Каталог грузовых шин

Российский рынок грузовых шин: кто станет первым?

Вадим ПОПОВ

Затронув все сферы жизни современной России, кризис не миновал и сферу грузовых перевозок. Перемены закономерно отразились и на российском рынке грузовых шин. От того, как сместились позиции отечественных и зарубежных игроков этой отрасли вчера, и какие пути они ищут сегодня, напрямую зависит, каким будет ее завтрашний день.

Положение дел
Западу справиться с последствиями кризиса оказалось несколько проще: рынки Европы и Америки эксперты признают стабильными, без непредсказуемых тенденций, они дают гарантированные продажи, пусть с небольшим, но, как правило, предсказуемым ежегодным приростом. Российский же рынок, согласно мнениям некоторых экспертов, хотя и считается нестабильным, но, несмотря на кризис, весьма перспективен и имеет значительный потенциал роста. Однако приводимую ниже статистику чрезмерно оптимистичной не назовешь.


- 2009 год был сложным для всех участников рынка, но, несмотря на мировой финансовый кризис, шинный рынок в России и странах СНГ продолжает сохранять свой значительный потенциал. По нашим оценкам объем рынка грузовых шин в России в 2009 г. составил 4,2 млн. штук, из них 1,19 млн. - радиальные цельнометаллокордные шины, 3 млн. – диагональные шины и шины с текстильным кордом, – сообщили нам в пресс-службе компании «Мишлен».


- В 2009 г. рынок грузовых шин просел по сравнению с 2008 годом на 40 % (емкость рынка в 2008 г. - 7,5 млн. в 2009 г. – 4,5 млн.), – считают в пресс-службе компании Continental. – Рынок грузовых шин начинает восстанавливаться с конца 2009 г. Вместе с увеличением объемов продаж меняется и структура рынка. Это значит что на смену старым размерам 20” приходят новые 22.5”; 17.5”; 19.5”. Все эти перемены происходят по причине смены парка грузовых автомобилей. Ни для кого не секрет, что во время кризиса клиенты предпочитают бюджетные бренды.


 - Кризис, безусловно, серьезно повлиял на рынок грузовых шин. Так как российский рынок отличается некоторой инертностью, то последствия кризиса начали сказываться в стране только в первом квартале 2009 г. Какое-то время рынок двигался по инерции и, пожалуй, достиг дна к третьему кварталу 2009 г. При этом, по сравнению с докризисной ситуацией, объемы продаж упали на порядок, у ряда производителей вплоть до 60 %», – рассказывает директор по продажам компании «Пирелли Тайр Руссия» Михаил Васильев.


Говорить об активном подъеме рынка, как считают эксперты, пока рано. В марте 2010 г. маркетинговое агентство DISCOVERY AutoResearch (подразделение DISCOVERY Research Group) подвело итоги исследования «Рынок шин в России: итоги 2008-2009 гг.». Согласно его результатам, объем производства грузовых шин в 2008 г. составил 6797,5 тыс. штук, а в 2009 г. объем выпуска шин данного вида сократился до 4157,7 тыс. штук.


Объемы продаж грузовых шин в России у ведущих мировых производителей значительно сократились во всех сегментах, от премиального до бюджетного. Тяжелее всего пришлось топ-брендам ведущих иностранных производителей. В силу высоких цен на продукт по сравнению с российскими и китайскими брендами потребитель предпочел цену качеству, что в сложившейся ситуации было вполне ожидаемой реакцией. Рынок в свою очередь закономерно перестроился на бюджетные бренды. Скорее, можно говорить о том, что рынок равномерно стремится к восстановлению потерянного уровня. Вместе с тем, явно прослеживается тенденция выхода рынка грузовых шин из кризиса, это видно по изменению структуры спроса и предложения: начинает возрастать спрос на продукцию и сервис ведущих производителей, а спрос на продукт китайских производителей демонстрирует медленную тенденцию к снижению.


 - Емкость рынка резко упала в 2009 г., составив около 3,3 млн. шин по сравнению с 2008 г., когда емкость оценивалась примерно в 6,4 млн. шин. В 2010 г. мы можем заметить обнадеживающую и закономерную тенденцию возвращения к прежнему уровню – сейчас емкость рынка, по предварительным прогнозам, может составить примерно 3,6 млн. шин в год. Намечается существенное, по сравнению с кризисной ситуацией, увеличение спроса в российских регионах, особенно в таких, как южный регион, Урал, Сибирь, также в центральном регионе. Причины вполне закономерны – в процессе выхода из кризиса оживляется рост грузоперевозок и, соответственно, продаж коммерческого транспорта ведущих иностранных производителей. Это, в свою очередь, стимулирует потребность владельцев автопарков и коммерческого транспорта в качественных грузовых шинах и высоком уровне сервиса, – рассуждает Михаил Васильев.


Ударил кризис и по стоимости сырья: цены на каучук, и другие химикаты увеличились из-за большого падения спроса. В этой непростой ситуации производству необходимо покрывать постоянные издержки, а объемы при этом только снижаются, так что росту цен удивляться не приходится.

 

Динамика российского рынка грузовых шин 2008-2010гг., млн. штук по информации "Пирелли Тайр Руссия"


- В начале 2010 г. возросли цены на натуральное сырье, и все показатели демонстрируют тенденцию к их дальнейшему повышению. Относительно остальных составляющих, необходимых для производства шины, серьезных изменений не было. Соответственно, цены на конечный продукт также выросли примерно на 4-5 %, – говорит Михаил Васильев.


Не секрет, что чем более развит регион, тем быстрее он реагирует на последние тенденции рынка: изменение размерного ряда, увеличение доли премиум брендов. Лидерами в этой сфере являются Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и другие промышленные центры России. По мнению экспертов, на сегодня, в ситуации постепенного выхода из кризиса, картина российского рынка такова: существует широкое предложение, практически не существует дефицитных размеров. Естественно, спрос пока ориентирован на бюджетный сегмент и на бренды мировых производителей второго ряда.

Делим пирог
Региональный спрос в настоящий момент формируется достаточно взвешенно. В большинстве случаев заметна тенденция на изменение подхода к эксплуатации шин. Кризис выступил суровым учителем, заставив многих владельцев парков коммерческого транспорта обратить внимание на целесообразность и эффективность использования вложенных средств. В связи с этим потребитель стал уделять больше внимания условиям эксплуатации и качеству продукции, что, безусловно, является важнейшими факторами спроса и развития для данного сегмента бизнеса. О востребованности шин по категориям можно говорить с позиции условий эксплуатации. Качество российских дорог, особенно используемых для региональных перевозок и дальних рейсов, по-прежнему формирует спрос на многоцелевые шины для средних и сложных условий эксплуатации с повышенными характеристиками устойчивости к износу, а также на универсальные шины.


По информации пресс-службы компании Continental, в настоящий момент на рынке 75 % занимают русские производители шин со старыми размерами и камерной резиной. Топ-5 мировых производителей грузовых шин делят 25 % российского рынка, а впоследствии тенденция будет изменяться в сторону увеличения доли иностранных производителей грузовых шин.


- В рамках российского рынка грузовой шины по-прежнему преобладает отечественный производитель, его доля составляет порядка 55-60 %, далее идет доля Китая – 20-25 %, оставшийся «кусок пирога» делят между собой ведущие мировые производители, в арсенале которых как минимум две, иногда три линии брендов разного качественного и ценового уровня. Что касается методов раздела рынка, то можно отметить, что в России пока отсутствуют четкие регламенты по эксплуатации и утилизации грузовых шин. И это открывает новое поле деятельности для лидирующих шинных компаний, поскольку совместная работа по инициированию законодательных процессов и правил по адаптации соответствующих международных  стандартов в России, является важным стимулом как в становлении и дальнейшем развитии цивилизованного рынка в России, так и в развитии в стране шинного бизнеса, в том числе грузового сегмента, – считает Михаил Васильев.

 


Процентное соотношение долей производителей на российском рынке грузовых шин, по информации "Пирелли Тайр Руссия"


Выбор потребителя и прогноз на завтра
Нередко при выборе грузовых шин, менеджеры по закупкам на предприятиях руководствуются не качественными характеристиками шины (срок службы, технические характеристики, топливная экономичность, сопротивление качению), а «специальными условиями». Но в компаниях средней и малой величины, где решение о выборе шин для своего автопарка принимает сам собственник или его доверенное лицо, в основном делают выбор в пользу соотношения цены и качества, а не в пользу личных выгод. И все же, какой фактор становится ключевым при покупке – цена или качество? Специалисты склонны считать, что определяющим фактором при выборе продукта в России и СНГ является цена. Но для владельцев импортного коммерческого транспорта, количество которых растет после кризиса, все более важную роль начинает играть качество продукта. С повышением требований к качеству шин, вполне резонно ожидать от российского потребителя роста интереса также к уровню и качеству сервиса. Если владельцы КАМАЗов, например, могут позволить себе сэкономить как на шинах, так и на сервисе, то для владельцев таких марок, как MAN, Volvo, Renault и других, качественный продукт и уровень сервиса выходят на первый план. «Одной из главных тенденций в сегменте грузовых шин на российском рынке сегодня можно назвать появление и постепенное возрастание доли потребителей, готовых инвестировать средства в приобретение качественного продукта и качественного сервиса. Доля таких клиентов пусть не так быстро, как хотелось бы, но растет, и они представляют собой огромный потенциал в отношении спроса для иностранных производителей грузовых шин», – уверен директор Михаил Васильев.


Очень часто владельцы коммерческого транспорта склонны ориентироваться на тот продукт, который был использован в первичной комплектации. Сильное второстепенное влияние оказывает узнаваемость бренда в целом, а уже затем потребитель начинает учитывать фактор целевой эксплуатации шин, исходя из имеющихся условий и возможностей.
Встает закономерный вопрос: откуда потребителю взять правдивую информацию о шинах? «По нашему мнению на рынке все еще не достаточно независимых информационных ресурсов, на которые можно полагаться при выборе грузовой шины. В основном конечные потребители пользуются «сарафанным радио» при выборе шин для своих грузовиков. Сейчас российские клиенты сильно ориентированы на цену, для них главное низкая цена. Профессионалы же выбирают шины по-другому, они мыслят на перспективу. Владелец автопарка или же простой водитель начинает считать экономию топлива, ходимость шины, безопасность при транспортировке груза, экономию на ремонтных работах. При таких расчетах получается, что дорогие шины выгоднее дешевых, – считают в пресс-службе компании Continental.
По мнению экспертов, российский рынок грузовых шин обладает большим потенциалом для развития сильных международных брендов, которые имеют или открывают собственное производство в России. Отдельно отмечается наличие перспективы в сегменте ретрединга, т.е. восстановленных продуктов, а это значит что доля восстановленных грузовых шин также будет постепенно возрастать. В том числе в связи с этим, предсказывается сокращение доли китайских производителей, а в оптимистичных прогнозах – и полное исчезновение бывших в употреблении импортированных шин. Специалисты считают, что сильного увеличения объемов рынка не ожидается, но поменяется качественный состав шин: значительно увеличится доля бескамерных грузовых шин, а на смену старым размерам придут новые.


Также из-за снижения платежеспособности клиентов, как уже упоминалось выше, во время кризиса на рынке укрепили свои позиции китайские и белорусские бренды. Однако, по мнению специалистов, их бизнес носит случайный характер, и не ориентирован на долгосрочное сотрудничество, поэтому с улучшением экономической ситуации эти производители шин с высокой долей вероятности отойдут на второй план. В идеале им на смену должны прийти бренды класса «премиум». Но этот процесс должен протекать параллельно с перестройкой стереотипов мышления клиента, когда покупатели начнут мыслить категориями будущих выгод, будут более тщательно рассчитать возможную экономию на топливе и ремонте, станут придавать большее значение безопасности груза и водителя, смогут уделять большее внимание вопросам комфорта.


Подводя итоги, можно отметить, что на фоне растущих информированности и разборчивости потребителя, в перспективе могут выиграть те компании, которые смогут предложить более качественный продукт. Пока же балом правит цена. Вместе с тем, приведенные цифры свидетельствуют о том, что раздел рынка грузовых шин в России в настоящий момент далек от завершения. Российские производители пока что удерживают большую долю рынка, но, видя рвение иностранных компаний, можно смело предсказать новый виток конкурентной борьбы. Исход ее решит потребитель.