Каталог грузовых шин

Государственный стандарт союза сср шины с регулируемым давлением технические условия гост 13298-90 ипк издательство стандартов Москва

Издание официальное


УДК 629.114.012.55:006.354          Группа Л62

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   СТАНДАРТ  СОЮЗА   ССР

 

ШИНЫ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ

ГОСТ

Технические условия          ГОСТ 13298—90

Tyres with regulated pressure.

Specifications

ОКП 25 2114

 

Дата введения 01.07.91

Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины (покрышку, камеру и ободную ленту) с регулируемым давлением, предназначенные для эксплуатации на автомобилях высокой прохо­димости преимущественно в условиях бездорожья, на мягких грун­тах, а также на дорогах всех категорий во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от минус 60 до плюс 55 °C.

Настоящий стандарт не распространяется на шины радиальной конструкции и бескамерные.

Обязательные требования к продукции, направленные на обес­печение ее безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды, изложены в пп. 1.2 .3, 1.2.5, 1.3.2, 1.3.3. 1.3.5, 1.5 настоящего стандарта для шин, эксплуатируемых со скоростью 80 км/ч и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

 

Издание официальное         Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1990

© ИПК Издательство стандартов, 1997 Переиздание с Изменениями

ГОСТ 13298-90 C.2


 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 1.1. Шины должны быть изготовлены в соответствии с требова­ниями настоящего стандарта по технологическому регламенту, ут­вержденному в установленном порядке.

 1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Термины и определения основных параметров и размеров шин - по ГОСТ 22374.

1.2.2. Шины должны иметь рисунок протектора повышенной проходимости.

1.2.3. Обозначения, основные параметры и размеры шин приве­дены в табл. 1.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2.4.   Шины с регулируемым давлением изготовляют двух типов:
обычного профиля и широкопрофильные.

Шины обычного профиля имеют дюймовое обозначение, широ­копрофильные — миллиметровое.

Примеры условных обозначений:

Шина обычного профиля 12,00—18, где 12,00 — условная ширина профиля;

18 — условный посадочный диаметр обода. Широкопрофильная шика 1300x530—533,

где 1300 — условный наружный диаметр;

      530 — условная ширина профиля;

      533 — условный диаметр обода.

Камера 12,00-18.

где 12 - условная ширина профиля соответствующей покрышки;

18 — условный диаметр обода.

Ободная лента 205-457,

где 205 — ширина ленты;

      457 — условный диаметр обода.

1. 2. 5. Нормы эксплуатационных режимов приведены в табл. 2.

1. 2. 6. На труднопроходимых участках пути допускается кратко­временное снижение внутреннего давления. При этом максимальный пробег и максимальная скорость не должны превышать значений, указанных в табл. 3.

1. 2. 7. Допускается увеличение размеров новых шин от указанных в табл. 1:

по ширине профиля за счет рисок, ребер и применяемых матери­алов — до 3 % включительно;

по наружному диаметру и статическому радиусу — до 1,5 % вклю­чительно от номинала.

В эксплуатации допускается увеличение ширины профиля, ука­занной в табл. 1, до 4 % включительно, и при применении нетермообработанного корда — до 8 %  включительно.

1.2.8.   При механическом повреждении шины при размере сквозного отверстия не более 8 мм шина должна сохранять работоспособность на дистанции 50 км при условии соблюдения соотношения между давлением и скоростью, указанных п табл. 3.

1.2.9. Применение шин для новых марок автотранспортных средств — в соответствии с актом приемки или протоколом разреше­ния применения.

(Измененная редакция, Изм. №1)

Таблица 1

Обозначение шины

Норма слойности

Обозначение обода

Суммарная ширина двух бортов (в поперечном сечении), мм

Размеры шины, мм

Масса шины, кг, не более

Наружный диаметр

Ширина профиля, не более

Статический радиус

без ободной ленты

с ободной лентой

12,00 – 18

 

13,00 – 18

 

12,00 – 20

 

14,00 – 20

 

16,00 – 20

 

1200х600-508

 

1220х400-533

 

1300х530-533

 

1500х600-635

 

1600х600-685

8

 

8

 

8

 

10

 

10

 

 

10

 

 

10

 

 

12

 

 

10

14

 

24

463-228

(228Г-457)

465-228

(228Г-457)

514-228

(228Г-508)

515-254

(254Г-508)

515-292

(292-508)

 

514-400

(400Г-508)

 

533-310

(310-533)

 

533-440

(440-533)

 

500-635

 

 

500-685

72±3

 

70±3

 

72±3

 

80±4

 

82±4

 

 

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

1084±8

 

1132±8

 

1142±8

 

1260±10

 

1384±10

 

 

1177±15

 

 

1200±15

 

 

1280±15

 

 

1500±15

 

 

1590±15

337

 

351

 

335

 

390

 

460

 

 

481

 

 

418

 

 

525

 

 

610

 

 

600

5

05±5

 

525±5

 

530±5

 

583±5

 

632±5

 

 

540±7

 

 

560±7

 

 

585±7

 

 

680±10

 

 

725±10

72,0

 

78,0

 

82,0

 

113,0

 

158,0

 

 

100,0

-

 

-

 

 

152,0

 

 

-

 

 

-

75,0

 

-

 

85,0

 

120,0

 

165,0

 

 

-

106,0

 

112,0

 

 

160,0

 

 

225,0

240,0

 

310,0

Продолжение табл.1

Обозначение шины

Обозначение камеры

Размеры камеры, мм

Обозначение ободной ленты

 

Длина внутренней полуокружности плоскосложенной камеры

Ширина плоскосложенной камеры

Двойная толщина стенки, не менее

Размеры ободной ленты,мм

в беговой части

в бандажной части

Длина ленты, сложенной вдвое

Ширина

Толщина средней части ленты

Толщина по кромке, не более

12,00 – 18

 

 

13,00 – 18

 

 

12,00 – 20

 

 

14,00 – 20

 

 

16,00 – 20

 

 

1200х600-508

 

 

1220х400-533

 

 

1300х530-533

 

 

1500х600-635

 

1600х600-685

12,00 – 18

 

 

13,00 – 18

 

 

12,00 – 20

 

 

14,00 – 20

 

 

16,00 – 20

 

 

1200х600-508

 

 

1220х400-533

 

 

1300х530-533

 

 

1500х600-635

 

1600х600-685

730

 

 

735

 

 

810

 

 

807

 

 

825

 

 

810

 

 

 

840

 

 

 

835

 

 

 

1045

 

 

 

1080

378

 

 

410

 

 

368

 

 

440

 

 

515

 

 

508

 

 

 

440

 

 

 

580

 

 

 

645

 

 

 

640

 

5,5

 

 

5,5

 

 

5,5

 

 

6,0

 

 

6,0

 

 

7,0

 

 

 

7,0

 

 

 

5,5

 

 

 

5,0

 

 

 

5,0

5,5

 

 

5,5

 

 

5,5

 

 

7,0

 

 

6,0

 

 

8,5

 

 

 

8,0

 

 

 

5,5

 

 

 

5,0

 

 

 

5,0

205-457

 

 

-

 

 

205-508

 

 

300-508

 

 

340-508

 

 

475-508

 

 

 

340-533

 

 

 

475-533

 

 

 

525-635

 

 

 

510-685

740

 

 

-

 

 

830

 

 

830

 

 

830

 

 

830

 

 

 

855

 

 

 

830

 

 

 

1010

 

 

 

1060

205

 

 

-

 

 

205

 

 

300

 

 

340

 

 

475

 

 

 

340

 

 

 

475

 

 

 

525

 

 

 

510

7,5±1

 

 

-

 

 

7,5±1

 

 

7,5±1

 

 

7,5±1

 

 

7,5±1

 

 

 

8,0±1

 

 

 

7,5±1

 

 

 

 

,0дней части лентывоеммымерыколплосколсло сечении), мм

7,5±1

 

 

 

7,5±1

2,0

 

 

-

 

 

2,0

 

 

2,0

 

 

2,0

 

 

2,0

 

 

 

2,0

 

 

 

2,0

 

 

 

2,0

 

 

2,0

Примечания:

1.Нормы суммарной ширины бортов не распространяются на шины, эксплуатируемые на ободах без распорных колец.

2.Для шин 12,00 – 18, эксплуатируемых на автомобилях старых марок, допускается применять ободья 9х18, 8,0РВ-18, 8,5РВ-18, 20ЗСУ-457 (8,00СУ-18).

3.Ободные ленты шин 12,00 – 18, 12,00 – 20, 14,00 – 20, 16,00 – 20, 1200х500 – 508

4.По согласованию изготовителя с потребителем допускается утолщение ободной ленты по месту вентильного отверстия.

5.Размеры камер и ободных лент являются справочными. Длина внутренней полуокружности плоско-сложенной камеры и длина ободной ленты, сложенной вдвое, ширина плоскосложенной камеры и ширина ободной ленты обеспечиваются пресс-формой.

 

Таблица 2

Обозначение шины

Норма слойности

Максимально допускаемая нагрузка на шину, при которой не допускается снижение давления при движении по бездорожью, Н (кгс)

Давление в шине, соответствующее максимально допускаемой нагрузке, МПа (кгс/см2)

Максимальная скорость движения по усовершенствованным дорогам, км/ч

Максимально допускаемая нагрузка на шину, при которой допускается снижение движения по бездорожью, Н (кгс)

Давление в шине, соответствующее максимально допускаемой нагрузке на шину, при которой допускается снижение давления при движении по бездорожью, МПа (кгс/см2)

12,00 – 18

 

13,00 – 18

 

12,00 – 20

 

14,00 – 20

 

16,00 – 20

 

1200х500-508

 

1220х400-533

 

1300х530-533

 

1500х600-635

 

1500х600-635

 

1600х600-685

 

8

 

8

 

8

 

10

 

10

 

10

 

 

10

 

 

12

 

 

10

 

 

14

 

 

 

24

18142(1850)

18829(1920)

21575(2200)

28047(2860)

-

 

-

 

 

26164(2668)

 

-

 

 

-

 

 

61292(6250)

 

 

-

0,34(3,5)

0,29(3,0)

0,41(4,2)

0,38(3,9)*

-

 

-

 

 

0,34(3,5)

 

-

 

 

-

 

 

0,44(4,5)

 

 

-

80

 

100

 

80

 

85

 

70

 

80

 

 

85

 

 

80

 

 

65

 

 

65

 

 

 

45

15691(1600)

18142(1850)

18142(1850)

24517(2500)

24517(2500)

32362(3300)

 

25595(2610)

 

39227(4000)

 

49033(5000)

 

56388(5750)

 

 

77473(7900)

0,29(3.0)

 

0,27(2,8)

 

0,29(3,0)

 

0,31(3,2)**

 

0,25(2.5)

 

0,39(4,0)

 

 

0,31(3,2)

 

 

0,39(4,0)

 

 

0,35(3,6)

 

 

0,37(3,8)

 

 

 

0,43(4,4)

 

Примечание. При эксплуатации шин 14,00 – 20 в режимах, отмеченных знаками «*» и «**», на асфальтобетонном покрытии в изношенном состоянии, шоссе с булыжным, щебеночным и гравийным покрытием, а также на указанных грунтовых и снежных дорогах допускается:

  •   для шин, эксплуатируемых при максимальной нагрузке 28047 (2860) Н (кгс), - максимальная скорость не более 60 км/ч;
  •   для шин, эксплуатируемых при максимальной нагрузке 24517 (2500) Н (кгс), - внутреннее давление снижать до 0,25 МПа (2,5 кгс/см2).

Таблица 3

Примечание. В период повышения давления в шине при въезде на дорогу с твердым покрытием рекомендуется остановить машину.

1.3. Характеристики

1.3.1.Покрышки и камеры всех обозначений должны быть защи­щены от старения.

1.3.2.Камеры должны быть герметичными. Конструкция, тип и положение вентиля в камерах должны быть согласованы между из­готовителем и потребителем.

1.3.3.Показатели внешнего вида должны соответствовать норма­тивно-технической документации. В покрышках не допускаются:

расслоения в каркасе, брекере и борте;

отслоение протектора и боковины;

гребень по протектору с выпрессовкой ткани;

запрессовка твердых включений на внутренней поверхности кар­каса с повреждением первого слоя.

В камерах не допускаются наружные пористость стенок камеры и посторонние включения.

1.3.4.   По физико-механическим показателям шины должны соответствовать нормам, указанным в табл. 4.

Таблица  4

 

Норма для шин обозначений

Наименование показателя

12,00-18

13,00-18

12,00-20

14,00-20

16,00-20

1200х500-508

1220х400-533

1300х530-533

1500х600-635

1600х600-685

 

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

1. Услов­ное   напряже­ние при удли­нении   300 %, МПа (кгс/см2):

не менее

не более

 

 

 

 

 

 

6.4(65)

-

 

 

 

 

 

 

-

5.9(60)

 

 

 

 

 

 

-

-

 

 

 

 

 

 

 

6,9(70)

-

 

 

 

 

 

 

-

5.9(60)

 

 

 

 

 

 

-

-

Продолжение таблицы 4

 

Норма для шин обозначений

Наименование показателя

12,00-18

13,00-18

12,00-20

14,00-20

16,00-20

1200х500-508

1220х400-533

1300х530-533

1500х600-635

1600х600-685

 

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

2. Услов­ная прочность при   растяже­НИИ, МПа (кгс/см2),

не менее

 

3.Относительное удлинение при разрыве, %, не менее

 

4.Относительное остаточное удоинение, %, не более

 

5. Сопротивление раздиру, кН/м (кгс/см), не менее

 

6.Твердость, единицы по Шору А, не менее

 

7.Истираемость м3/ТДж (см3/кВт-ч), не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14,7(150)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

49,0(50)

 

 

 

 

 

 

 

55

 

 

 

 

 

 

97,2(350)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13,7(140)

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

39,2(40)

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,8(80)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17,6(180)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

63,7(65)

 

 

 

 

 

 

 

55

 

 

 

 

 

 

90,2(325)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13,7(140)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

39,2(40)

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,8(80)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

 

-

Продолжение таблицы 4

 

Норма для шин обозначений

Наименование показателя

12,00-18

13,00-18

12,00-20

14,00-20

16,00-20

1200х500-508

1220х400-533

1300х530-533

1500х600-635

1600х600-685

 

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

8.Услов­ная прочность при   растяже­нии стыка ка­меры (при тор­цевой стыков­ке), МПв (кгс/см2),

не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,9(70)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,9(70)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

9. Проч­ность связи ре­зинового осно­вания вентиля с   металличес­ким корпусом, Н (кгс),

не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

98.1 (10.0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

98.1 (10.0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

10. Проч­ность связи ре­зины камеры с резиновым основанием вен­тиля, кН/м (кгс/см), не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.47(1,5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.47(1,5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-









Продолжение таблицы 4

 

Норма для шин обозначений

Наименование показателя

12,00-18

13,00-18

12,00-20

14,00-20

16,00-20

1200х500-508

1220х400-533

1300х530-533

1500х600-635

1600х600-685

 

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

Протектор покрышки

Камера

Ободная лента

11.Предел прочности при расслоении стыка камеры (при стыковке внахлестку),

кН/м (кгс/см), не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,9 (4,0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,9 (4,0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

12. Проч­ность связи при расслоении покрышки, кН/м (кгс/см),

не менее:

  протектор-брекер

 

 брекер-брекер

 

брекер-каркас

 

 каркас-боковина

 

 между слоями каркаса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,8(9,0)

 

 

7,8 (8,0)

 

 

7,8 (8,0)

 

 

 

4,9 (5,0)

 

 

 

5,9(6,0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,8(9,0)

 

 

7,8 (8,0)

 

 

7,8 (8,0)

 

 

 

5,9(6,0)

 

 

 

6,9(7,0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

13. Температурный предел хрупкости, °C, не более

 

 

 

 

 

 

- 59

 

 

 

 

 

 

- 59

 

 

 

 

 

 

- 59

 

 

 

 

 

 

- 59

 

 

 

 

 

 

- 59

 

 

 

 

 

 

- 59

1.3.5. Статический дисбаланс шин шириной профиля до 370 мм (14 дюймов) включительно должен составлять не более 0,7 % от произведения массы шины на радиус Допускается в партии 10 % шин со статическим дисбалансом 0,7— 1,2 % от произведения массы шины ид'радиус. Для шин 14.00—20 ашомобилей УралАЧ в партии допускается 9 % шин со статическим дисбалансом 0.7—1.0 % от произволения массы шины на радиус и 1 % шин со статическим дисбалансом 1,0—1.2 % от произведения массы шины на радиус.

Статический дисбаланс шин шириной профиля свыше 370 мм (14 дюймов) не определяется

(Измененная редакция. Изм. №1).

1.4.      Комплектность

1.4.1. В комплект шины входят покрышки, камера с вентилем и ободная лента (при необходимости).

1.5.      Маркировка

1.5.1. На каждом и истин должны быть четко обозначены

1) товарный знак и наименование предприятия-изготовителя или товарный знак:

2) обозначение шины (на обеих сторонах покрышки), камеры, ободной ленты в соответствии с табл. 1;

3) обозначение модели шины (на обеих сторонах покрышки);

4) индекс скорости для шин в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Индекс скорости

Максимальная скорость км/ч

 

F

G

J

80

90

100

Примечание. Для шин. эксплуатируемых со скоростью менее 80 км/ч, индекс скорости не наносят.

5) индекс грузоподъемности для шин. эксплуатируемы» со ско­ростью 80 км/ч и выше, в соответствии с приложением I, и норма слойности (ИС или PR) для шин, эксплуатируемых со скоростью менее 80 км/ч;

6) дата изготовления:

для покрышек — неделя, год изготовления (две последние цифры), индекс предприятия (допускается не указывать), порядко­вый номер, например:

1291К011395, где 12 - неделя года;

91 — год изготовления (1991);

К — индекс предприятия,

011395 — порядковый номер покрышки;

для камер и ободных лент — неделя и год изготовления, например, 041 где 04 — неделя года; 1 — год изготовления,

7) знак направления вращении (в случае направленного рисунка протектора);

8) обозначение настоящего стандарта;

9) штамп технического контроля;

10) буква «Н» на покрышках с ненормированной шириной бортов;

11) страна-изготовитель на английском языке, например: «Made in*».

До замены имеющихся пресс-форм на новые допускался старая

маркировка шин.

(Измененная редакция. Изм. №1).

 

_______

* Указывается страна-изготовитель.


1.5.2. На покрышке, камере и ободной ленте допускаются допол­нительные обозначения.

1.5.3. Маркировку на шины наносят оттиском гравировки от пресс-формы иди жетона. Маркировка на покрышках оттиском гравировки наносится с обеих сторон Обозначение настоящего стан­дарта на камерах наносится оттиском гравировки oт пресс-формы. Дату изготовления на камерах, маркировку ободных лепт, знак «Н», штамп технического контроля наносят прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделий.

Допускается наносить порядковый номер покрышки с помощью резиновой вставки.

Примеры нанесения маркировки на покрышку, камеру и ободную ленту приведены в приложении 2.

1.6. Упаковка шин — по ГОСТ 24779.

1.7. Требования к новой шине, обеспечивающие показатели ус­тойчивости, управляемости, тормозного пути автомобиля, устанав­ливают в технических требованиях на разработку новой шины и определяют при приемочных испытаниях. Ресурс шин устанавливают при контрольных эксплуатационных испытаниях.

(Введен дополнительно, Изм. №1).


2. приемка

2.1. Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения в количестве не более 3000 шт., сопровождаемые доку­ментом о качестве, содержащим:

1) наименование предприятия-изготовителя или товарный знак.

2) обозначение и модель шин и их количество;

3) обозначение настоящего стандарта;

4) номер партии;

5) дату отгрузки;

6) результаты проведенных испытаний иди подтверждение о со­ответствии партии шин требованиям стандарта.

2.2.Для проверки соответствия шин требованиям настоящего стандарта их подвергают приемосдаточным и периодическим испытаниям.

При приемосдаточных испытаниях проверяют внешний вид по­крышек, камер и ободных лент, герметичность камер — на каждом изделии; твердость резины — не менее 10 покрышек от партии, ста­тический дисбаланс — на одной покрышке от партии.

Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель не реже одного раза в квартал по следующим показателям:

габаритным размерам, статическому радиусу — на одной шине;

физико-механическим — на одной покрышке, камере и ободной ленте;

массе — не менее пяти шин.

2.3.При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин, взятых от той же партии.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию,

2.4. При получении неудовлетворительных результатов периоди­ческих испытаний хотя бы по одному из показателей по нему про­водят повторные испытания на удвоенной выборке шин, изготовленных по той же технологической документации.

В случае неудовлетворительных результатов повторных периоди­ческих испытаний по какому-либо показателю данный показатель переводят в приемосдаточные испытания до получения положитель­ных результатов на трех партиях шин подряд.

(Измененная редакция, Изм. № I).


2.5. Представитель заказчика принимает шины по нормативно-тех­нической документации на испытания и приемку серийных изделий.

По согласованию изготовителя с заказчиком объем партии шин может быть ограничен периодом ее изготовления.


3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Наружный диаметр и ширину профиля измеряют по ГОСТ

26000.

3.2.Статический радиус шины определяют последовательным из­мерением расстояния от плоскости опоры до оси вращения в четырех сечениях, равномерно расположенных по окружности шины после нагружения ее максимально допускаемой нагрузкой.

3.3.Ширину бортов измеряют в четырех точках покрышки, рав-норасположенных по окружности борта.

3.4.Внешний вид шин определяют визуально.

3.5.Герметичность камеры определяют полным погружением на­полненной воздухом камеры в воду, при этом не должно быть выде­ления пузырьков воздуха из камеры.

Герметичность камеры с наружным диаметром по пресс-форме более 1000 мм допускается определять методом подачи воздуха в камеру до увеличения се периметра на 10 %, после чего камеру в поддутом состоянии выдерживают в течение 6 ч, при этом не должно наблюдаться уменьшения ее периметра.

3.6.Статический дисбаланс покрышек определяют по ГОСТ 25692, при этом норма должна соответствовать п. 1.3.5.

3.7.Для определения условного напряжения при удлинении 300 %, условной прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве, а также сопротивления раздиру из подканавочного слоя беговой части протектора вырезают в продольном направлении па­раллельно расположению слоев каркаса пластинки толщиной (2,0±0.2) мм; для определения условной прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве – не менее пяти пластинок длиной не менее 115 мм и шириной не менее 25 мм; для определе­ния сопротивления раздиру – не менее пяти пластинок длиной не менее 60 мм и шириной не менее 30 мм.

Допускается подшероховка поверхности образна при условии со­хранения установленной толщины.

Испытания проводят по ГОСТ 270 (образец типа I) и ГОСТ 262 (образец типа Б).

3.8.Для определения условного напряжения при удлинении 300 %, условной прочности при растяжении, относительного удлинения при разрыве, относительного остаточного удлинения после разрыва резины камеры, сопротивления резины камеры раздиру, а также условной прочности при растяжении резины ободной ленты, вырубают из
любого места камеры (ободной ленты) в продольном направлении не менее пяти образцов для каждого испытания.

Допускается подшероховка поверхности пластинок. Испытания проводят по ГОСТ 270 (образен типа i) и ГОСТ 262 (образец типа Б).

3.9.Твердость резины протектора покрышки и ободной ленты определяют ручным твердомером на поверхности изделия в пяти-шести местах. Твердость протектора определяют на наиболее широких выступах рисунка протектора. При этом индентор прибора должен находиться в середине выступа, а опорная площадка твердомера должна быть в тесном контакте с протектором покрышки.
Показания прибора фиксируют через (3*0') с с момента приложения нагрузки. Не допускается устанавливать опорную площадку твердомера на выпрессовку протектора покрышки

Испытания проводят по ГОСТ 263.

3.10.Для определения истираемости резины протектора из подканавочного слоя (у основания выступов рисунка) вырезают в продольном направлении пять пластинок длиной не менее 165 мм, шириной не менее 12 мм и толщиной (2,0±0,3) мм. При этом колебания толщины отдельной пластинки по длине и ширине не должны превышать 0,2 мм. Подшероховка пластинок со стороны, подвергаемой истиранию, не допускается.

Каждую пластинку наклеивают стороной, обращенной к каркасу, на кольцевой образец-подложку с наружным диаметром (50,0±0,2) мм и шириной (10,2±0.2) мм из резины протекторного типа на ос­нове натурального каучука или другого типа каучука с хорошей адгезионной способностью и подрезают до ширины образца-подлож­ки или вырубают специальным штанцевым ножом шириной (10±0,2) мм и наклеивают на образец-подложку.

Испытания проводят по ГОСТ 12251.

3.11.Для определения прочности связи при расслоении отдельных элементов покрышки вырезают четыре образца: по два из двух диаметрально противоположных мест окружности покрышки, один из которых вырезают вдоль нитей первого слоя каркаса, а другой – вдоль нитей второго слоя.

Образцы должны быть шириной (25.0±3,0) мм и длиной не менее 250 мм.

Для удобства закрепления в зажимах машины образцы перерезают по центральной окружной линии. С образцов срезают часть протек­тора, оставляя резиновый слой в 5—6 мм. Концы предварительно надслаивают со сторон боковины через каждые четыре слоя, начиная со второго или третьего слоя с одной стороны или с четвертого или пятого слоя с другой стороны на участке длиной 50—60 мм (при этом нити должны быть расположены вдоль образца в слоях с наимень­шими номерами).

Испытания проводят по ГОСТ 6768 на разрывной машине на участке образца длиной 50—60 мм между краем беговой дорожки и центральной окружной линией, оставляя нерасслоенным участок около 30 мм.

Образцы готовят не ранее чем через 6 ч после вулканизации покрышек. Продолжительность выдержки образцов перед испытани­ем не должна быть менее 2 ч.

3. 12. Для определения прочности связи между боковиной и кар­касом вырезают из двух диаметрально противоположных мест окруж­ности покрышки между бортом и беговой дорожкой в направлении нитей последнего слоя каркаса по одному образцу длиной не менее 120 мм, шириной (25.0±3.0) мм. Образцы предварительно расслаи­вают между резиной и каркасом на участке 50—60 мм со стороны беговой дорожки до боковины и испытания по ГОСТ 6768 проводят в соответствии с условиями, указанными в п. 3.9.

3.13.    Для определения условной прочности при растяжении
стыка камеры (при торцевой стыковке) вырубают в месте стыка из бегового, бандажного и двух боковых участков камеры не менее четырех образцов в форме двухсторонней лопатки.

Испытания проводит по ГОСТ 270 (образец типа I), при этом толщину образцов измеряют рядом со стыком камеры в месте окон­чания утолщения и усилительной ленточки.

3.14.    Для определения прочности связи при расслоении стыка
камеры (при стыковке внахлестку) вырубают из его середины в продольном направлении два образца в виде полосок шириной не более 80 % ширины стыка и длиной не менее 150 мм.

Испытания проводят по ГОСТ 6768 на разрывной машине при скорости подвижного зажима (100±10) мм/мин. Режим заготовки образцов указан в п. 3.9.

3 15. Для определения прочности связи резинового основания вентиля с металлическим корпусом резиновое основание надрезают по окружности штанцевым ножом диаметром, равным диаметру ме­таллического корпуса до плоскости основания корпуса. Испытания проводят на разрывной машине со скоростью движения подвижного зажима (100±10) мм/мин. В верхний зажим разрывной машины за­крепляют резиновое основание вентиля, а в нижний — металличес­кий корпус таким образом, чтобы плоскость металлического корпуса была перпендикулярна к направлению движения зажима. За резуль­тат испытаний принимают среднее арифметическое результатов ис­пытаний двух образцов.

3.16. Для определения прочности связи камеры с резиновым ос­нованием вентиля из камеры по обе стороны от вентиля на рассто­янии 10 мм от основания его корпуса вырубают штанцевым ножом шириной (8,0±0,1) мм по два образца длиной не менее 40 мм. В процессе расслаивания фиксируют максимальную силу.

Испытания проводят на разрывной машине со скоростью движе­ния подвижного зажима (100±10) мм/мин.

Камеру закрепляют в верхний зажим, резиновое основание вен­тиля в нижний зажим и проводят расслаивание образца. При рассла­ивании фиксируют не менее двух пар максимальных сил расслаивания. Среднюю силу вычисляют как среднее арифметичес­кое всех максимальных значений. Если при испытании происходит только нарастание силы расслаивания, то определяют максимальную силу, принимая ее за результат испытаний на данном образце.

Для определения показателя прочности связи среднюю нагрузку при расслоении делят на ширину образца. За результат принимают среднее арифметическое результатов испытаний двух образцов.

3.17. Температурный предел хрупкости определяют по ГОСТ 7912.


4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Транспортирование и хранение шин — по ГОСТ 24779.

При транспортировании шин железнодорожным транспортом ис­пользуют крытые вагоны и универсальные контейнеры.

Транспортирование шин морским транспортом должно прово­диться в соответствии с правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов.


5. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации, утвержденным в установленном порядке.

Эксплуатация шин, изготовленных по заказам Министерства обо­роны, должна соответствовать порядку, установленному Министер­ством обороны

(Измененная редакция, Изм. № 1).


6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

Изготовитель гарантирует соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации, транспор­тировании и хранения.

Гарантийный срок хранения шин:

1) 12 лет — для шин 1500x600–635, 1600х600–685;

2) 10 лет — для шин других обозначений.

6.3. Гарантийная наработка шин в пределах гарантийного срока хранения должна соответствовать указанной в табл. 6.


Таблица 6

Обозначение шин

Норма слойности

Гарантийная наработка шин для народного хозяйства, км

Гарантийная наработка шин для Министерства обороны СССР, км

12,00-18 13,00-18 12,00-20 14,00-20 16,00-20 1200х500-508

1220х400-533 1300х530-535

1500x600-635

1500-600-635 1600х600-685

 

8

8

8

10

10

 

10

 

10

 

12

 

10

 

14

 

24

35000

22000

30000

30000

15000

 

15000

 

25000 

 

20000

 

20600

 

20600

 

20000

35000

22000

35000

40000

16500

 

17000

 

25000

 

22000

 

23000

 

23000

 

20000


6.4. Изготовитель обменивает безвозмездно вышедшие из строя шины по производственным дефектам при наработке до 6 тыс. км, шины 12,00—20 —до 10 тыс. км.

При пробеге более 6 тыс. км, а шины 12.00—20 — более 10 тыс. км, но менее гарантийной нормы, предприятие-изготовитель опла­чивает стоимость каждого километра недопробега шин.

Замена шин или оплата стоимости километража недопробега их проводится в течение гарантийного срока хранения и эксплуатации.

Порядок замены шин, поставляемых по заказам Министерства обороны, устанавливается по согласованию Министерства промыш­ленности и Министерства обороны.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШИН


Индекс грузоподъемности

Максимально допускаемая нагрузка на шину, км

Индекс грузоподъемности

Максимально допускаемая нагрузка на шину, км

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

1600

1650

1700

1750

1800

1850

1900

1950

2000

2060

2120

2180

2240

2300

2360

2430

2500

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

2575

2650

2725

2800

2900

3000

3075

3150

3250

3350

3450

3550

3650

3750

3875

4000


ПРИМЕРЫ НАНЕСЕНИЯ МАРКИРОВКИ

1. Маркировка покрышки   12,00 – 18 К-70 124F 1291К011395 ГОСТ  13298; «Made in*».

2. Маркировка камеры  12,00 – 18 121 ГОСТ 13298.

3. Маркировка ободной ленты  205 – 457 121 ГОСТ 13298.


(Измененная редакция, Изм. № 1).

 _______

* Указывается страна-изготовитель.

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперереабатывающей промышленности СССР


РАЗРАБОТЧИКИ

А.Н. Жеребцов; Ю.С. Мендус; Б.В. Ненахов, канд. техн. наук; O. A. Гончар


2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР но управлению качеством продукции и стандартам от 19.07.90 № 2221


3.Срок первой проверки — 1995 г.. периодичность проверки — 5 лет


4.ВЗАМЕН ГОСТ 13298 -78


5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 262-93

3.7, 3.8

ГОСТ 263-75

3.9

ГОСТ 270-75

3.7, 3.8, 3.13

ГОСТ 6768-75

3.11, 3.12, 3.14

ГОСТ 7912-74

3.17

ГОСТ 12251-77

3.10

ГОСТ 22374-77

1.2.1

ГОСТ 24779-81

1.6, 4.1

ГОСТ 25692-83

3.6

ГОСТ 26000-83

3.1


6. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 15.10.92 № 1385


7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1997 г.) с Изменением №1, утвержденным в октябре 1992 г. (ИУС 1-93)