Автобизнес "Рефрижераторные перевозки"


 

Подвижной состав, занятый в доставке охлажденных или замороженных грузов, можно отнести к категории престижных. И товар ему доверяют соответствующий: свежее мясо и морепродукты, скоропортящиеся полуфабрикаты, молочные продукты, медикаменты, цветы и т.д. Эти грузы требуют соблюдения температурного режима и определенной влажности на всем пути следования, а выдержать такие требования способен далеко не каждый грузовик или автопоезд.

 

Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора

 

Многоликий скоропорт

Рефрижераторному транспорту доверяют самые нежные грузы – так называемый скоропорт. Перевозчики часто называют их режимными грузами, имея в виду, что они требуют соблюдения заданного температурного режима и влажности воздуха. Соблюдение санитарно-гигиенических требований подразумевается по умолчанию, поэтому со старыми грузовиками и прицепным составом, как правило, здесь ловить нечего.

В основной массе скоропортящиеся грузы – это продукция животноводства, птицеводства, рыбной отрасли, садоводства, полеводства, огородничества. Специалисты делят их по происхождению на разные группы. Например, есть продукты переработки: колбасные изделия, молочная продукция, жиры и т.п. Скоропорт животного происхождения охватывает свежее мясо животных и птиц, рыбу и икру, яйца и молоко. Растительная группа вобрала в себя ягоды и фрукты, грибы и овощи, и т.д. Есть также категория живых растений: саженцы, цветы в горшках, срезанные цветы и др.

Каждый из выше названных грузов для удобства относят к определенному классу. Например, замороженными считаются грузы, требующие постоянной температуры в кузове -6 °С и ниже. Охлажденными считаются грузы, при перевозке которых температурный диапазон составляет -5...-1 °С. Охлаждаемые грузы транспортируют в более лояльных условиях: от 0 до +15 °С. Это и есть так называемые рефрижераторные грузы. Кстати, при сильных отрицательных температурах за бортом охлаждаемым грузам может понадобиться подогрев, и это тоже учитывают грузоотправители и грузополучатели.

 

Сел и поехал? Как бы не так!

Люди, не знакомые со спецификой рефрижераторного бизнеса, наивно полагают, что вот сейчас они приобретут (или возьмут в аренду) подвижной состав и будут зарабатывать. Не все так просто. Тут нужны знания предмета: самих грузов, характеристик транспортных средств, законодательства, конъюнктуры рынка. Без этого рассчитывать на прибыльность перевозок нельзя.

Скажем, в летнюю жару температурный режим в кузове рефрижератора не должен превышать 6 °С для твердых сыров и соленой рыбы, а для сливочного масла, маргарина и рыбы холодного копчения – не подниматься выше 2 °С. По замороженной рыбе вообще должен быть климат не выше -16 °С. Если у вас на борту нет температурного самописца или заказчик не может следить за соблюдением условий перевозки через ГЛОНАСС/GPS, скорее всего, он обратится в другую компанию.

 

Нормы убыли

Рефрижераторные перевозки автомобильным транспортом выполняются только в короткие сроки, от нескольких часов до шести суток. Если срок доставки больше, то груз доверяют другим видам транспорта. Но и доставка по автодорогам изобилует нюансами.

Отдельные требования предъявляются к таре: деревянным, картонным и пластмассовым ящикам; металлическим, пластиковым и деревянным флягам и бочкам; крафт-бумаге, полиэтилену, картонным коробкам; мешкам из ткани и т.п. Независимо от типа тары, она должна быть прочной, сухой, чистой и не иметь посторонних запахов. Многоразовая тара должна отвечать требованиям санитарно-гигиенической обработки.

Есть такая проблема при перевозке скоропорта, как естественная убыль. Чаще всего она зависит от продолжительности доставки, состояния дороги, характеристик транспортного средства, манеры вождения сидящего за рулем. При этом наибольшая усушка-утруска приходится на начальный период перевозки. Например, масса загруженной влагопоглощающей тары увеличивается примерно на 10%. Экспедиторы знают, что при доставке неохлажденной продукции потери в 2,5 раза выше, чем при доставке предварительно охлажденной. Правда, расплатой за такую щепетильность становится двукратное увеличение продолжительности операций по погрузке и разгрузке. Скажем, нормы убыли при перевозках на 1000 км для обычных грузовиков составляют 3,5% для косточковых фруктов и 2,9% для яблок и груш. Для сравнения: по рефрижераторам эти значения ниже – 2,1 и 1,9% соответственно.

Многие продукты питания не защищены от потери влаги еще и потому, что обезвоживание и усушка вызваны пониженной влажностью воздуха в грузовом отсеке. И потери в рефрижераторе выше, чем в стационарном холодильнике: в 3–4 раза по овощам и фруктам, в 4–5 раз по замороженному мясу, в 7–8 раз по замороженной птице. Кстати, из-за разницы объема отсека хранения и объема груза кузов транспортного средства снова проигрывает стационарному холодильнику. Каждый кубометр автомобильного «рефа» через изоляцию получает примерно в 7–9 раз тепла больше, чем через стенки холодильника. Впрочем, перевозчику это знать необязательно.

 

Оптимальный подвижной состав

Действующие санитарные правила предписывают возить скоропорт в закрытых кузовах, в чистом и систематически обрабатываемом дезинфицирующими составами грузовом пространстве, при соблюдении сроков сохранения качества груза в строгом температурном режиме. Исходя из этого, подбирают подвижной состав: изотерму, ледник, рефрижератор или отапливаемый фургон. И размер транспортного средства соответствующий: от одиночного грузовика для города, пригорода и региональных перевозок до автопоезда для межрегиональных и международных грузоперевозок.

Что важно знать о подвижном составе для рефрижераторных перевозок? Например, весовые параметры и допустимые нагрузки на оси. Если взять недостаточно выносливую переднюю ось и превысить потолок ее возможностей, можно попасть на серьезный ремонт. Со слабым двигателем в гористой местности расход топлива будет больше, а скорость доставки ниже. Вот почему для таких транспортных задач перевозчики предпочитают двигатели V8. В ряде случаев актуальна минимальная высота погрузочной платформы, и компании берут автомобили с низким расположением рамы и на низкопрофильных шинах.

Тем, кто специализируется на городской доставке, важен минимальный радиус разворота и низкий вход в кабину, улучшенный обзор и прочная передняя ось для рейсов с частичной загрузкой. У дальнобойщиков приоритеты другие: максимальный уровень комфорта в кабине, наличие систем безопасности и электронных помощников, мощный двигатель и большие топливные баки. Многие делают упор на вариативность подвижного состава за счет переменной высоты сцепки путем установки различных монтажных плит и сцепных устройств, применению шин нужного размера. И, конечно, для всех важен объем рефрижераторного кузова и его полезная нагрузка.

Сегодня на рынке транспортных средств для перевозки скоропортящихся продуктов предложений много, как никогда. Есть российские и европейские кузова, «рефы» любых размеров и спецификаций.

Тем, кто выбрал для себя рефрижераторный бизнес, можно позавидовать и пожелать удачи. А можно взять, и стать коллегой по цеху – были бы возможности и желание!