СПЕЦобзор "Новые «скорые» для Минздрава РФ"


 

Автопарк карет «Скорой помощи» отечественного производства регулярно пополняется, даже несмотря на экономический спад. Расскажем о некоторых новейших образцах. Еще недавно некоторые из медицинских машин были опытными или проходили сертификационные испытания, а сегодня большинство этих новинок уже обслуживает учреждения здравоохранения.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Красный крестик от «Промтеха»

В нынешнем году промышленная группа «Самотлор-НН» справляет 20-летний юбилей. С 1996 г. она выпускает медицинскую технику под лозунгом «Автомобили, спасающие жизнь». Своеобразным подарком к круглой дате себе и россиянам стал выпуск трех новинок на шасси коммерческих автомобилей российского производства.

«Самотлор-НН» запатентовал Lada Largus класса «А» с новым оригинальным кузовом повышенной вместимости. По сути, серийный универсал с бензиновым двигателем рабочим объемом 1,6 л превратили в медицинский «каблук» за счет встроенной кузовной надстройки из стеклопластика. Габаритные размеры транспортного средства достигли значений 4870х1756х1970 мм. Внутри образовалось полезное пространство размерами 2250х1400х1330 мм. Автомобиль предназначен для доставки бригады «неотложки» к пациентам и оказания им экстренной помощи в пути следования до стационарного медучреждения.

Другое решение на платформе заводского универсала — Lada Largus «Медслужба». У него тот же бензиновый двигатель, передний привод и дорожный просвет в 170 мм. Но габариты иные: 4470х1756х1682 мм. Этот «медбрат» может поставляться в двух вариантах: как автомобиль транспортного или медицинского назначения. В первом случае речь идет об использовании без трансформации салона и перевозке водителя и четырех пассажиров, во втором — о легкой трансформации в виде складывания правого сиденья и раскладывания приемного устройства для крепления носилок. В последнем случае на борту могут находиться водитель, два пассажира и больной на носилках. Автомобиль транспортного назначения характеризуется вместительным багажным отделением со сложенным приемным устройством, где дополнительно можно разместить укладку врача или кресло-коляску для транспортировки инвалида-колясочника.

В полном соответствии ГОСТ и техническому регламенту построена «неотложка» на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». Комплектация медицинского оборудования отвечает приказу №388Н Минздрава РФ. Эту карету «скорой помощи» отличает современный медицинский салон высотой 1900 мм со светодиодным освещением по всей длине. Цельноформованные панели стен и потолка гладкие, без щелей, что позволяет легко дезинфицировать поверхности. Внутри установлены стационарное и откидные кресла, подиум с носилками. Автомобиль габаритными размерами 6157х2068х2900 мм укомплектован дизельным двигателем Cummins рабочим объемом 2,8 л, независимой передней подвеской и отличной шумоизоляцией. Для перевозчиков ценно и то, что автомобиль имеет увеличенную гарантию и привлекательную стоимость обслуживания.

К слову, «Самотлор-НН» выпускает автомобили медицинского назначения на базе широкого модельного ряда, в котором есть «Соболь» и «ГАЗель Бизнес», Citroen Jumper и Citroen Jumpy, старый и новый Ford Transit, Volkswagen Caddy, VW Transporter и VW Crafter, Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer. Так что новая тройка стала хорошим дополнением к уже освоенной гамме.

 

Представляет «Луидор»

Отечественные и импортные шасси при изготовлении «скорых» использует и производственно-коммерческая фирма «Луидор». В частности, она строит спецтранспорт с красными полосами и крестами на базе «ГАЗель Бизнес» и «соболь», Mercedes-Benz Sprinter Classic и нового Sprinter, Volkswagen Crafter и FIAT Ducato. Недавно фирма представила две новинки: автомобиль скорой медицинской помощи на базе «ГАЗель NEXT» и АСМП на базе MB Sprinter Classic нижегородской сборки.

«ГАЗелевский» вариант с классическим приводом на задние колеса имеет двускатные шины на ведущей оси, исполнение подвески для плохих дорог, бензиновый двигатель УМЗ-4216 Евро-4 мощностью 106,8 л.с. при 4000 об/мин. В числе других особенностей – механическая 5-ступенчатая коробка передач, ABS, неокрашенный передний бампер и обтекатели зеркал. При наружных габаритах 6157х2068х2753 мм медицинский салон довольно просторный: длиной 3631 мм, шириной 1830 мм, высотой 1927 мм.

Перечень комплектации медицинского салона занимает две страницы убористого печатного текста. Отметим наиболее важные. Борта и потолок отделаны алюминиевыми композитными сэндвич-панелями. Перегородка между кабиной и медицинским салоном снабжена сдвижной дверью. Покрытие пола влагостойкое, антистатическое и не скользящее. Все швы гидроизолированы, а по нижней части боковых панелей проложен бордюр из алюминия. В числе оборудования предусмотрены сейф, умывальник с электронасосом для подачи воды, огнетушители и контейнер для мусора.

Из медицинской мебели есть шкафы со шторками типа «жалюзи», антресоль и столешница по левому борту, шкаф для кислородных баллонов. Медицинское оборудование включает аппарат искусственной вентиляции легких, аппарат ингаляционного наркоза, тележку-каталку со съемными носилками. Есть приемное устройство с продольным, поперечным и вертикальным перемещением, термоизоляционный контейнер с автоматическим подогревом, медицинские наборы. Одним словом, автомобиль российского производства упакован не хуже европейских аналогов того же класса.

Вторая «скорая» построена на базе цельнометаллического фургона MB Sprinter Classic класса «С» с односкатной ошиновкой всех колес, задним приводом и усиленными передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Она укомплектована дизельным двигателем Евро-4 (2,2 л, 109 л.с. при 3800 об/мин), механической 6-ступенчатой коробкой передач с джойстиклом на передней панели, системами ABS, ASR, ESP. Габаритные размеры автомобиля составляют 5640х2088х3022 мм, а медицинский салон занимает пространство 3180х1720х1820 мм. В числе дополнительного оборудования используются галогенные «противотуманки», третий стоп-сигнал, аккумулятор 100 Ач, генератор 14В/180А, жидкостные отопители на 5 и 10 кВт, таймер, регулируемый кондиционер Tempmatik.

Оборудование медицинского салона аналогично оборудованию в салоне «ГАЗель NEXT». Здесь также используется мебель закрытого типа, с рольставнями, поворотное кресло в головной части носилок, скамья-рундук и складное кресло по правому борту с возможностью установки вторых носилок. За обмен воздуха отвечает приточно-вытяжная вентиляция и вентиляционно-аварийный люк. Комфортабельный микроклимат поддерживает автономный отопитель Webasto мощностью 2 кВт и зависимый жидкостный отопитель салона мощностью 8 кВт. Машину отличает и продуманное электрооборудование, включающее среди прочего преобразователь напряжения 12/220В мощностью 1000 Вт, мощные светильники по периметру, фару-искатель на крыше с пультом управления. Что говорить: нашему здравоохранению такая техника нужна как воздух!

 

«Группа ГАЗ»: первые и впервые

Впервые в отрасли «Группа ГАЗ» представила две новые модификации: АСМП класса «В» и автобус для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». Главные отличия от аналогов предыдущего семейства — увеличенный на треть объем кузова из оцинкованной стали, новая механическая 5-ступенчатая коробка передач, реечное рулевое управление, независимая передняя подвеска. С этими автомобилями изготовитель вышел в новый сегмент коммерческого транспорта, где прежде российские марки не были представлены.

«Скорая» класса «В» создана в соответствии с требованиями медицинских учреждений и станций скорой помощи. Комплектация составлена для подготовки к выездам и транспортировки пациентов. Стены и потолок отделаны формованным белым пластиком с гладкой поверхностью. Он не впитывает запахи, устойчив к воздействию лекарственных препаратов и моюще-дезинфицирующих средств, и при этом позволяет легко устранять загрязнения. Примечательная деталь: наливной пол изготовлен по бесшовной технологии.

На данном АСМП применяется светодиодное освещение салона, два пакета наружной светотехники, дополнительные светильники инфузионного блока. Комфортабельный микроклимат позволяют поддерживать кондиционер и дополнительный отопитель. Для размещения медицинского оборудования предусмотрено большое количество шкафов, полок и креплений. В стенные панели встроены электрические розетки на 12 и 220В, есть трубопровод медицинских газов. Три поворотных сиденья с высокими спинками снабжены сплошными подголовниками. Уместно имплантирован умывальник с электронасосом подачи воды и другое оборудование.

Автобус для транспортировки представителей маломобильных групп населения численностью до 10 человек  снабжен электроподъемником с пультом управления для подъема инвалидной коляски. Устройство закреплено в проеме задних дверей и в рабочем положении имеет вылет до 1,5 м (о чем есть предупреждение на правой створке задней двери). Все места в салоне оборудованы инерционными трехточечными ремнями безопасности и кнопками вызова водителя. На борту установлены кондиционер и дополнительный отопитель. На особом контроле безопасность. Если подъемник инвалидной коляски не переведен в транспортное положение и двери не закрыты, бортовая электроника препятствует началу движения. По большому счету, в сегменте отечественных малотоннажников это вызов иномаркам, ведь по цене «ГАЗель NEXT» существенно дешевле любого из носителей зарубежных торговых знаков того же класса.

 

Передвижные комплексы

«Здоровье с доставкой на дом!». Под таким лозунгом работает торговый дом «Ворсма», представляющий технику научно-производственного объединения «Автомедкомплекс» и поставляющий на внутренний рынок РФ целый спектр образцов готовой продукции. Вся она базируется на шасси автобусов Павловского завода и охватывает передвижные медицинские комплексы «Выездной медосмотр», «Передвижной флюорограф», «Лучевая диагностика «Флюмамм», «Женское здоровье», «Женская консультация», «Экстренная медицинская помощь», «Передвижная стоматология», «Фельдшерско-акушерский пункт», «Мобильный центр здоровья» и другие.

На выставке «Здравоохранение-2015» был представлен передвижной медицинский комплекс «Диспансеризация взрослого и детского населения» из серии «Диагностический кабинет — комплексная диагностика». Транспортной базой данного комплекса служат автобусы ПАЗ-3204 и ПАЗ-32053 со стандартным расстоянием между осями, ПАЗ-4234 и ПАЗ-320412 с удлиненной колесной базой и полноприводный ПАЗ-3206 (4х4). В «Экспоцентре» демонстрировался комплекс на базе ПАЗ-4234.

Его назначение — проведение комплексной диспансеризации жителей населенных пунктов, расположенных если не в глуши, то на значительном удалении от медицинских организаций. Охватывает он и села с низкой транспортной доступностью, поселения без медпунктов и необходимого медицинского оборудования и врачей определенных специальностей. На борту автобусного комплекса оборудованы рабочие места невролога, стоматолога-терапевта, акушера-гинеколога, врача-терапевта. Установленное оборудование при диспансеризации взрослых позволяет проводить тонометрию глаз, электрокардиографию, забор и транспортировку крови для биохимического анализа, УЗИ и лабораторные исследования.

Для диспансеризации детского населения в медицинском салоне оборудованы рабочие места для педиатра, детского хирурга, детского стоматолога, невролога, офтальмолога, отоларинголога и акушера-гинеколога. Кроме того, для маленьких пациентов возможно проведение УЗИ (включая УЗИ сердца), анализ окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина. На заказ мобильный комплекс может быть оснащен прибором для скрининга состояния сосудов.

Чем интересен данный комплекс? Своей высокой функциональностью. Судите сами: пропускная способность составляет до 60 человек в смену, вход удобен для пожилых взрослых и детей, возможна установка подъемника для инвалидных колясок. Мягкая подвеска до 70% увеличивает срок службы установленного медицинского оборудования, при этом водителю не требуется наличие прав категории «D» — достаточно «С». Перевод из транспортного положения в рабочее занимает минимум времени, а планировка салона позволяет перевозить до 6 человек медперсонала без привлечения дополнительного транспорта. И это счастье, что такие комплексы производят в России, а не только ввозят из-за рубежа!