Цены на топливо

ДТ: цены озверели

    Андрей МАКАРОВ

 

Вряд ли можно назвать продажу в России топлива топливным рынком. Просто недра, которые ранее были государственными, теперь оказались в руках нескольких частных компаний, возникших в результате т.н. приватизации на руинах советской нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Сверхприбыли они получают от экспорта нефти, а продажа топлива в России для них – тяжкая обуза. На российский рынок российские же вертикально интегрированные монополии обращают внимание лишь тогда, когда на мировом рынке падают цены. С монополией ВИНКов пытается бороться Федеральная антимонопольная служба, но эффект от этой борьбы пока, увы, минимален. Даже те миллиардные штрафы, которые служба пытается «содрать» с монополистов через суды, вряд ли умерят их аппетит. По данным ФАС, с октября 2010 года по конец января 2011 года рост цен на дизтопливо в России составил 53 %. И это – в стране, которая сама добывает и перерабатывает нефть!

 

         В конце декабря прошлого года ФАС России направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста. Где-там! В январе рост цен продолжился.

 

          Участники т. н. российского топливного рынка с нетерпением ждали приближения весны. Обычно ближе к посевной российское правительство встречается с нефтяниками, они ведут трудные переговоры, и в итоге нефтяники проявляют вынужденный патриотизм – обещают заморозить цены (причем, на пике зимних цен).

 

         В нынешнем году сценарий развития событий изменился. Вместо переговоров и уговоров в адрес нефтяных монополий последовал резкий окрик со стороны правительства. На заседании по итогам работы топливно-энергетического комплекса  в 2010 году премьер-министр России Владимир Путин потребовал от Федеральной антимонопольной службы навести порядок на топливном рынке и проводить расследования по любым фактам завышения цен на топливо.

 

         Более того: российский премьер подсказал антимонопольщикам и конкретные адреса – за кого стоит взяться в первую очередь: он посетовал на то, что нефтяные компании "Газпром нефть" и ТНК-ВР не соизволили отреагировать на пожелание правительства снизить цены на топливо. В противовес он положительно отозвался о "Сургутнефтегазе", "Роснефти" и "Лукойле", которые откликнулись на рекомендации властей – надо полагать, за них антимонопольщики возьмутся во вторую очередь, да и то - если те не будут беспредельничать на рынке.

 

         Однако похвала премьер-министра не стала индульгенцией. В тот же день руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что ФАС готова предъявить претензии нефтяным компаниям, причастным к созданию искусственного дефицита на авиакеросин и дизельное топливо в IV квартале 2010 года:

 

         - Никогда не было такого, чтобы эти виды топлива стоили больше, чем 92 или 95 марки бензина во многих регионах России.

 

         В тот же день, 9 февраля 2011 года, Федеральная антимонопольная служба России приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний – ОАО «Газпром Нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

         Антимонопольщики усмотрели в действиях ВИНКов установление и поддержание монопольно высоких цен. По мнению ФАС, это было сделано при помощи изъятия товара из обращения, результатом которого явился рост цен. Не менее серьезное нарушение нефтяников служба видит в том, что при поставках топлива «своим» и сторонним компаниям они создали дискриминационные условия.

 

Судя по всему, ФАС России намерена серьезно взяться и за нефтяные биржи: на заседании по итогам работы топливно-энергетического комплекса  в 2010 году премьер-министр России В. Путин рекомендовал Минэнерго и ФАС создать биржевой комитет для мониторинга цен на рынке нефтепродуктов. Комитет должен заняться системным мониторингом ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

 

По мнению антимонопольщиков, сегодня на нефтяных биржах налицо недостаточный объем предложения (откуда будет изобилие, если хочется как можно больше и быстрее топлива сплавить на экспорт?), отсутствие анонимности торгов, нерегулярность продаж, совершение крупных адресных сделок, которые не позволяют получить рыночных котировок по нефтепродуктам.

 

Российским автомобилистам остается ждать: сумеют ли российские топливные монополисты услышать смысл недвусмысленного окрика премьер-министра? Автоперевозчиков, да и всех автомобилистов интересует в этой ситуации не то, на какие суммы будут штрафованы ВИНКи, а как это скажется на цене топлива на АЗС.

 

Между тем, лавинообразный рост цен на топливо сказался и на экономическом положении российских транспортных компаний (которые, в отличие от ВИНКов, экспортируют не сырье, а транспортные услуги в чистом виде). Transler.ru обратился к некоторым российским экспедиторам и перевозчикам с вопросом:

 

- За несколько месяцев розничные цены на дизтопливо в России выросли почти на 50 %, причем процесс продолжается. Ставки фрахтов не торопятся догнать возросший уровень затрат перевозчиков. Каким образом российские перевозчики могут минимизировать потери - изменение маршрутов, схем доставки, что-то еще?


Олег Гребенько, генеральный директор субхолдинга Asstra Transport:


- Российских перевозчиков сложно удивить ростом цен на топливо, так как данное повышение уже не первое за последние годы. Поэтому очень многие инструменты минимизации затрат уже давно на вооружении.

 

В первую очередь, речь идет о контроле над рациональностью заправок водителями. Т.е. водители (или служба эксплуатации) выбирают более дешевые АЗС или получают дополнительные скидки за счет увеличения объема потребления у определенного оператора. Кроме того, учитывается и используется разница цен в разных регионах страны (к примеру, всем известно, что цена в Москве выше, чем в области, цена на трассе выше, чем в нескольких километрах от нее). Безусловно, необходимо уделить внимание регулировке и исправности топливной аппаратуры.

 

Следующий метод - недопущение холостой работы двигателя (прогрев осуществляется благодаря автономному обогревателю).

 

Более радикальная мера - приобретение новых экономичных машин (к примеру, AsstrA отдает предпочтение автотранспорту концерна Scania CV AB).

 

Еще одна возможность - просчитывать комбинированные схемы, т.е. включать в схему поставки железнодорожный и/или водный транспорт. За счет использования преимуществ каждого отдельного вида транспорта такая схема может быть оптимальной.

 

Кроме того, для некоторых компаний (в частности для международного холдинга AsstrA) очень важен и экологический аспект, поэтому задача минимизации выброса вредных веществ в атмосферу (вследствие рационального использования горючего) является очень важной вне зависимости от текущей стоимости топлива.

 

Елена Лукина, начальник отдела международной логистики компании «Транссертико»


- Использование альтернативных видов транспорта, изменение маршрутов, схем не всегда снижает стоимость грузоперевозок. Часто это зависит от груза, маршрута, требований по срокам и т.д. Рынок ждет снижения цены дизтоплива, возможно именно поэтому ставки фрахта не торопятся догнать возросший уровень затрат перевозчиков. В 2011 ждем продолжения укрепления экономики, роста рынка международных грузоперевозок.