Z bar. Под руководством опытного инструктора предстояло заполнить ковш щебнем и переместить его в место выгрузки на импровизированной стройплощадке.

 

Буква регламента

Клуб операторов – очень лояльное образование. В него принимают, т.е. к состязаниям допускают не только тех, кто сидит в кабинах спецтехники Volvo CE, но и операторов строительной техники любых марок:  Amkodor, Bobcat, Case, Hyundai и других отраслевых брендов. Главное условие – достижение 18-летнего возраста и наличие действующего удостоверения на управление спецтехникой, т.е. прав тракториста-машиниста.

Оценке подвергалась скорость и точность выполнения двух контрольных заданий – на фронтальном погрузчике Volvo L60Gz и гусеничном экскаваторе Volvo EC220Dl. Лидер определялся по минимальному суммарному времени выполнения обеих задач. За ошибки в выполнении конкурсанту добавляли штрафное время, и в этом была своя интрига. Два оператора, показавших лучшее время по результатам проведения двух этапов соревнований 2016 г., попадали в число финалистов российского отбора. Все знали: оба передовика отправятся на Европейский финал, который пройдет 7–8 октября 2016 г. во Франции.

...Фронтальный погрузчик только на первый взгляд кажется простым в управлении. Это так и есть, когда речь идет о работе на знакомом объекте. Там все действия отработаны до автоматизма и заботиться о перемещении в сантиметрах левее-правее, выше-ниже не приходится. Иное дело – на официальных соревнованиях с хронометражом времени. На погрузчике предстояло маневрировать в ограниченном конусами коридоре с ковшом в транспортном положении на высоте 20–30 см от земли, с подошвой ковша в горизонтальном положении. А еще требовалось сбить ковшом теннисный мячик так, чтобы поднятая на более чем метровую высоту вешка осталась на месте. Легко сказать, а сделать очень непросто хотя бы потому, что некоторые операции приходится выполнять вслепую. Проблема еще и в том, что возвращаться в исходное положение нужно задним ходом, с поднятым ковшом, в ограниченном пространстве.

Гусеничный экскаватор Volvo FC220Dl тоже не для слабонервных. Здесь нужно четко выполнять требования регламента: занять место в кабине, пристегнуть ремень безопасности, запустить двигатель и установить обороты на свое усмотрение. Начало выполнения упражнения – по сигналу хронометриста. Казалось бы, чего проще – поднимай стрелу и двигайся в сторону конусов с мячами вдоль сигнальной линии. Но в том-то и дело, что движение нужно осуществлять с помощью ходовых педалей и остановиться точно напротив первой группы конусов. При этом надо не только переместить машину с места старта к точке выполнения упражнения, но и утихомирить раскачивающийся груз – подвешенный на ковше стальной палец. При поднятой стреле следует сбить мяч с конуса во втором ряду, не уронив при этом ни один из оранжевых «подиумов» с белыми полосами и мячами. Есть и дополнительное условие: при первой попытке сбить мяч с дальнего конуса палец должен пройти между двумя другими конусами. В дальнейшем попытки можно осуществлять на усмотрение оператора. Следом требовалось проделать аналогичную операцию с оставшимися двумя группами конусов.

После третьей группы конусов следовало новое перемещение. На экскаваторе требовалось с ювелирной точностью выполнить очередное упражнение: загрузить подцепленную на цепи цилиндрическую стальную заготовку точно в чрево вертикально установленной металлической трубы с небольшим диаметром. Чуть поволновался, занервничал, дал волю эмоциям – и никакой опыт не поможет. И касаться пальцем земли нельзя! Окончанием упражнения считается момент повисания шнура-цепи, на котором подвешен стальной палец, при полном его опускании внутрь трубы. Максимальное время выполнения данного упражнения – 4:30 мин.

 

Накал страстей

До начала соревнований Клуба операторов 2016 г. списочный состав участников был на удивление скромен. Поначалу дюжина, затем полторы, три десятка представителей строительной отрасли... Казалось, так и останется, но к началу очной борьбы первых двух операторов в заявке было зарегистрировано уже 38 человек. По ходу соревнований и с течением времени количество претендентов на победу постепенно росло.

Нервное напряжение участникам добавляли строгие правила соревнований и прописанные организаторами штрафы. Например, за начало движения на экскаваторе до сигнала арбитра, касания пальцем земли в процессе выполнения упражнения на экскаваторе и превышение времени в 4:30 мин. следовала дисквалификация. По 10 с штрафного времени карался урон каждого соседнего мяча и наезд на разделительную сигнальную линию. Плюс 30 с добавлялось за каждый опрокинутый конус и нарушение целостности разделительной линии. По 60 с штрафа налагали за движение с помощью ходовых рычагов.

Аналогичные строгости применялись и к выполнявшим упражнение на фронтальном погрузчике: 10 с за каждый опрокинутый мяч с сигнальных конусов, 30 с за сбитый конус и вешку вместе с мячом, 45 с за любое нарушение правил выполнения упражнения и 60 с, если оператор уронил или сломал перекладину. По сути, каждая ошибка вычеркивала участника из числа претендентов на абсолютную победу.

В конечном итоге победителем в борьбе членов Клуба операторов в Калуге стал Владимир Иночкин с результатом 2:53 мин. «Серебро» в упорной борьбе завоевал Сергей Редькин, в активе которого суммарное время 4:20 мин. Всего девять секунд отделили Романа Мухина от второго места и в итоге «бронза» с показателем 4:29 мин.

Следующий Клуб операторов 2017 г. обещает стать еще более представительным, но до этого двое россиян еще поборются за победу и призовые места во Франции. Что ни говори, и нашим мастерам пора выходить на международную арену!