Цены на топливо

Дизельная перспектива

Прогноз цен на дизтопливо на российском рынке в 2011 году



Бурный рост цен на топливо (прежде всего - дизельное), с которым российские перевозчики столкнулись в три осенних и первый зимний месяцы, вызывает у них небезосновательную тревогу: что будет дальше? Нынешние 25-26 рублей за литр дизтоплива – это лишь разминка нефтяных корпораций России перед 2011 годом, или они просто заранее планомерно подвели цены к уровню будущего года – с учетом транспортного налога и акциза на топливо?


За комментариями и прогнозом на следующий год Transler обратился к одному из ведущих экспертов топливного рынка – генеральному директору компании «Инфорком» Михаилу Никину.


 

 

- Михаил Павлович, к вам регулярно обращаются ведущие автомобильные издания за прогнозом цен на предстоящий период. В начале 2010 года вы прогнозировали в интервью журналу «Автоперевозчик», что в следующий, 2011 год мы будем входить с ценой в 26 рублей за литр дизтоплива. Чем вы объясните нынешний скачок цен на моторное топливо? И - чего ждать дальше?


- Когда я в конце 2009 года беседовал с перевозчиками, большинство из них скептически оценивали перспективы роста розничной цены дизтоплива до 26 рублей за литр: не может быть, ведь еще в начале года розница не превышала 19 рублей за литр на самых дорогих заправках. Тем не менее, я настаивал на том, что в следующий год мы будем входить с ценой ДТ 26 руб./л. И вот сейчас я ехал по трассе – и что же увидел? На заправках «Роснефти» цена 24,90 руб./л., на заправках «ЛУКОЙЛа» – 25,99. А новый год еще не наступил…


К чему готовиться в 2011 г.? Существует одно простое правило: чудес не бывает, и удорожание топлива в годовом исчислении не может быть меньше годовой инфляции. Чуть раньше или чуть позже, привязанное к тем или иным событиям, но в конечном итоге топливо всегда догоняет годовую инфляцию. Поэтому рост розничной цены меньше, чем на 13 % даже не стоит рассматривать. Официальная статистика говорит, что инфляция не превышает 8% в год, но это смех. Они и в ноябре доложили, что топливо подорожало на 0,3%. Но, как говорил Ильич про Герцена, "…страшно далеки они были от народа". Будем считать, что мы начинаем 2011 год с цены 26 руб./л., это означает, что 2012 год мы будем встречать с ценой 29 рублей за литр дизтоплива.


- Но ведь курс рубля к евро и доллару не ушел  далеко от уровня начала 2010 года...


- Мы говорим не о курсе рубля, а об инфляции. Курсы валют не имеют отношения к инфляции, потому что – это общемировой процесс, она есть и в долларовой зоне, и в еврозоне, и в рублевой зоне. Поэтому курс доллара в данном случае не показатель.


Помимо инфляции, один из самых важных факторов в цене топлива – это цены на нефть. В силу особенностей экономики России цена на нефть влияет – причем, влияет напрямую и сиюминутно – на уровень розничных цен на топливо. Просто механизмы этого влияния отличаются от общемировых (опять все те же национальные особенности). Если инфляция может быть отсрочена на полгода и на год, то цены на нефть непосредственно влияют на розницу. Как это происходит? Государство берет пошлину с экспортных контрактов не в процентах, а фиксированную в абсолютных цифрах. К чему это приводит? К тому, что при повышении цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке: фиксированные платежи в бюджет в этой ситуации постоянно отстают от факта, уже не отвечают текущей действительности. В результате продажа нефти на экспорт приносит сверхприбыль, сверхвыгодно гнать нефть и нефтепродукты за рубеж, пользуясь моментом. Пока государство не повысило фиксированные платежи за экспорт тонны нефти или нефтепродуктов. В этот момент на внутреннем рынке России всегда возникает дефицит нефтепродуктов. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) начинают даже свои собственные АЗС снабжать по остаточному принципу – лишь бы хватило. Причем, порой так перестараются, что и на свои заправки не хватает. И судорожно начинают закупать нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Бывают случаи, что и «обсыхают», стоят без топлива... Прежде всего это касается ведущих брендовых компаний, хотя и не только их.


Какие уж тут поставки нефтепродуктов на свободный внутренний оптовый рынок! Тут вообще возникает острый дефицит, и уже стоит вопрос не цены, а наличия – где вообще взять топливо? Лишь бы было… Разумеется, какое-то время розница топчется на месте, хотя опт уже взлетел в литровом исчислении на 2-3 рубля. Но чудес не бывает, и рано или поздно розница догоняет опт.


Именно эту ситуацию вы видим в России нынешней осенью и в декабре: когда мировая цена на нефть пошла вверх, платежи в бюджет остались на прежнем уровне, и их фактическое повышение было отсрочено. Соответственно, это привело, как я и рассказал, к повышению оптовых цен на топливо следующим образом (руб/т):

  Август Ноябрь Декабрь
Евро ДТ 17 700 21 100 25 200
ДТ 17 500 18 900 21 000


(Для тех кто хочет перевести цену за литр ДТ, напомню, надо умножить приведенную цену примерно на 0,83, ну и, конечно, разделить на 1000.)


А  поскольку розница всегда следует за оптом, то и дальнейшее развитие событий совершенно предсказуемо. Правда, тут есть еще один нюанс: розничные цены следуют за оптовыми с некоторым отставанием. Раньше повышение розницы происходило щелчком пальцев, то есть в результате согласованных действий ВИНКов, фактически – по сговору. После вмешательства Федеральной антимонопольной службы год-полтора назад и достаточно серьезных штрафов сейчас оно происходит более завуалированно. Никто не торопится, дают крепко вырасти оптовым ценам. А уж потом – вроде, как и деваться-то некуда…


Как я уже объяснил, оптовые цены повысить очень легко: надо просто побольше нефти и нефтепродуктов гнать за рубеж, поменьше оставлять на внутренний рынок, который полностью зависит от брендовых компаний. Поэтому фактически розничная цена зависит от того, сколько топлива ВИНКи дадут на свободный рынок внутри страны. Или не дадут… Таким образом добиться повышения цены – элементарно.


- Некоторые СМИ и эксперты рынка комментировали ситуацию таким образом, что нынешний рост цен – это такая плавная форма перехода к новым ценам, которые топливщики введут с 1 января. Чтобы не очень резко, не обухом по голове. Этакий переходный период к транспортному налогу и акцизу на топливо… Но если я вас правильно понял, все на самом деле совсем не так: просто сейчас растет одно, а потом вырастет другое…


- Ну конечно! Дополнительная налоговая составляющая не имеет к продавцу никакого отношения: он ее добавил цене, и потом отдал государству.


- Но потребителю от этого не легче, для него она – это еще один плюс к цене.


- Конечно. Именно поэтому, опять же, когда мы говорим о прогнозе цены топлива на конец 2011 года, то имеем в виду, что 29 рублей за литр дизельного топлива – это цена без налоговой составляющей. Это уже совсем другая история… Введение налоговой составляющей может как раз чуть-чуть затормозить процесс роста цен в начале наступающего года. Потому что и так налоги выросли, и вместе с ними цена топлива и так неподъемная, плюс еще цены дополнительно выскочат... Так что это может быть сдерживающим фактором.


- То есть, рост произойдет не резко, а немножко плавнее, но все равно произойдет?


- Да. Возможно, определенная торопливость в повышении цены, которую мы видим сейчас, вызвана как раз тем, что «давайте сейчас по максимуму подгоним, чтобы, когда будут добавлять налог, пусть его добавляют уже к высокой цене»… Чтобы снять с себя ответственность.
- Не наелся – не налижешься…
- Ну почему же? ВИНКи вполне успевают и наесться, и нализаться…


- Итак, ваш прогноз декабрь 2011 года: литр дизельного топлива на АЗС России будет стоить 29 рублей плюс налоги?


- Уточню: не на конец 2011, а на начало 2012 года. Тут есть нюанс – у нас повышения происходят в основном так: начинаются в ноябре, продолжаются в декабре и заканчиваются в январе - когда народ поправит здоровье и протрезвеет, он смотрит на новый ценник новыми глазами.


Конечно, в этой связи для всех опять встанет вопрос о том, что как все-таки экономить на топливе, об эффективном управлении этими затратами. Милости просим в «Инфорком» - мы можем помочь. Мы не заправляем перевозчиков топливом бесплатно, но удешевить его помогаем достаточно эффективно. У нас есть для этого способы, мы везде стараемся сделать справедливую цену, чтобы она была ниже цены столба. И самое главное – мы всегда стремимся сделать для клиента самую лучшую цену там, где у него наибольшая выборка. Потому что порой ему и не надо в Челябинске и Краснодаре, ему надо вот здесь – там, где он стартует, откуда он уходит с полными баками. Вот здесь ему дайте цену на рубль ниже столба – и мы это можем.


Чтобы лучше объяснить это перевозчикам, чтобы повстречаться, посмотреть друг другу в глаза и ответить на вопросы транспортников, найти пути улучшения нашей работы, в год 20-летия «Инфоркома» мы будем много ездить по стране. На 2011 год мы запланировали несколько выездных конференций – презентаций «Инфоркома». Приедем в регион, соберем вас, поговорим о проблемах, ответим на вопросы, попробуем разрешить какие-то сложные коллизии, заодно и по рюмке выпьем (как это у нас всегда и бывает, потому что многие наши клиенты – давно уже наши друзья). На нашем сайте всегда заранее будут опубликованы те регионы, куда мы отправляемся на встречу с перевозчиками. Первая такая встреча запланирована на 6-8 февраля 2011 г в Нижнем Новгороде. Приглашаю всех наших клиентов из ближайших к Нижнему Новгороду регионов. Такие встречи пройдут позже на Урале, в Среднем Поволжье, в Сибири, на юге России. Дату и время опубликуем на нашем сайте.


Приходите! Мы всегда рады общению с перевозчиками.