СПЕЦспорт "До финиша добрались не все.."


 

Роман МУРАШОВ

 

Четырнадцатые по счету тракторные гонки «Бизон-Трек-Шоу 2016» в отличие от прошлых лет получились более экстремальными, все время держали в напряжении механизаторов, сидевших за рулем «Белорусов», и болельщиков…

 

Постой, ...тракторист!

На скорости в 70–75, а некоторые трактористы умудрялись выжимать из своих машин и под 95–100 км/час, мощные тракторные шины летели на раз. Их просто срывало на крутых поворотах с колесных дисков. Но была бы скорость «за сто» и твердое дорожное покрытие – была бы и гарь от горения протектора, и ошметки резины в разные стороны летели. На трассе же была почва мягкая. И не просто мягкая, из-за прошедшего накануне дождя и без того экстремальная дорога по всему почти 15-километровому маршруту была густо покрыта грязью.

Тихоходные сельхозмашины в обычном транспортном режиме развивают от силы 40 км/час. К примеру, паспортная скорость МТЗ-82.1 достигает 33,4 км/час. Однако на гоночной трассе недалеко от Ростова-на-Дону сказывалась индивидуальная доработка как силовых агрегатов, так и коробок передач. Помимо классической докомплектации мотора турбокомпрессорами и переделанных под форсаж топливных насосов сельские механизаторы на порядок вздували еще и потенциал топлива, разбавляя обычную солярку авиационным керосином. История умалчивает с какого «кукурузника» авиатопливо слили, но его добавление в разумных пределах увеличивает цетановое число дизельного топлива, улучшает воспламеняемость: от впрыска до возгорания смеси проходит минимум времени, горение идет без надрывов – спокойно и плавно. Вкупе с другими доработками «сельских Кулибиных» тяга усиливается, скорость увеличивается, и трактор показывает на гонке почти качества спортивного болида.

Трактора прямо летали. И улетали. Соответственно с трассы. Вверх колесами никто в этот раз не переворачивался, но на бок ложились. Пример показал 29-й номер: «Беларус» в салатовом окрасе свалился и очень существенно ободрал правую сторону: окно выбило, капот свернуло влево, но, как ни странно, фары уцелели... Механизатор, к счастью, не пострадал, но для эвакуации ему пришлось воспользоваться люком на крыше кабины. Как у всех принимавших участие в гонках машин, кабина была усилена трубчатым каркасом аналогично спортивным легковым и грузовым автомобилям, участвующим в ралли-рейдах и других гонках.

С помощью другого трактора завалившуюся на бок машину поставили на колеса, а потом завели ее с буксира того же трактора. На паркинг она пошла своим ходом, но о ее выходе на гоночный маршрут уже не могло быть и речи.

Впрочем, скользкую и такую непредсказуемую трассу покидали и по другим причинам. Впервые за многолетнюю практику гонок трактора начали самостоятельно разуваться, если на языке терминологии, то саморазбортироваться. Сказывался высокий скоростной режим и резкие маневры. Например, номер 22 шел по прямой не очень резво, даже притормаживал, но его на небольшом изгибе развернуло поперек трассы, отчего левое заднее колесо саморазбортировалось – шина не соскользнула, а практически слетела перпендикулярно ходу.

 

С таким же повреждением покинул трассу и 14-й номер. Этот МТЗ-80 в классическом синем окрасе был солидно подготовлен к гонке, доводка двигателя для форсажных рывков заслуживает отдельной похвалы, но саморазбортировавшееся колесо оборвало надежды на призовое место. Шину правого заднего колеса свернуло и буквально скрутило. С маршрута трактор уходил «хромая» и уже на буксире.

 

С элементами высшего пилотажа

Гром аплодисментов вызвал проезд через водную преграду 21-го номера, исполнившего практически один из элементов высшего пилотажа. То ли от скорости, то ли из-за неровности в искусственно сделанной канаве с водой метровой глубины, передняя часть машины приподнялась почти под 45 град., и трактор встал на дыбы. И не просто встал, а и поехал только на задних колесах, преодолев в таком положении практически всю водную преграду, чем и вызвал восторг 40-тысячной зрительской аудитории. Вставший на дыбы трактор имел меньшую площадь сопротивляемости воде, рассекал ее не всей машиной с ее полной массой, а только задним мостом и колесами, что позволило быстрее пройти этот участок.

Участник под номером 21 часто проделывал на трассе такие на грани невозможного «пируэты», которые могут себе позволить разве что высокоскоростные болиды или спортивные грузовики «синей армады» из команды «КАМАЗ-Мастер». Этот трактор не только взлетал на перепадах возвышенностей, но и умудрялся в воздухе проскакивать добрых 3–4 метра, чем вызывал бурный восторг зрителей.

 

На повышенных скоростях

Средняя скорость через лужи и искусственные водные преграды была под 75, а по сухой дороге под 100 км/час. Правда, ливневый дождь, добавив грязи по всему маршруту, заставил забыть о «шумахерских» скоростях. Однако даже в такой обстановке тракторы мчались.

Финальные заезды оказались супер-зрелищными. В финале на старт встали две машины – прошлогоднего победителя «Бизон-Трек-Шоу» Али Ахметова из агрохозяйства им. Ленина Веселовского района и молодого гонщика Александра Гречкина из Азовского района, который уже второй раз выступал за фермерское хозяйство своего отца. Оба – представители Ростовской области. К победе им пришлось гнаться по водным и грязевым преградам. Порой в облаках брызг, пара и дыма мелькали только крыши кабин. По условиям гонок борьба финалистов шла до двух побед.

Первый заезд оказался удачным для молодого гонщика: Александр вырвался вперед, поскольку Али допустил ошибку на маневре, его прилично потащило в неуправляемый ход и, в конце концов, все-таки занесло. До этого момента они шли по двум дорожкам трассы то «ноздря в ноздрю», то обгоняя друг друга. В заносе опытный гонщик потерял драгоценное время. Пытаясь исправить результат и сократить разрыв с соперником, Али погнал свой трактор на форсаже через брод, но там вскочил в глубокую яму и засел.

На втором этапе гонщики поменялись дорожками, и Александр Гречкин повторил ошибку Али Ахметова, увязнув в той же яме. Таким образом, счет сравнялся – 1:1. В решающем заезде технику никто не жалел.

У того самого злополучного брода машины сравнялись и влетели туда одновременно. Оба трактора буквально утонули в брызгах грязи, облаках пара и дыма. На выезде из злополучной преграды показался только один трактор. Поначалу непонятно было кому принадлежит забрызганная «по уши» машина. Наконец удалось рассмотреть номер – 21-й – прошлогодний победитель «Бизон-Трек-Шоу» Али Ахметов и уже победитель нынешнего года, поскольку его трактор летел к финишу без соперника.

На табло – 2:1. К злополучному броду умчался буксирный трактор техподдержки, поскольку машина Александра Гречкина зарылась и самостоятельно выбраться уже не могла. А Али Ахметов за финишной чертой  уже принимал поздравления своих болельщиков, вторично став победителем «Бизон-Трек-Шоу».

Некоторое время спустя победители и призеры собрались вместе на церемонии награждения. Все ступеньки пьедестала заняли представители Ростовской области. Места распределились следующим образом: I место – Али Ахметов (ЗАО им. Ленина, Веселовский район); II место – Александр Гречкин (КФХ Гречкин Г.В., Азовский район); III место – Николай Васкан (ООО «Колос», Милютинский район); IV место – Сергей Гаргун (КФХ Гаргун С.В., Морозовский район). В хозяйства победителей вместе с потрепанными на гонке машинами уехали два новеньких трактора, культиватор и плуг. Их в качестве наград приобрело и вручило лучшим механизаторам-гонщикам правительство Ростовской области.

 

Организаторы единственной в России тракторной гонки в лице ведущего оператора рынка отечественной и зарубежной сельхозтехники компании «Бизон» (региональная торгово-сервисная сеть охватывает Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края) превратили сугубо региональное мероприятие в зрелищное шоу международного масштаба.

В 2016-м на старт вышли 29 механизаторов, самому старшему из которых было 67 лет. В заезде участвовали только тракторы «Белорус» – самые массовые машины российского аграрного сектора. Как уточнил руководитель пресс-офиса «Бизон-Трек-Шоу» Виктор Демидов, которому редакция благодарна за оказанную помощь в организации подготовки этого материала, по техническому регламенту к гонке допускались только трактора МТЗ-80, МТЗ-82, Беларус-826, -892, -920, -952 и их модификации.

Зрелищность «Бизон-Трек-Шоу» превратила его в мощный инструмент профориентации и привлечения молодежи в село, популяризации профессии механизатора и содействия развитию спорта. Следующие гонки такого масштаба состоятся уже летом 2017-го…