Каталог грузовых шин

Рынок грузовых шин: к докризисному рубежу

Согласно статистике, в 2010 году российский рынок шин вплотную приблизился к докризисным показателям. Что же ждет его в этом году?

 

Вадим ПОПОВ

 

Согласно мнению  экспертов, начиная с конца 2009 года, ситуация на рынке грузовых шин в России продолжает восстанавливаться. Рост спроса и восходящая динамика развития автомобильной промышленности дали повод надеяться, что докризисные показатели в этом году, наконец, будут достигнуты, в частности в грузовом секторе. Как показывают результаты статистики, по отношению к предыдущему году объем рынка грузовых шин в 2010 году несколько увеличился: с 4,3 млн. до 6,2 млн. штук.

 

 

Данные предоставлены компанией «Гудиер Раша»

 

Не обошлось без влияния на рынок грузовых шин недавней трагедии в Японии.

– По информации, поступающей от дилеров компании «Гудиер», они ожидают приостановку поставок грузовых шин из Японии, но полагают, что это не приведет к существенному перераспределению долей основных участников рынка и объемов грузовых шин. Основные объемы грузовых шин поступают из европейских стран и стран Юго-Восточной Азии, где в этом году производство демонстрирует максимальную загрузку мощностей, вызванную повышенным спросом шин в европейских странах и восстановлением рынка в России после экономического спада. Регулирующим фактором спроса в 2011 году выступает резкое удорожание основного сырья для производства шин – каучука, которое привело к росту цен, как на импортную, так и на локальную продукцию. В то же время могут сложиться более благоприятные условия для развития рынка восстановленных грузовых шин, который начал динамично развиваться с 2010 года, – рассказывает директор по продажам «Гудиер Раша» Алексей Платов.

 

– Рынок грузовых шин все больше набирает обороты к 2011 году. Вместе с увеличением объемов продаж меняется и структура рынка. Это значит что на смену старым размерам 20” все больше приходят новые 22,5”; 17.5”; 19.5”. Все эти перемены происходят по причине смены парка грузовых автомобилей. Теряют свои позиции на рынке китайские и белорусские бренды. Их бизнес носит рандомный характер, и не ориентирован на долгосрочное сотрудничество. Чем регион более развит, тем быстрее он реагирует на последние тенденции рынка (изменение размерного ряда, увеличение доли премиум брендов), конечно же, лидерами в этой сфере являются Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и другие промышленные центры России, – считают в пресс-службе компании «Континетал Тайрс РУС».

 

Обратимся к цифрам. По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, за 2010 год шинными предприятиями в РФ, включая локализованных иностранных производителей, было произведено около 5 млн. грузовых шин. Выросло производство сельскохозяйственных шин – с 1,1 млн. в 2009 году до 1,3 млн. в 2010 году, а также индустриальных шин – с 68,4 тыс. до 92,5 тыс. Согласно информации «Хим-Курьера», выпуск покрышек для грузовиков в России увеличили все заводы. Наибольший прирост продемонстрировали «Амтел-Черноземье» (плюс 71 %), Ярославский шинный завод (плюс 41 %), «Омскшина» (плюс 20 %) и «Волтайр-Пром» (плюс 18 %). Если же говорить об иностранных производителях, то значительно увеличил объем продаж грузовых шин на отечественном рынке Bridgestone – на 21,5 % по отношению к предыдущему году. Continental повысил продажи более чем двукратно. Выросли продажи в 2010 году также и у Michelin.

 

В 2010 году объем экспорта шин всех видов составил 9,6 млн., что на 12,4 % больше, чем в 2009 году. Однако это не относится к категории грузовых шин – объем экспорта легкогрузовых, грузовых, индустриальных шин (кроме крупногабаритных шин) несколько снизился. Например, экспорт сельскохозяйственных шин из страны сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 %. Основными направлениями поставок этой группы шин из страны были Украина (ее доля в валовом объеме экспорта составила 26 %), Казахстан (18 %) и Узбекистан (17 %).

 

Таблица 1. Объем экспорта шин из России в 2009 г. по товарным группам,  тыс. шт.

Товарная группа

I кв.

 

II кв.

 

III кв.

 

IV кв.

Итого 2009 г.

1 Легковые

927,5

1275,2

2248,6

1757,3

6208,7

2 Легкогрузовые

85,9

126,2

157,4

150,5

520,0

3 Грузовые

206,0

373,9

441,7

256,6

1278,2

4 Индустриальные (КГШ, карьерная техника)

1,3

2,1

2,0

1,6

7,1

5 Индустриальные (дорожно-строительная и промышленная спецтехника)

11,0

8,2

9,6

10,6

39,3

6 Индустриальные (погрузо-разгрузочная техника)

-

0,0

1,5

0,6

2,1

7 С/Х техника

105,9

134,0

115,4

87,3

442,6

8 Прочие

0,0

2,1

1,1

1,0

4,2

Итого

1337,6

1921,9

2977,3

2265,5

8502,2

 

Таблица 2. Объем экспорта шин из России в 2010 г. по товарным группам,  тыс. шт.

Товарная группа

I кв.

 

II кв.

 

III кв.

 

IV кв.

Итого 2010 г.

1 Легковые

1382,3

1882,2

1764,3

2414,0

7442,8

2 Легкогрузовые

90,4

93,9

74,2

70,1

328,6

3 Грузовые

238,4

380,8

314,0

331,3

1264,5

4 Индустриальные (КГШ, карьерная техника)

1,9

4,4

1,9

2,8

11,0

5 Индустриальные (дорожно-строительная и промышленная спецтехника)

7,9

7,1

10,3

11,0

36,4

6 Индустриальные (погрузо-разгрузочная техника)

0,0

0,1

0,1

0,1

0,3

7 С/Х техника

121,7

160,5

93,0

95,5

470,7

8 Прочие

0,4

-

-

-

0,4

Итого

1843,1

2529,1

2257,9

2924,8

9554,8

 

Данные предоставлены компанией «Гудиер Раша»

 

Рост объемов импорта в 2010 году наблюдается абсолютно во всех группах шин. Так, совокупный импорт шин вырос до 15,5 млн. шин на общую сумму около 66 млн руб. Импорт грузовых шин увеличился более чем в 2 раза. В натуральном выражении это составило 966,1 тыс. грузовых шин; для карьерной, дорожной, строительной, промышленной, погрузочно-разгрузочной техники – 150,4 тыс. штук. В пятерку компаний (без учета брэндов), лидирующих в 2010 году по объему импорта грузовых шин в натуральном выражении, вошли Michelin, Aeolus Tyre, Hangzhou Zhongce Rubber, Bridgestone и Goodyear.

 

Как уже упоминалось выше, в последнее время на рынке наблюдался стремительный рост цен на сталь, натуральный и искусственный каучук и т.д., что привело к некоторому повышению среднего уровня розничных цен на грузовые шины.

 

– На наш взгляд, российский рынок грузовых шин переживает интересный момент. Местный рынок шин для коммерческого автотранспорта является довольно зрелым, так как прирост за последние 10 лет составил менее 10 %. Тем не менее, внутри рынка наблюдаются две взаимно противоположные тенденции. Спрос на шины с текстильным каркасом постепенно сокращается (падение 30 – 40 % с 2000 года), в то время как спрос на шины с цельнометаллокордовом каркасом (ЦМК) с 2000 по настоящий момент прирос почти на 700 %. Конечно же, в Европе нет такой ошеломительной динамики роста грузовых шин с ЦМК. Помимо стремительного роста спроса на грузовые шины с ЦМК, наблюдается рост спроса на восстановленные шины. Связано это с тем, что ЦМК каркас может служить до 1 млн. км, в то время как протектор современных шин служит 250 – 350 тыс. км при надлежащем надзоре за шинным хозяйством (то есть правильное давление в шинах, балансировка и т.д.). Сегодня технология качественного восстановления грузовых шин на ЦМК каркасе позволяет до 90 % автопарков в Европе экономить на себестоимости километра пробега и тем самым снизить свои издержки, повышать прибыльность своей транспортной деятельности и финансовую устойчивость своих предприятий, – сообщили нам в пресс-службе компании «Мишлен».

 

Чего же ждать в текущем году? Пока что эксперты подтверждают, что по итогам января 2011 года российский рынок шин расширился. Это стало возможным благодаря росту объемов потребления покрышек отечественного и зарубежного производства – в частности, в начале 2011 года выпуск грузовых машин и автобусов увеличился в 2,8 раза и в 5 раз, соответственно. Однако по прогнозам специалистов, основным каналом реализации покрышек в стране останется вторичный рынок, конкуренция на котором в 2011 году обострится. Максимальным спросом российских потребителей будет пользоваться продукция, выпущенная в стране и ввезенная в РФ из Азии. Покрышки, выпущенные в Китае, будут конкурировать на российском рынке по цене, а шины корейского и японского производства – по качеству. Тем не менее, в одном можно быть уверенным точно – возвращение рынка грузовых шин к докризисным показателям можно считать достаточно обнадеживающим показателем его выздоровления.