Каталог грузовых шин

Зимние шины: особенности национальной эксплуатации

Вадим ПОПОВ

 

Когда зима начинает оказывать влияние на транспортные перевозки, закономерно, что перевозчики хотят сохранить должный уровень безопасности и надежности своей работы, должным образом принимая во внимание дорожные и погодные условия. Не секрет, что динамика летней и зимней резины совершенна разная. Зимние шины специально разработаны таким образом, чтобы обеспечивать  большую тягу на скользкой дороге. О том, какие особенности зимних шин и каким образом должен учитывать перевозчик, чтобы они прослужили максимально долго, мы поговорим в этой статье. 


По сезону и шины

Глубина протектора на зимних шинах значительно больше, чем на летних, что позволяет получить большую тягу на снегу. Эти шины изготавливаются из более мягкой резины, которая сохраняет гибкость даже при низких температурах. Отдельная линейка таких шин есть практически у каждого производителя, они применяются для зимнего сезона, для совсем уж суровых условий, например в Норвегии или в нашей Сибири.

 

Но, прежде всего, для дальних перевозок по России существуют шины, которые можно использовать круглогодично. С грузовыми шинами для зимнего сезона проблема решается достаточно просто – у ряда производителей существуют шины для ведущей оси, которые можно позиционировать как зимние, они круглогодичные, и позволяют при этом получать хорошие сцепные свойства зимой на протяжении всей жизни шины. Это всесезонные, или как их называют иначе, шины для сложных климатических условий. Специфика дальнорейсовых перевозок по России заключается в том, что перевозчику нередко приходится ехать из Сургута в Краснодар, фактически пересекая три климатических зоны. И если в Краснодаре будут цвести яблони, то на Урале явно будут проблемы, поскольку в Сургуте будет совершенно другая погода.

 

У дилеров существуют отдельные линейки шин, которые позиционируются как предназначенные для условий эксплуатации, связанных с постоянным гололедом. Но нельзя сказать, что объем реализации и использования таких шин очень велик. Как правило, речь идет о перевозчиках, которые ездят из Санкт-Петербурга по зимнему побережью в Норвегию, где толщина наледи может составлять несколько сантиметров. В подобных условиях применяются и цепи, и специальные шины, которые не используются круглогодично, потому что на асфальте они сотрутся за короткий промежуток времени. Поэтому здесь не стоит говорить о массовом применении, это единичные случаи.

 

Безусловно, существуют специальные модели для зимнего применения, но большой популярностью в России они не пользуются. Это происходит в силу субъективности мнения, когда потребители проводят аналогию с легковыми шинами, когда комплект зимних шин по окончанию зимы меняют на летние.

 

Но на самом деле это не совсем верный подход. Зимние шины пригодны к эксплуатации также и в летний период. Просто структура резиновой смеси протекторов и рисунков протекторов такова, что они гораздо более эффективны в зимний период, нежели шины других моделей.

 

 - В ряде европейских стран, в зимний период действуют требования, в связи с которыми грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонн в зимний период должны быть укомплектованы зимними шинами с маркировкой «M+S» на ведущей оси. Допускается применение всесезонных шин, которые также отвечают требованиям директивы 92/23/EEC и имеют символом «M+S» и остаточную глубину протектора не менее 4 мм. Нанесение маркировки «М+S» на всесезонные грузовые шины определяется главным образом значением негативной доли протектора. Зимние грузовые шины, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой, имеют дополнительно маркировку «SNOW» или знак в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее. Исходя из условий эксплуатации перевозчик сам определяет необходимость применения зимних грузовых шин с повышенными сцепными свойствами, – говорит старший менеджер департамента технической поддержки компании «Бриджстоун СНГ» Серей Бирюков.

 

- Обычно опытные специалисты покупают перед зимним сезоном новые летние грузовые шины. На них высокий протектор, и они будут хорошо справляться с зимними условиями. При этом шины не нужно менять при наступлении лета, и они обеспечивают хорошую топливную экономичность. Минусы такой эксплуатации шин в том, что очень сложно менять шины к следующей зиме, ведь за зиму, весну, лето и осень они еще не исчерпали полностью свой ресурс и тут перед водителем встает сложный выбор. Ему либо придется ездить на шинах с небольшим протектором зимой и подвергать себя и груз опасности, либо менять шины перед зимой на новые и нести дополнительные затраты. Компания Continenal рекомендует  зимой менять шины. На первый взгляд это увеличит эксплуатационные затраты, но в перспективе снизит риски и повысит качество перевозок, – рассказывает специалист отдела клиентской поддержки компании «Континентал Тайрс РУС» Михаэль Цикфельт.

 

Некоторые производители выпускают шины второго поколения, в которых используется технологии 3D-ламелей. Ламели - это небольшие прорези, внутри имеют структуру 3D, то есть функционируют по принципу вложенных одну в другую ячеек для яиц. Когда они работают в вертикальном направлении и их невозможно сдвинуть друг относительно друга, то получается, что блок шины действует как единое целое. Как только машина начинает буксовать или интенсивно тормозить, то есть появляется продольная нагрузка, эти ламели раздвигаются между собой и, по сути, количество ребер зацепления шины практически увеличивается вдвое.

 


 

Эта технология позволяет шине вести себя на мокром, заснеженном, ледяном покрытии очень уверенно и в то же время не терять в сцепных характеристик при летней эксплуатации. Такие шины позволяют в несколько раз увеличить сцепление шин с дорогой, вне зависимости от покрытия. Они используются на российском рынке и даже те, водители которые вынуждены по своим маршрутам преодолевать горы, ездить за Урал, словом, эксплуатировать их в непростых условиях, отзываются о них весьма положительно.

 

Зачем шине шипы?

Шипованные шины имеют ограниченное применение в определенных условиях эксплуатации. Большинство современных производителей не делает больших приоритетов в пользу шипов. Тем не менее, сказать, что эта технология не применяется совсем, будет неверно.

 

Если шина имеет возможность шиповки, то это изначально заложено в ее конструкцию. Шина может быть одной и той же модели, но в двух вариантах исполнения: ошипованная и неошипованная. На шине, для которой предусмотрена ошиповка, стоят определенные метки – точки на протекторе. Сам по себе процесс достаточно прост и не относится к высокотехнологичным. В протекторе просверливается отверстие определенной глубины, при этом у каждой шины есть своя рекомендованная глубина просверливания. Затем в отверстие с помощью специального оборудования вставляется шип. При этом шипы могут варьироваться по форме, высоте, диаметру.

 

Круглогодичные шины для сложных условий вообще не предназначены для шипования, потому что их структура такова, что они очень сильно ламелизированы. Что касается шин других сегментов, то для некоторых шин, если это необходимо и продиктовано условиями, производители предоставляют схемы шипования. Чаще всего это шины для бездорожья или для стройки (для комбинированных условий). Но в целом условия эксплуатации таковы, что шипование может понадобиться нечасто. Поэтому ряд производителей склоняется к мнению, что для дорожных перевозок шипы в целом не нужны.

 

- Не то чтобы на зимние шины был массовый спрос, но в регионах, где постоянно заснеженные дороги, ближе к Северу, они пользуются популярностью. Причем для шин для рулевых осей наших моделей существует возможность ошиповки. То есть изначально шина неошипованная, но у нее на протекторе стоят метки, где при желании можно шину ошиповать. Но я, по крайней мере, не встречал такой практики, чтобы шины ошиповывали. Может, так где-то и поступают, но, на мой взгляд, это нонсенс. Это связано с тем, что шину по окончании зимы можно эксплуатировать и летом, иначе говоря – круглогодично. Очевидно, что летом ошипованную шину придется снимать и устанавливать другую. Грузовые шины достаточно дороги и поэтому перевозчики предпочитают этого не делать. Потому что достаточно затратно держать два комплекта шин – отдельно для зимы и отдельно для лета, – говорит специалист по грузовым шинам компании «Гудиер Раша» Александр Мерешко.

 

- Шипованная грузовая резина - большая редкость в России. Такие шины в основном используются в странах Скандинавии на автобусах и транспорте с особо ценными грузами. Шипованные шины утяжеляют конструкцию шины, что увеличивает расход топлива, а также они небезопасны для едущих сзади автомобилей, – объясняет Михаэль Цикфельт.

 

- В европейских странах эксплуатация зимних шипованных шин для грузовых автомобилей запрещена. Как правило, ведущие шинные компании не производят подобных шин, так как высокое удельное давление шипа на дорожное покрытие приводит к разрушению дорог. Для прохождения тяжелых участков рекомендуется использовать цепи противоскольжения, – рассказывает Серей Бирюков.

 

Устанавливаем и обкатываем

Очевидно, что установка зимних шин должна производиться профессионалами на сертифицированном оборудовании. На стадии, когда шина новая, ее зимние характеристики наиболее эффективны, поэтому наилучшим вариантом будет смонтировать шину перед зимним сезоном.

 

Если говорить о транспортном средстве с колесной формулой 4х2, или даже 6х2, то на задних осях транспортного средства должны стоять шины с лучшими сцепными свойствами, чем на передних, для того, чтобы не произошло сноса задней оси, что гораздо хуже, чем снос передней оси с точки зрения вождения в дорожных условиях. Но это правило, которое все-таки более важно для легкового транспорта, там водители любят на ведущую ось переднеприводной машины устанавливать более «зубастые» шины, поэтому большинство неприятных сюрпризов на дороге случаются из-за того, что у машины происходит снос задней оси.

 

Профессионалы рекомендуют в первую очередь смотреть на характеристики самой шины. Если шина удовлетворяет потребителя со всех своих сторон и в первую очередь по безопасности, то ему просто-напросто нужно рекомендовать по возможности перед зимним сезоном обновить шины, в случае износа установленного комплекта. Если шина имеет достаточно большой износ, больше двух третей, то тогда имеет смысл просто сменить шины на новые. А уж выбор конкретной модели целиком зависит от субъективных предпочтений перевозчика.

 

В остальном же, правила установки зимних шин не выходят за рамки здравого смысла. Надо ли говорить, что следует использовать диски только соответствующие типу и размеру шин? Разумеется, перед установкой шин следует проверить отсутствие на колесах серьезных повреждений, например трещин. Также необходимо в обязательном порядке удалить металлические предметы, стекло, камни или другие посторонние частицы, застрявшие в шинах. На все диски должны быть установлены шины одинакового типа (ошипованные или без шипов). Установка шин разных типов закономерно ухудшает стабильность рулевого управления. И, конечно, перед установкой обода следует отдельно проверить, нет ли внутри шин посторонних предметов.

 

У любой шины через несколько сотен километров верхний слой немного перерабатывается, и сама шина проходит некоторую обкатку. Другое дело – ошипованные зимние шины, для которых есть правила, которые диктуются производителями не только шин, но и шипов. Кстати говоря, те шипы, которые производители шин рекомендуют устанавливать на зимние шины, как правило, производятся небольшими сторонними компаниями.

 

Но четкой схемы подобной обкатки нет, потому что транспортные средства, о которых мы говорим, подразумевая грузовую технику, совершенно разные по тоннажу, скоростным характеристикам и колесным формулам. В любом случае первые несколько сотен километров необходима аккуратная обкатка на небольших скоростях. Только после такой обкатки каждый шип правильно располагается в гнезде. Профессионалы считают, что для раскрытия потенциала шиповки необходима обкатка шин не менее 500 километров. При обкатке ошипованной резины первое время нужно ездить аккуратно, без пробуксовки, юза и резких поворотов, чтобы в результате каждый шип мог сесть на положенную глубину. А, скажем, при торможении юзом при такой нагрузке шип, торчащий больше нормы, просто вырвет из покрышки. При парковке не следует крутить руль на неподвижной машине, необходимо хоть немного двигаться вперед или назад, в противном случае такой маневр будет губителен для шипов. Кроме того, не следует проводить обкатку шин за один раз, необходимо дать резине отдохнуть и шипам устояться.

 

Давление и хранение

Вопрос о поддержании правильного давления в шине порождает немало заблуждений. На этот счет существует множество разных мнений, и за точным ответом мы обратились к профессионалам.

 

- Что касается давления, то хочу отметить, что в зимний период шину хорошо накачивать в теплом помещении – в боксе или шиномонтаже. Поскольку если ее накачивать на улице, то соответственно давление должно быть несколько ниже, чем в теплом помещении. Опять же сложно сказать, насколько оно должно быть ниже, поскольку температура воздуха за бортом сегодня может быть 5 градусов ниже нуля, а завтра – минус 20, и все зависит от того, при какой именно температуре вы накачали шину. Поэтому советую изначально накачивать шину в теплом помещении до рекомендованного давления в зависимости от размера и нагрузки на оси. Потом надо сделать проверку: выкатить шину на улицу, чтобы она постояла на морозе, замерить давление, чтобы если в дороге придется подкачивать шину или менять, знать точно, какое давление надо накачать на холодную шину. Следует понимать, что во время движения шина нагревается достаточно сильно и быстро, и это не зависит от того зима на дворе или лето - шина в любом случае нагревается, соответственно внутреннее давление увеличивается, и оно должно быть рабочим, рекомендованным давлением при той эксплуатации, которая есть на данном тягаче, прицепе или полуприцепе. Давление должно соответствовать рекомендованному производителем при определенной нагрузке на ось. Нагрузку на свою ось все перевозчики знают, поскольку все они проезжают весовые платформы. Давление в шине в любом случае регулируется на «холодную» шину. То есть, давление в «холодной» шине, не на морозе, а в боксе при комнатной температуре, должно быть соответствующим рекомендованному производителем. Если машина только что вернулась из поездки и у нее сразу замерить давление в шинах, то оно будет выше рекомендованного примерно на 10 процентов. Когда шина остынет до нормальной температуры, давление вернется в пределы рекомендованной нормы. Это учитывается, почему, собственно говоря, для разных размеров шин и при разных нагрузках на ось и рекомендуют разное давление: для того чтобы после того как шина нагреется, в ней было как раз то самое необходимое рабочее давление, – рассказывает Александр Мерешко.

 

- Не меняйте давление в шине сразу после поездки, дайте ей остыть – это правило обязательно для соблюдения в любое время года. Рабочее давление в шине разное для определенных условий эксплуатации. Мы знаем, каким оно должно быть на «холодной» шине, и даем соответствующую рекомендацию. Поэтому и зимой и летом надо дать колесу остыть. Зимой можно замерять давление уже через 2-3 часа. Летом это более длительный период, потому что остывание происходит медленнее. Еще важное правило – если после поездки водитель замерил давление и увидел, что оно повышенное, то ни в коем случае нельзя его снижать. Важно помнить, что сразу после поездки колесо будет нагретое и давление закономерно будет больше. Регулировать давление можно исключительно на «холодном» колесе, через некоторое время после поездки, – считает менеджер по продукту в сегменте грузовых шин компании Michelin в России и СНГ Михаил Харсеев.

 

Единственный момент, когда можно замерять давление на «горячей» шине, это давление шин ведущей оси, где четыре колеса работают вместе. Тут важно не только значение давления в конкретной шине, важно наличие одинакового давления во всех четырех колесах.

 

В целом же очевидно, что внутреннее давление воздуха в шинах должно соответствовать нагрузке вне зависимости от сезона эксплуатации. И естественно проверять давление в шине нужно как можно чаще, хотя бы раз в 2 недели.

 

Специфических особенностей для хранения зимних шин нет. Накачанные шины на колесах рекомендуется хранить в горизонтальных стопках, не более чем по пять штук. Если же они сняты с колесных дисков – то их надо хранить вертикально, периодически проворачивая их, немного изменяя их позицию. Очевидно, что хранить шины можно не только у перевозчика, но и на складе у кого-то из дилеров или на шиномонтаже. Если шина хранится в холодном помещении, то желательно перед монтажом на диск дать ей какое-то время полежать в боксе, чтобы она отогрелась, чтобы избежать температурной деформации при монтаже на диск. И, разумеется, при хранении шин следует избегать мест, подверженных воздействию прямых солнечных лучей, атмосферных осадков и влаги, источников тепла, а также мест возле электроприборов, генерирующих электрические искры или озон таких, как генератор мощности, электродвигатель и т.п.

 

Бережем шины и пальцы

Отдельное внимание зимой водитель должен уделять безопасности – как на дороге, так и при непосредственно при уходе за шинами.

 

- Мы не рекомендуем нашим техническим представителям замерять давление в шинах при температуре 17 - 20 градусов ниже нуля. Это надо делать крайне осторожно, потому что при откручивании колпачка вентиля, в случае, если золотник неисправен, выходящий под высоким давлением  воздух способен обморозить пальцы. Удар по пальцу сжатым воздухом при минусовых температурах может повлечь за собой обморожение. Кроме того, если влажность воздуха высокая, то при выходе воздуха через вентиль, может случиться так, что тонкая пружинка, которая является конструктивной частью ниппеля, обледенеет из-за слишком влажного воздуха и, соответственно, клапан вентиля не будет работать корректно и будет пропускать воздух, – рассказывает Михаил Харсеев.

 

Отдельной особенностью применения шин в зимний период является применение цепей. На грузовые машины цепи одевают только при необходимости, когда машине нужно добраться в настолько труднодоступный район, куда никак невозможно проехать без цепей. Цепи практически выполняют роль тракторных гусениц. В таких  местах, как правило, используют другую технику, не те магистральные тягачи, которые мы видим на дорогах, а полноприводные тягачи или самосвалы. По мнению специалистов, если брать перевозчиков, которые ездят по нашей стране и Европе, вряд ли даже 10 процентов из них имеют при себе цепи. Этим приспособлением чаще всего пользуются  только те, кто уже сталкивался с этой проблемой, проезжая трудные участки, скажем перевалы, чтобы, преодолев препятствие, снять цепи. Профессионалы называют применение цепей такой же вынужденной мерой, как, например, применение лебедки.

 

И, наконец, садясь за руль зимой, следует помнить ряд простых и очевидных правил.

 

Не стоит использовать поврежденные шины, например, с глубокими порезами или с трещинами, поскольку они утратили свою первоначальную прочность и могут разорваться. Следует избегать резких или быстрых маневров, резких поворотов и торможения, на дорогах, покрытых снегом или льдом. Рекомендуется избегать внезапного трогания с места и трогаться медленно, так, чтобы шины не пробуксовывали. На педаль тормоза рекомендуется жать заранее, плавно, а не за один прием. Так же плавно надо поворачивать колесо рулевого управления. Следует эффективно использовать торможение двигателем, чтобы избежать резкого торможения. И, наконец, не стоит забывать о необходимости держать дистанцию между вашим и впереди идущим автомобилем, особенно при езде по мокрым, снежным или ледяным дорогам.