Новости

Россия прекращает экспорт бензинов

Андрей МАКАРОВ
Биржевые цены на бензин А-92 взлетели до немыслимых высот - 34 тыс. руб. за тонну. Если пересчитать в литры  26 руб./л. И это – опт. Что же говорить о рознице, если к оптовой цене необходимо добавить 2 рубля транспортных расходов, ее 3 рубля – накладных расходов. Ну и хотя бы 1 рубль – прибыль оператора (хотя по-хорошему он вправе рассчитывать на 10 % от розничной цены). Выходит, что уже сегодня розничная цена литра бензина А-92 просто не может составлять меньше 32 рублей…


Ситуацию, которая сложилась на российском рынке автомобильных бензинов, иначе как парадоксальной, не назовешь. Сегодня уже ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные монополии) обвиняют всех подряд. Путин-де неправильно вмешался в работу рынка, который сам себя отрегулирует. Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун предположил, что одна из причин нынешнего дефицита – в том, что из-за программ субсидирования автопрома автопарк страны вырос, соответственно вырос и спрос на бензин, а столь же быстрое наращивание мощностей по производству топлива невозможно. Некоторые профильные СМИ тут же окрестили эту идею рациональной.


Обвиняют и вице-премьера Игоря Сечина: в начале апреля на одном из совещаний у Игоря Сечина якобы для предотвращения возможного дефицита топлива предлагалось снять неформальный мораторий на рост цен на бензин. «Этого не произошло - и это сделал за Белый дом сам рынок», - патетически восклицают некоторые обозреватели.


Да не рынок это сделал! Ведь почему-то деликатно умалчивается то обстоятельство, что экспорт бензинов вырос в 1 квартале 2011 года на 50 % по сравнению с 1 кварталом 2010 года. Вывозили 1,2 млн. т., стали вывозить 1,8 млн. т. - вот вам и дефицит.


Из-за тотального вывоза топлива из страны на мировой рынок – туда, где из-за роста цен сегодня можно получить реальные сверхприбыли, фактически исчезло предложение бензинов в опте. Начался массовый мор независимых топливных операторов. Выгодно это только вертикально интегрированным нефтяным компаниям: после того, как независимые АЗС вымрут, тогда на российском «рынке» наступит полная и безоговорочная монополия всего нескольких компаний, которые, по сути дела, будут владеть страной.


Приведем один пример. На Алтае топливный дефицит начал свое шествие по стране. Глава Алтайского топливного союза (АТС), гендиректор сети заправок «Октан» Юрий Матвейко считает, что дефицит вызван прежде всего ростом экспорта нефти и нефтепродуктов и тем, что главные оптовые поставщик в регионе - "Роснефть" и "Газпром нефть" фактически отказываются отгружать топливо частным операторам. Это утверждение вызвало возражения и со стороны ВИНКов, и со стороны местной администрации. Однако он привел аргумент, с которым спорить, мягко говоря, сложно: «Омский и Ачинский НПЗ топливо на биржу не выставляют, а то, что торгуется, недоступно независимым трейдерам из-за чрезмерно больших объемов лотов». Всего один наглядный факт: недавно торговался лот - 14 тыс. т топлива. Этого количества топлива хватило бы всему краю на две недели. Купи, кто сможет…


Независимые эксперты топливного рынка говорят,  что единственный приемлемый экономический рычаг давления на разбушевавшийся экспорт – введение заградительных экспортных пошлин. Но быстро здесь ситуацию не изменишь: формула расчета предельного размера пошлины зафиксирована в законе «О таможенном тарифе». Изменять ее надо было давно. Сейчас же нужны другие механизмы.


Некоторые СМИ предостерегали (точнее - пугали) Правительство от принятия административных мер: готов ли Белый дом вновь играть против рынка, усугубляя ситуацию: запрет на экспорт топлива также не останется без последствий, и они будут более долгосрочными.


Тем не менее, для стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке в мае 2011 года, по словам замминистра энергетики РФ Сергея Кудряшова, между руководством Минэнерго РФ и вертикально интегрированными нефтяными компаниями достигнута договоренность о полном прекращении экспорта бензина. Сохраненные объемы топлива будут перераспределены на внутреннем рынке.

 

* * *
На заседании президиума правительства российский премьер Владимир Путин поручил замминистра энергетики сегодня же подготовить проекты документов по повышению экспортной пошлины на бензин с 0,67 до 0,9 от нефтяной пошлины (+34 %).


Кроме того, Минэнерго и Минфину поручено скорректировать налоговую нагрузку на нефтяные компании – через уменьшение НДПИ или акцизов.


Третье решение уже само по себе должно залить страну бензином. С 1 января 2011 года вступили в силу требования стандарта «Евро-3», но не все нефтеперерабатывающие заводы смогли обеспечить техническое переоснащение под новый стандарт, и потому выпуск бензинов не осуществляют. В. Путин поручил сместить сроки введения в силу «Евро-3» с 1 января 2011 г. на более поздние (конкретные сроки пока не озвучены).


По всем сбытовым компаниям будет составлен реестр, а с независимыми продавцами поручено наладить прозрачные и понятные отношения.



Опубликовано: 29.04.2011 13:44
Категория: Топливо , Теги: бензин, топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.