Каталог грузовых шин

Берегите ваши шины

Вадим ПОПОВ

 

В эксплуатации шин нередко встречаются моменты, на которые автовладелец зачастую не обращает внимания. Между тем, эти кажущиеся мелочи на  практике могут стать критическим фактором, который, если не придавать ему значения, может привести к весьма серьезным последствиям.

 

Индексы – всему голова

Казалось бы, что может быть естественнее, чем следование заявленным производителем индексам нагрузки и скорости при подборе шин для автомобиля? Однако, естественное стремление сэкономить, нередко ведет к опасным нарушениям. По мнению специалистов, индексам нагрузки и скорости следует уделять максимальное внимание, и если их увеличение, возможно, то уменьшение чревато самыми неприятными последствиями.

Допустим, вы установили на грузовик шины с индексом нагрузки 91, в то время как производитель рекомендовал 94. Используя такие шины на ровной дороге, особенной разницы вы не заметите, но в случае торможения на передние колеса будет приходиться большее давление, чем они смогут выдержать. Тот же опасный эффект возникнет и при перестроении, и при вхождении в поворот. А это чревато как разрушением колеса и постепенным выходом его из строя впоследствии, так и аварийной ситуацией непосредственно во время движения по трассе.

То же самое касается и индексов скорости. Если согласно индексу шины, используя ее нельзя ехать быстрее, скажем 80 км в час, это не значит, что вы не сможете эту скорость превысить. Но в этом случае нужно быть готовым к самым неприятным последствиям. Скажем, если скорость увеличится на 10 км в час, то неизбежно будут происходить необратимые процессы теплогенерации и разрушения шины.

Также не следует забывать, что грузовые шины имеют сдвоенные указатели индекса нагрузки, где первая шина показывает индекс при эксплуатации в односкатной установке, который заведомо выше. Автовладельцу следует всегда руководствоваться таблицами, где все современные индексы нагрузки и скорости расшифрованы и нужно просто осознавать, соответствуют ли индексы шины заданным условиям эксплуатации.

 

Неправильно залеченные проколы на корде шины

Не секрет, что квалифицированный ремонт шин – одна из важных составляющих продления срока службы шины. Даже если прокол шины не сквозной, а только до брекерного слоя или до боковины шины, до корда, он обязательно подлежит косметическому ремонту, потому что шины с цельнометаллическим каркасом при попадании влаги и грязи начинают ржаветь. Как только возникает очаг коррозии, в этом очаге начинает отслаиваться резина¸ расслоение прогрессирует, и способствует значительному сокращению срока службы. Вследствие такого процесса шина может «сгореть» за месяц даже после несквозного пореза. Поэтому очень важно чтобы водитель проверял перед каждой поездкой или во время перекура состояние шин, чтобы внешние косметические повреждения были отремонтированы.

- Сказать о конкретном повреждение ремонтопригодно оно, или нет, может только мастер после его осмотра. Если размеры повреждения не превышают допустимых размеров, согласно ремонтным таблицам, то мастер сможет отремонтировать шину. А оценивать на глазок не вправе никто. Бортовая область шины не подлежит ремонту. Если есть повреждения в бортовой области, то шина утилизируется. Сквозное повреждение протектора шины очень часто может быть отремонтировано. Если шина бескамерная, то когда, например, в протекторе застрял болт - шина не теряет давление мгновенно. Давление утекает плавно или даже может держаться, так что водитель может ничего не заметить. Поэтому важна периодическая проверка давления, чтобы обнаружить повреждение шины своевременно Водитель должен «заботиться» о шинах: регулярно их проверять и если будет обнаружен прокол, то принять меры к своевременному ремонту. Когда давление в шине падает ниже 1 бара, то шина, с большой вероятностью, разрушается. Естественно к разрушению шины ведет и длительная езда с перегрузом, –  рассказывает старший менеджер департамента технической поддержки компании «Бриджстоун СНГ» Сергей Бирюков.

Следует отметить, что последующий износ шины зависит от характера лечения прокола. Если даже после ремонта место прокола постоянно пропускает воздух, и давление в шине падает, конечно, это будет способствовать износу шины. Если были использованы неправильные материалы или была использована более мелкая заплатка с недостаточным числом нитей усиления, под нагрузкой в процессе эксплуатации заплата может либо отойти, либо порваться и шина будет разрушена. Также, если говорить о заплаточном ремонте, когда производилась «наварка» шины, то в месте ремонта она может начать разрушаться по краям. Кроме того, вес шины может измениться после ремонта и ее нужно снова балансировать.

 

Бережем подвеску и «сход-развал»

Техническое состояние подвески транспортного средства и углов «схождения-развала» – сохранность этих двух компонентов многие эксперты считают основными факторами, влияющими на износ шины. При деформированных осях, полуосях, амортизаторах, креплениях рессор и т.д. на ведущих колесах, шина начинает неправильно функционировать, прыгать как мячик по поверхности дороги и это сказывается на возникновении всякого рода износа.

- Износы бывают разные, хотя для каждой оси есть наиболее характерные. Более того, на возникновении неравномерного износа рулевых колес сказывается, например, и состояние подвески или осей прицепа или полуприцепа. Потому что если полуприцеп уводит в сторону из-за кривых осей, водитель должен постоянно подруливать рулевыми колесами, и это естественно сказывается на шинах рулевых колес. При возникновении таких претензий, мы инспектируем автопоезд полностью: рулевые, ведущие и прицепные шины. Неисправность транспортного средства может очень сильно влиять на степень износа шин – срок эксплуатации шин может сокращаться в разы. Бывает, что при не отрегулированном «сходе-развале» и за 5 тыс. км «плечи» шины могут быть «подъедены». Если амортизатор «бьет», то износ может быть «пятном». Несмотря на то, что все шины изначально имеют дисбаланс, находящийся в пределах допуска, он должен нивелироваться балансировочными грузами. В то же время если возникает биение вследствие избыточного дисбаланса, то возникает также сокращение срока службы шины, и, как правило, значительное, – говорит Сергей Бирюков.

Среди экспертов принято считать, что один градус неправильного выставленного схождения это минус 7 процентов ресурса шины. По неисправной подвеске подобного точного ответа быть не может. В любом случае, при наличии люфтов подвески в рулевых механизмах, например в шкворнях, в рулевых наконечниках, в тягах стабилизаторов поперечной устойчивости разных конструкций на задней оси, ходимость шины будет уменьшаться. Считается, что разбитый шкворень может привести к потере примерно около двух третей рулевой шины.

- Допустим, что средний массовый пробег рулевой шины составляет 250 тысяч км. Как показывает практика, если машина эксплуатируется с разбитым шкворнем, то у шины к 70-80 тысячам км пробега совершенно явно виден неравномерный износ и к дальнейшей эксплуатации шина непригодна. Зачастую на некоторых участках таких шин глубина протектора составляет менее 1 мм (в соответствии с техническим регламентом запрещается использование данной шины), а также виден металлокорд. Обычно если у машины есть небольшие неисправности в ходовой или рулевой части управления, можно потерять 20-30 процентов ресурса шины. Кроме того, дисбаланс колес может также негативно повлиять на износ шины, – считает специалист по продукту «Грузовые шины» компании Michelin.

- По износу шины можно сразу определить вид проблемы. То есть либо это несоосность, либо неправильное давление, либо неправильный «сход-развал», потому что у каждой из этих проблем есть определенный характерный неравномерный износ, который отражается на шине. Неправильно сделанный «сход-развал» примерно так же влияет на износ, как и неправильное давление в шине. То есть с одной стороны шины будет повышенный износ, который может дойти до корда, а с другой стороны плеча шины может быть вполне достаточная глубина протектора, но по большому счету такую шину использовать уже нельзя, – уверен управляющий отдела грузовых шин компании Goodyear Russia Денис Давыдов.

 

Нежелательное сочетание

Отельным фактором износа шин профессионалы называют иногда еще встречающиеся самодеятельные «эксперименты» по совмещению диагональных и радиальных шин на одном автомобиле. Разумеется, такую «смесь» лучше не делать. Диагональные шины имеют особые условия применения и свойства. Сейчас они чаще всего применяются только на сельскохозяйственном оборудовании, на больших карьерных машинах, но не для коммерческого транспорта на магистральных перевозках. На дальних трассах их вытеснили более современные и передовые радиальные шины с цельнометаллическим каркасом, которые позволяют обеспечивать и более длительный пробег, и высокие несущие способности. Кроме того, у этих двух видов шин разные характеристики и они совершенно по-разному собираются. Диагональная шина прежде всего боится маневров, как правило ставится на прицепы. Очень часто они выходят из строя как правило из-за того, что сам прицеп не поворачивается. Когда грузовик делает разворот на 90 градусов, задние колеса прицепа стоят на месте. Вот этого движения в сторону диагональная шина боится, потому что ее строение таково, что относительно центра ремни укладываются не под 45 градусов, а под 90 градусов, и соответственно из-за этого ремни боятся боковых ударов и подобных поворотов. Диагональные шины хороши не в основной эксплуатации, а при использовании на прицепах, поскольку они хорошо держат нагрузку, но плохи в маневрах.

- От экспериментов с установкой разных шин на одну ось нужно воздержаться. Шины должны соответствовать техническим характеристикам транспорта. Водитель привык, что давление на рулевых и ведущих шинах одинаковое, но это не всегда так. На подвижном составе с односкатной установкой не допускается следующая комбинация шин: на рулевых – радиальные шины, на ведущих – диагональные. Плюс надо учитывать разницу по управляемости. Радиальные шины имеют одни показатели сопротивления качению, управляемости, площади пятна контакта, а диагональные шины – другие. Все это снижает безопасность эксплуатации. В случае с транспортом, который имеет сдвоенную заднюю установку шин, это в принципе допускается. Допустимо, но все равно надо учитывать, что шины будут иметь разный срок службы, а это значит, что водителю надо будет тратить время на простой в сервисе при замене еще одного комплекта задних шин. Поэтому мы не рекомендуем использовать диагональные шины в такой комбинации, – считает Сергей Бирюков.

- Прежде всего, сам автопроизводитель четко регламентирует в специальных справочниках, какими именно типами шин следует пользоваться. Этим рекомендации и надо соблюдать. Устанавливать на одну ось разные типы шин, а также шины различных производителей никогда не рекомендуется, потому что их характеристики сильно отличаются и лучше монтировать на один автомобиль один тип шин. Если когда-нибудь автомобиль попадет в аварию из-за того, что полутора метров тормозного пути было недостаточно или водитель не справился с управлением, кто будет в этом виноват? В такие моменты и возникнет запоздалая мысль о мнимой экономии на шинах, которая приводит к порче автомобиля, груза, трате драгоценного времени, а ведь эти расходы намного более серьезны чем затраты на качественные шины. Люди идут на такие эксперименты ради экономии – а потом придется намного серьезнее потратиться, возмещая убытки, – считает специалист по работе с клиентами компании «Континентал Тайрс РУС» Микаэль Цикфельд.

 

Постоянный контроль – гарантия безопасности

Что может быть естественнее для опытного водителя, чем внешняя инспекция состояния шин перед каждой поездкой в рейс? Также естественно во время остановок и перекуров проверять шины и удалять камни из блоков и дорожек протектора. Ведь попадая в дорожки протектора камни сверлят резину между его канавок, прорезают подканавочный слой, и внедряются в протектор до брейкерного слоя, что ведет к попаданию туда влаги и дальнейшей коррозии. Поэтому на грузовых шинах разрешена эксплуатация протекторов глубиной не менее 1 мм. Впрочем, эксперты рекомендуют снимать с эксплуатации шины с глубиной протектора 5 мм, для того чтобы шина могла еще сохранить в хорошем состоянии брейкерный слой, и сохранить способность к последующему восстановлению, то есть «наварке».

- Главным образом водитель должен следить за глубиной протектора и давлением шины. Важен регулярный контроль. Что может быть при первом снеге из-за недостаточной высоты протектора? Я регулярно наблюдаю зимой на МКАД фуры, которые стоят и просто не могут дальше двигаться, так как им не хватает сцепления с дорогой, вследствие чего передача сил производится недостаточно, грузовик скользит, его сносит с полотна дороги, и он вынужден останавливаться. Во-первых, такой автомобиль никуда не успеет, во-вторых, перекроет движение. Все это приносит дополнительные затраты, – делится мнением Микаэль Цикфельд.

- Необходимо проверять остаточную глубину протектора по нескольким дорожкам шины, чтобы своевременно выявлять любые проблемы с неравномерным износом. Нет какой-то определенной схемы перестановки, которая подходила бы для всех пользователей. У каждого перевозчика свои условия – кто-то ездит по узким дорогам, кто-то по широким, кто-то делает больше правых поворотов, а кто-то левых и потому схемы перестановок у всех разные. Если вы нашли неравномерный износ, можно уравновесить его, продлить жизнь шине, развернув ее на ободе или переставив шину с одной позиции на другую. Периодически это нужно делать», – уверен представитель компании Michelin.

- Что касается боковин шины, то это применимо в основном для муниципальной автобусной техники, потому что у них есть износ по боковине как таковой. Там стоит индикатор износа, по которому можно определить его степень. То же относится и к смешанному и карьерному применению, где очень часты порезы боковины именно из-за того, что может быть очень много повреждающих факторов (на стройке – арматура, в карьере – острые углы оставшейся после взрыва породы). И если боковина порвана, то только в очень редких случаях ее можно починить. Соответственно нужно смотреть за любыми оголениями каркаса и брейкерных слоев, потому что попадание туда влаги вызывает коррозию металлического корда, который начинает расплетаться и рваться. Вследствие этого может начать распадаться каркас, что чревато последствиями, – поясняет Денис Давыдов.

В одной старой песне шоферу рекомендовалось крепче держаться «за баранку». Но как раньше, так и теперь, помимо навыков управления, одним из ключевых требований к водителю является внимательность и строгое следование требованиям производителей. Контролируя процессы износа шин, и зная их причины, можно не только увеличить срок их службы, но и подстраховать себя от неприятных сюрпризов на дороге.