Новости

Бензина нет. Очередь не занимать…

Андрей МАКАРОВ
В вертикально интегрированных нефтяных компаниях иронично посмеиваются: мол, Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы, безуспешно ищет черную кошку в темной комнате… И незачем искать какой-то сговор или заговор, если топлива попросту нет…


Парадоксально, но факт: в России налицо дефицит автомобильных бензинов. В стране, располагающей колоссальными запасами углеводородного сырья, в стране, которая по итогам 2010 года заняла первое место в мире по объемам добычи нефти, опередив даже Саудовскую Аравию, нет бензина. Сначала топливо пропало в Белгородской области. В здешнее управление УФАС посыпались многочисленные жалобы автомобилистов региона о том, что компания-монополист на местном рынке «Белгороднефтепродукт» ограничила продажу бензинов Аи-92 и Аи-95.


Потом за Белгородом последовал Алтайский край: с 23 апреля на местных автозаправочных станциях возникли перебои с заправкой из-за отсутствия топлива, и здесь тоже посыпались массовые жалобы от граждан и муниципальных властей в краевое УФАС. Крупнейшие операторы края - «Газпром нефть» и «Роснефть» - ввели на своих сетевых заправках ограничения отпуска: бензин отпускается только клиентам, имеющим топливные карты, и в ограниченном количестве: 20 литров для одного легкового автомобиля и 30 литров – для внедорожников. В свободной продаже пока есть только дизельное топливо.


 В еще более сложном положении оказались 300 независимых АЗС: они не продают топливо, поскольку оптовое предложение бензинов на рынке попросту отсутствует, а у ВИНКов, у которых для своих сетей топливо есть, снега зимой не допросишься. Так что независимые АЗС просто не продают топливо. Некоторые АЗС полностью прекратили работу, а оставшиеся частные бензоколонки повысили цены на 2-3 рубля за 1 литр.


Бензины Аи-92 и Аи-95 пропали в Мурманской области, в Красноярском крае. Возник дефицит в Брянской области, где монополистом является «Брянскнефтепродукт» - дочерняя компания «Роснефти». По данным различных средств массовой информации, проблемы есть еще в целом ряде регионов.


Как минимум в десяти регионах России есть проблемы с топливом - либо у заправщиков, либо уже у автовладельцев. На совещании с представителями Российского топливного союза (РТС) президент РТС Евгений Аркуша заявил, что наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. Как сообщил Е. Аркуша, на московских АЗС проблем пока нет: люди нормально заправляются, отмечает Аркуша. Но как долго это продлится – неизвестно, потому что и здесь владельцы независимых АЗС не могут приобрести топливо: перед Московским НПЗ очереди из машин заправщиков стоят по 15-17 часов. Отпуск топлива сокращен. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива. Ситуацию усугубляет то, что там, где бензин пока отпускается свободно и без ограничений, сами автовладельцы приезжают на заправки с несметным количеством пустых канистр. Жизненный опыт подсказывает им, что хотя на всю оставшуюся жизнь бензином не запасешься, попробовать стоит: если уж дефицит возник – очень трудно сказать, когда он закончится.


Игорь Артемьев привычно высказал мнение, что «это может явиться одной из разновидностей картельного сговора. И если подозрения подтвердятся, компаниям грозит наказание вплоть до уголовной ответственности. Такого же мнения придерживаются и некоторые участники совещания: вертикально-интегированные нефтяные компании создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.


Но это не единственная точка зрения. Был ли сговор, не было его – сейчас имеет минимальное значение. Вопрос в том – где оно? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно просмотреть сводки Росстата. В первом квартале бензина в России произведено примерно столько же, сколько и в первом квартале 2010 года – 8,9 млн. т. Но зато наполовину вырос экспорт: если год назад за этот период страна экспортирована 1,2 млн. т бензина, то за первых три месяцы 2011 года экспорт бензинов составил 1,8 млн. т.


Данные Минэнерго несколько отличаются от сведений, предоставленным Росстатом, но и там прослеживается аналогичная тенденция: отгрузка на внутренний рынок в первом квартале сократилась на 6,2 % до 7 млн т. И этого оказалось достаточно для дефицита, которого не было лет 15, отмечает Евгений Аркуша.


В общем, все банально. Вся причина в том, что на мировом рынке держатся очень высокие цены на нефть и нефтепродукты. На февральском совещании российский премьер нахмурил брови и пригрозил пальчиком нефтяным магнатам. Но те не очень испугались – как гнали нефть и топливо на экспорт, так и гонят. Силовых методов воздействия у власти нет, а экономическими механизмами она пользоваться или не хочет, или не умеет.


Transler уже неоднократно приводил точку зрения гендиректора компании «Инфорком» Михаила Никина о том, что пока экспорт нефтепродуктов приносит нефтяным компаниям мегаприбыли, их не заманишь на внутренний рынок никакими калачами: пока экспортная пошлина на нефть фиксируется в конкретных цифрах, а не в процентных долях, всегда остается временной промежуток (зачастую достаточно продолжительный) для того, чтобы как следует опустошить свои закрома и набить карманы.


Исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко уверен, что главная причина кризиса именно в недавних действиях властей: после того, как в феврале премьер Владимир Путин поручил нефтяным холдингам снизить цены, экспорт стал для них выгоднее. Об оптовых ценах на совещании речи не шло, поэтому их и не снижали, в результате независимым АЗС купить бензин у холдингов стало просто невозможно. Вдобавок к этому сейчас идут плановые ремонты на нескольких НПЗ. Вот и дефицит…


На февральском совещании очень много говорилось о создании самых разнообразных экономических механизмов, стимулирующих внутренний топливный рынок – и о создании госрезерва топлива, и о 15 % обязательной продажи всех объемов производства топлива на внутренний рынок, и о многом другом. Но вся экономическая работа закончилась шумными PR-компаниями нескольких крупных чиновников федерального уровня.

А PR в топливный бак не зальешь…



Опубликовано: 27.04.2011 11:18
Категория: Топливо , Теги: топливо, бензин



Обсудить публикацию

Ответить
27.04.2011 12:29  Георгий

Да распродали все за границу, вот ничего для себя и не осталось!


Ответить
29.04.2011 10:41  Юрий

Паника уже началась. Абсурд!


Ответить
03.05.2011 09:32  неизвестный

Цены взлетя опять!!! Вот чего нужно боятся. Как так получается что в стране где самые огромные запасы нефти, ее не хватает????



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.