Цены на топливо

Топливо оплатят… потребители

Доля затрат российских автопредприятий на топливо и ГСМ  выросла с 45 до 70-80%. Будет хуже…

 

Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы традиционно являются ключевой статьей расхода автотранспортных предприятий. Если недавно топливная составляющая в расходах перевозчиков достигала в среднем около 45%, то в 2010 году доля таких затрат в отдельных автохозяйствах выросла до 70-80%. Издержки вызваны резким и необоснованным ростом розничных цен на моторное топливо. Это повлекло за собой замораживание размера заработной платы, задержки ее выплаты, а также ухудшение социальной защищенности персонала и сокращение рабочих мест.


Аналитики подсчитали: в течение последних пяти лет цены на дизельное топливо и бензин выросли в среднем чуть более чем в 1,5 раза. За тот же период потребительские цены на товары и услуги в России выросли в 1,6 раза, т.е. вполне сопоставимо. Однако за 10 месяцев 2010 г. отпускная цена дизтоплива на АЗС выросла на 4,9%, а бензина – в среднем на 4,2%, что ниже динамики роста потребительских цен на товары и услуги в РФ. И это вызывает вполне обоснованные опасения: того и гляди – цены начнут очередное «восхождение».


С начала 2010 г. производители повысили отпускную стоимость дизтоплива на 16,4%, а бензина – на 20,9%. Ожидаемое включение акциза в стоимость автомобильного горючего вновь подтолкнет продавцов к переписыванию ценников на более «кусачие». Эксперты видят проблему в том, что механизм ценообразования на сырую нефть и продукты нефтепереработки (которыми являются ДТ и бензин) до сих пор законодательно не определен. Как и много лет назад, цены на топливо привязаны к конъюнктуре международного рынка и не учитывают в полной мере интересы и возможности российских потребителей. А раз так, то возможное повышение стоимости ДТ и бензина вновь оплатят перевозчики.