Цены на топливо

Цены на ДТ испугались

   Андрей МАКАРОВ

Для того, чтобы ситуация на российском топливном рынке пришла в более-менее корректное состояние, оказалось достаточно жесткого окрика премьер-министра страны Владимира Путина.


Аналитики рынка уже отмечают, что цены (прежде всего на дизельное топливо) по «убедительной просьбе» главы правительства вернулись на уровень ноября 2010 года. А если не учитывать в расчетах акциз, то уровень цен можно считать соответствующим октябрю 2010 года.


    То, что происходило и происходит на российском топливном рынке, на самом деле не имеет никакого отношения к механизмам рынка или даже регулируемого рынка. Первая часть этой топливной битвы – это скорее олигархический базар (российским нефтяным рынком безраздельно владеют всего несколько вертикально интегрированных нефтяных компаний, так что политика их не бывает несогласованной, а на мировом рынке за нефтепродукты приносят сверхприбыли. Результат – за полгода розничные цены на моторное топливо в России взлетели практически на 50 %).


    Можно ли считать, что розничные цены на топливо на российском рынке стабилизировались? Федеральная антимонопольная служба (ФАС)


снижение цен на дизельное топливо нефтекомпаниями РФ считает недостаточным. В службе полагают, что причина завышенных цен - искусственный дефицит, созданный основными производителями нефтепродуктов.


ФАС России в 2008 - 2009гг. рассмотрела две волны по четыре дела в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО ««Лукойл»», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. За завышение цен «Лукойл», ТНК-ВР, «Роснефть» и «Газпром нефть» получили первые оборотные штрафы в отрасли: по 1,1 – 1,5 млрд рублей с каждой компании за 2008 г. и по 4,2 – 6,5 млрд рублей (в тройном размере за рецидив) — за 2009 г.


Глава ФАС сегодня озабочен: он надеялся, что для российских нефтяных монополий будет достаточно двух достаточно жестких волн дел против этих компаний. В общей сложности в результате проигрыша в судах антимонопольщикам ВИНКи понесли немалые потери в виде взыскания в федеральный бюджет гигантских штрафов.


- Этого оказалось недостаточно, - говорит Игорь Артемьев. - Нефтяные компании совершенно неожиданно накануне 2011 года совершенно немотивированно повысили цены, например, на дизельное топливо.


    Надолго ли хватит административного заряда для сохранения нынешнего уровня цен? Прежде всего, стоит отметить, что в результате жесткого административного снижения цен пострадали не вертикально интегрированные компании, а независимые топливные операторы:  у ВИНКов «жировой прослойки» хватит не на одну такую встряску, а независимые операторы покупали топливо у них же по высоким оптовым ценам, а продавать вынуждены были по низким, в убыток себе. В отличие от брендовых компаний, у мелких операторов ресурсов для этого нет. В результате кто-то начал продавать, а кто-то уже продал свой бизнес. Кому? Да все тем же ВИНКам. То есть, фактически их позиции на рынке опять усилились (выросли не просто позиции, а беспредельная степень монополизации рынка)


    Генеральный директор топливной компании «Инфорком», например, считает, что рост цен на топливо не может быть ниже роста инфляции. Если судить по этому показателю, то сегодня розничные цены прежде всего на ДТ ниже того уровня, на котором им надлежит быть: в 2010 году инфляция в России составила 8,8 %, а рост цен на моторное топливо (с учетом нынешнего «отступления цен») - всего 6,5 %. Даже если принять показатель инфляции за истину (хотя в ней легко усомниться, переступив порог любого российского магазина – хоть продовольственного, хоть промтоварного), в ближайшее время на эти 2,3 % не мытьем, так катаньем цены на топливо все равно поднимутся. А чуть позже, когда внимание правительства и ФАС переключится на другие проблемы, цены на топливо компенсируют и разницу с реальной, а не официальной инфляцией.


Кроме инфляции, считает Михаил Никин, на уровень цен на топливо в России существенно влияют мировые цены на нефть. Происходит это так. Государство взимает с экспортных контрактов фиксированную пошлину. В результате при росте цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, фиксированные платежи в бюджет постоянно отстают от реальных цен. В результате продажа нефти на экспорт приносит сверхприбыль, сверхвыгодно гнать нефть и нефтепродукты за рубеж, пока государство не спохватилось.
Глава ФАС пока что удовлетворен ситуацией:

 

- В целом уже есть снижение порядка 2 рублей на дизельное топливо.
Когда же цены на топливо станут предсказуемыми и относительно стабильными, не очень зависимыми от желания нефтяников вывезти из страны все, ни от вмешательства власти?


На заседании Совета Федерации РФ в прошлом году глава ФАС Игорь Артемьев отметил, что нефтяники только начинают нехотя выходить на биржу. В прошлом году они продали через биржу примерно 2 % от произведенных нефтепродуктов в России, с первого квартала — около 8 %. Минимум же, необходимый для того, чтобы в России формировалась и поддерживалась относительно объективная цена на моторное топливо, по мнению российских антимонопольщиков, - 10–15 %. Увы, этого пока не произошло. Наверное, и тут придется ждать окрика из Белого дома и Кремля…