Новости

Моторные топлива 2018


Моторные топлива 2018

В отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась десятая международная конференция «Моторные топлива 2018».

 

 

С приветственным словом к ее участникам обратился генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов. Затем, после обозначения тем, предложенных для обсуждения, он представил первого докладчика, коллегу по работе, старшего аналитика Creon Марию Дубинину.

 

В начале своего выступления-презентации «Обзор российского рынка моторных топлив» Мария Дубинина обрисовала ситуацию с добычей нефти и ее переработкой, отметив, в частности, что, несмотря на снижение в последние годы объемов последней, улучшается ее качество. При этом повышенное внимание в ВИНКах уделяется глубине переработки.

 

Далее она перешла к ситуации, сложившейся на российском рынке моторных топлив.

 

Первым для рассмотрения был предложен сегмент бензинов. Спикер подчеркнула, что производство и потребление этого вида моторного топлива в 2017 году явно не было отмечено положительной динамикой – первое падает до 39,2 млн. тонн, почти на 2%, второе снижается до 35,2 млн. тонн. Для того чтобы насытить внутренний рынок экспорт в 2017 году снижают – он падает более чем на 17% и составляет 4,1 млн. тонн.

 

Что касается структуры предприятий-производителей, то здесь все как обычно. Наибольшая доля – 26% у Роснефти, далее следуют Лукойл - 21%, Газпром нефть - 17%  и Башнефть - 10%.

 

Положительная динамика – пятипроцентный рост (по выпуску) в 2017 году - отмечена на предприятиях Лукойла. Увеличивается производство и на «Газпром нефтехим Салавате», и одним из главных факторов этого, безусловно, стало внедрение новых современных технологий.

К положительным факторам, по мнению аналитика, безусловно, относится и то, что объемы производства бензина экологического класса 5 ежегодно растут: доля этого топлива в прошлом году приблизилась к планке 98%. Это – данные Росстата, который также отмечает, что остальные 2% (около 584 тыс. тонн) бензинов относятся к 3-ему классу

 

Сегодня в России более 50% бензинов производится с октановым числом (ОЧ) более 92, но не более 95 и 29% - с ОЧ 95-98.

 

Не произошло особых изменений, по мнению аналитика Creon, и в сегменте дизельного топлива. Его производство увеличилось всего лишь на 1% и составило 77 млн. тонн, а потребление подросло почти на 2%  до 33 млн. тонн. Экспорт дизеля остался на уровне 2016 года и в производстве составил более 50%.

 

Лидеры в дизельном секторе расположились в том же порядке, что и в бензиновом: Роснефть - 26.5%, Лукойл - 20.6%, Газпром нефть - 10.3%  и Башнефть - 8.8%.

 

Но почти по всем крупнейшим предприятиям-производителям заметно снижение показателей по итогам 2017 года. Правда, из общего отрицательного тренда опять выбился Лукойл – рост выпуска дизельного топлива в прошлом году у компании составил 17% (или 2,3 млн. тонн). Здесь также стоит отметить, что у Лукойла в настоящее время очень хорошие показатели по глубине переработки.

 

До 75% из производимого в России дизельного топлива приходится на летние дизели – это около 56 млн. тонн. Зимнее дизельное топливо в структуре производства пока составляет только 14%, остальные 11% приходятся на межсезонное и арктическое. И если последние три вида дизеля соответствуют требованиям экологического 5 класса, то 12% из общих объемов летнего дизеля попадают в разряд так называемых дизелей вне классов.

 

О предстоящих изменениях и нововведениях в биржевой торговле нефтепродуктами весьма обстоятельно поведал вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов.


Но вначале докладчик, как водится, привел некоторые статистические данные. Так, по итогам 2017 г. объемы торгов нефтепродуктами на петербургской бирже выросли на 9,1%, а объемы реализации составили 18,7 млн. тонн (в список этих нефтепродуктов вошли отдельные категории товаров, выработанных из нефти и газа).

 

Выделен им был и еще один немаловажный показатель: сегодня до 20% общего объема поставок нефтепродуктов на внутренний рынок реализуется на биржевых торгах. Предстоит также, подчеркнул биржевик, в ближайшей перспективе более активно развивать целый ряд направлений в биржевой деятельности. Например, такое как  институт Оператора товарных поставок (ОТП). Данный проект довольно успешно (с участием Транснефти) был запущен в декабре прошлого года. Поэтому в течение этого году планируется увеличение объемов торгов нефтепродуктами с их дальнейшей поставкой через ОТП  на базисах нефтебаз и ЛПДС нефте-транспортной компании. В настоящее время рассматривается и возможность использования для этих целей базиса Транснефти.

 

Большое внимание уделяется сегодня сегменту мелкооптовой биржевой торговли нефтепродуктами - последние время он показывает хорошие темпы развития. Объемы торгов в прошлом году в этом секторе выросли на 64.8%, до 113 тыс. тонн. Лидером в этом перспективном направлении стала Роснефть - в прошлом году она была представлена на рынке 18 сбытовыми предприятиями. В торгах мелким оптом также принимали участия сбыты  Лукойла, Татнефти, Сургутнефтегаза и других ВИНКов.

 

В планах - использование новых инструментов торгов, таких как поставка товара  автомобильным транспортом до пункта назначения покупателя. В связи с этим очевидна необходимость  расширение базисов поставки и развитие балансовых пунктов с целью привлечения большего количества продавцов и покупателей.

 

Предстоит также, подчеркнул докладчик, в ближайшее время разработать и запустить биржевые индексы моторного топлива в мелком опте, и соответствующие внебиржевые индексы для сделок на внебиржевом рынке.

 

Об изменениях последнего времени в сфере оптовых и розничных цен на топливо говорил следующий спикер – генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Он сразу отметил, что сегодня с точки зрения объемов и баланса на российском топливном рынке ничего интересного не происходит: потребление стагнирует, производство в прошлом году незначительно снизилось из-за нескольких ремонтов и реконструкций на предприятиях. Компенсирован этот «провал»  был, как уже отмечалось, уменьшением экспортных поставок.

 

Из событий, заслуживающих внимания, спикер выделил очередное «обновление рекордов» на прошлой неделе на биржевых торгах 92-м и 95-м бензинами. Предыдущий «рекорд» был 24 ноября 2017 года, а новый случился в прошлый четверг. Сегодня, что следует отметить, рынок бензинов ведет себя по-другому, нежели в предыдущие годы, - заметил аналитик. Его отличают резкие перепады – с достижениями так называемых исторических максимумов. Происходящие процессы вызывают беспокойство, и, естественно, утряска и нормализация сразу же требуют вмешательства регуляторов.

 

Отметил докладчик, демонстрируя графики на одном из слайдов своей презентации, и тот (по его мнению) факт, что сегодняшний рынок бензинов фактически не интересен для производителей.

 

- И потом, естественно, когда мы имеем столь высокий экспортный паритет, то удерживаются высокие оптовые цены, а хозяева заправок начинают зарабатывать меньше. Впрочем, ситуация для владельцев АЗС начала ухудшаться в 2016 году и не претерпела каких-то изменений в лучшую сторону в году следующем, - подчеркнул он.

 

Был, надо признать, в этом году так называемый «предвыборный подарок» населению, когда цены на заправках несколько снизились, а их владельцы даже смогли немного заработать. Но понятно, что сделано это было искусственно, и говорить о какой-то наметившейся тенденции снижения розничных цен на бензин смысла не имеет.

 

В дизельном сегменте такая же безрадостная картина, как и в бензиновом. Было время, когда продавцы дизеля неплохо зарабатывали, но с осени прошлого года ситуация изменилась в худшую сторону, и говорить о каком-либо ее улучшении пока не приходится.

 

То, что маржа владельцев отечественных АЗС в среднесрочной перспективе будет минимальной, отметил в своей презентации «Итоги государственного регулирования российского рынка моторных топлив в 2017 году» и старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.


- По итогам прошлого года, - сказал он, - маржа владельцев АЗС опустилась до минимума за последние несколько лет. И привел следующие показатели: 0,8 руб./литр - по бензину и 1 руб./литр - по дизельному топливу.  

 

В начале 2018 года эти показатели несколько «поправились», но произошло это, по его мнению, из-за искусственного снижения оптовых цен на НПЗ. Так что и в долгосрочной перспективе на приличную маржу рассчитывать не стоит.

 

Неутешительная, прямо скажем, информация для участников конференции. Впрочем, все озвученные и представленные на слайдах презентаций итоги и «туманные» (средне- и долгосрочные) перспективы вряд ли стали для них чем-то новым или неожиданным – такова сегодняшняя российская топливная реальность и с ней приходится считаться. 

 

Подготовил А. Заболотский



Опубликовано: 05.04.2018 09:45
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.