Цены на топливо

Цены на топливо: как умерить аппетиты монополистов?

Сумасшедший рост цен на топливо, с которым столкнулись российские транспортники в 2010-2011 годах, заставил власти страны попытаться системно переоценить ситуацию, которая складывается в ценообразовании моторного топлива на внутреннем рынке.


    На заседании «круглого стола» в Госдуме замминистра энергетики РФ Юрий Сентюрин отметил, что по итогам 2010 года доля биржевых продаж в общем объеме нефтепродуктов в России составила всего 10 %. С одной стороны, по мнению замминистра, это уже некоторый шаг вперед, поскольку такой объем биржевых торгов позволяет принять цены, формируемые в ходе биржевых торгов за основу репрезентативного индикатора внутреннего рынка нефтепродуктов.


С другой, этот объем крайне недостаточен, что и подтвердила ситуация, которая сложилась на рынке в октябре 2010 – январе 2011 гг. Юрий Сентюрин подчеркнул, что «развитие нефтяной отрасли должно основываться на балансе между интересами потребителей и производителей, и прежде всего такой баланс должен быть в вопросах ценообразования на нефть и нефтепродукты». Увы, сегодня интересы производителей стоят на первом, втором и третьем местах. Интересы же потребителей – дело самих потребителей.


Юрий Сентюрин рассказал депутатам о комплексе мер, в котором планирует принять участие Минэнерго России, дабы стабилизировать ценовую ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. В качестве меры №1 он назвал доведение объемов биржевой торговли нефтепродуктами с 10 % в 2010 году до 15-17 % от общего объема внутреннего потребления. В перечне мер по оздоровлению ситуации, приданию ей рыночного характера - формирование ценового индикатора внутреннего рынка нефтепродуктов на основе биржевых и внебиржевых сделок, мониторинг цен на горюче-смазочные материалы и т. д.


Многие аналитики рынка надеялись услышать от замминистра энергетики предложения об изменении механизма изъятия пошлины на экспортные контракты (сегодня государство взимает ее не в процентах, а фиксированно, что в условиях резких колебаний цен на мировом рынке неизбежно приводит к отставанию пошлины от цены, и, соответственно – к тотальному вывозу из страны нефтепродуктов, дефициту и росту цен). Увы, таких предложений не прозвучало.


Остается надеяться, что безраздельные фактические владельцы российского рынка нефтепродуктов сами добровольно согласятся с требуемым объемом биржевой торговли – 17 % от всего внутреннего потребления…