Новости

Топливо: вопросы качества и контроля


Топливо: вопросы качества и контроля

В международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось публичное обсуждение вопросов качества моторного топлива в России.

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Как известно, в 2015 году президент РФ поручил органам, осуществляющим надзор за качеством топлива, провести комплексные проверки организаций нефтепродуктообеспечения. После череды проведенных, на тех же АЗС, мероприятий ситуация несколько поменялась – в лучшую сторону. Однако, как показывает ситуация, сложившаяся сегодня в сфере продаж топлива потребителю, существенных положительных  изменений все же не произошло – проблема остается и требует более жесткого подхода в ее решении.

 

Открывший публичное обсуждение этого наболевшего, и не только для автомобилистов, вопроса, министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, в частности, отметил, что проблема качества топлива касается каждого, потому что все – участники дорожного движения и жители городов – одинаково страдают от последствий использования автомобилистами фальсификатов. И, кстати, окружающей среде также наносится ущерб, иногда непоправимый.

 

- Уже более года, – продолжил он, – под эгидой правительства проводится реформа, направленная на усиление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими на рынке топливных продаж.

 

Постоянно поддерживается связь и ведется диалог с экспертами и представителями общественных организаций, в ходе которого вырабатывается все то необходимое, что следует предпринять для кардинального  изменения ситуации – по возможности, предельно оградить потребителя от использования фальсифицированного моторного топлива.

 

- Поэтому сегодня, мы в правительстве, совместно с экспертами, – подчеркнул Абызов, – пытаемся найти новые форматы и задействовать их для улучшения качества товаров и услуг.

 

Так, начиная со времени президентского указа о нормализации ситуации на рынке продаж топлива, по результатам контрольных мероприятий выяснилось, что более 20%  моторного топлива реализовывалось с отклонениями от стандартов существующего технического регламента. И сегодня, по прошествии двух лет, можно подвести некоторые итоги проведенных масштабных мероприятий. Удалось сократить цифры объемов некачественного топлива в обороте до 11% . В перспективе на ближайшие годы, по мнению министра открытого правительства, следует приложить максимум усилий для достижения показателя в 1% некачественного топлива в объемах реализуемого на российском рынке. Безусловно, такой процент невозможно обеспечить только силами государственного контроля. И поэтому радует активное участие в пресечении проникновения на рынок фальсификатов представителей различных организаций, которые осуществляют общественный контроль.

 

Далее спикер рассмотрел такие аспекты как нахождение оптимального баланса контрольно-надзорных функций, карательных мероприятий и стимулирующих мероприятий. И не преминул заметить важность использования новых технологий и прочего современного инструментария для ограничения торговли фальсифицированным топливом.

 

Из последовавших далее выступлений, пожалуй, следует отметить выступления руководителя Росстандарта Алексея Абрамова и его заместителя.

 

Первый сразу же подчеркнул, что его ведомство, как орган контролирующий и постоянно отслеживающий ситуацию на рынке топлива, прилагает максимум усилий для того, чтобы минимизировать объемы поступления фальсифицированного топлива. И сегодня уже разработан и применяется на практике целый комплекс контрольно-оградительных мер. В связи с чем, понимая все сложность поставленной задачи, все-таки можно с уверенностью говорить об определенных успехах, достигнутых в борьбе с контрафактом.

 

Массовые проверки, проведенные специалистами Росстандарта за последние два года, позволили существенно снизить объемы суррогатного топлива на нашем рынке.

 

- И совсем недавно, – сообщил докладчик, – мы обратились в правительство с предложением о проведении новых проверочных рейдов, считая, что такие меры воздействия необходимы (предыдущие мероприятия были достаточно эффективны) для успешной реализации проекта в целом.

 

Из положительных законодательных мер Алексей Абрамов отметил принятый Госдумой в первом чтении законопроект, направленный на то, чтобы экономически демотивировать производящих контрафактные топливные продукты.

 

В этом документе о так называемых «оборотных штрафах» предусматривается при выявлении суррогатного топлива назначение наказания в зависимости от выручки предприятия за весь год, предшествующий установлению данного правонарушения.

 

Такой подход (если закон будет утвержден в Госдуме) к решению проблем с суррогатами, по мнению руководителя Росстандарта, будет ощутимо действенным и, конечно, положительно отразится на общем деле – противодействии проникновения фальсифицированного топлива на рынок.

 

Говорил спикер и о налаженных и дающих результаты контактах с производителями и трейдерами топлива, подчеркивая при этом, что перспективы и в данном направлении выглядят довольно обнадеживающими. Упомянул он также обязательность дальнейшего развития и внедрения современных информационных технологий, являющихся большим подспорьем в выявлении недобросовестных производителей топлива.

 

Второй – замруководителя Росстандарта, в представленной участникам дискуссии презентации, наглядно и потому весьма убедительно, продемонстрировал схемы правонарушений с комментариями того, как выстраиваются цепочки – от производства до потребителя – манипуляций с выпуском и реализацией контрафактного топлива. И рассказал, что конкретно предпринимается в ведомстве для нейтрализации правонарушителей, а также – о рабочих планах в этом направлении на перспективу.

 

О том, как выстраивается и проводится общественный контроль, рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов, заметив, что деятельность эта очень сильная и нужная вещь. Все исследования и проверки Роскачества сопровождаются большим общественным резонансом.

 

- Мы прекрасно знаем и говорили об этом не раз, – заметил он, – что через так называемую мягкую силу – умного потребителя, можно очень серьезно повлиять на процессы, в том числе и негативные, происходящие на рынке топливных продаж.

 

Собственно, проблема некачественного топлива не является сугубо российской: как показали недавние проверки, проведенные в пяти штатах США общественными организациями, на заправках были обнаружены очень серьезные нарушения, связанные с продажами некачественного бензина.

 

Заслуживает внимания продолжение этой истории. Общественники обратились к регулятору, и последний был вынужден в срочном порядке отозвать бензин из продажи и распорядиться также быстро починить или заменить двигатели в автомобилях тех автомобилистов, которые этот бензин приобретали.

 

Пример довольно показательный, на подобные решения возникающих проблем нашим чиновникам и общественникам явно следует обращать внимание. Главное, чтобы в аналогичных ситуациях действия, предпринимаемые ответственными структурами, были быстрыми, решительными и, конечно, не одноразовыми. 

 

Спикер также обозначил некоторые аспекты взаимодействия российских общественных организаций с госрегулятором. Важным, подчеркнул он, является своевременная и четко налаженная передача собранных документов о правонарушениях от первых к последнему. Такой подход к делу важен еще и тем, что качество взаимодействия сторон определяется четкой прописанностью действий, и, соответственно, обязательностью исполнения. Здесь стоит подчеркнуть, что именно в таком ключе работают сегодня представители Росстандарта. Так что, перспективы сотрудничества выглядят вполне обнадеживающими.

 

О проблемах малого бизнеса в топливной сфере рассказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. И, в первую очередь, он обратил внимание присутствующих на то, что в основе реализации контрафактного топлива, всегда лежат экономические причины. Первая непосредственно связана с тем, что любое некачественное топливо производится из неких компонентов, которые выходят с заводов без уплаты акциза.

 

-  Следует иметь в виду, – заявил он, – что, например, разница в ценах между настоящим дизельным топливом и его суррогатами доходит до 8-10 тысяч рублей за тонну. Это большие деньги, поэтому и возникает большой соблазн купить дешевле и продать дороже.

 

Сейчас, с внесением поправок, многие лазейки в производстве и продаже суррогатов того же дизеля перекрыты, появилась уверенность, что работа в этом направлении будет продолжена.

 

Вторая негативная причина – в ценообразовании, заложенном в оптовом и розничном звеньях. Проблемы здесь настолько серьезны, что представители нашей организации были вынуждены обратиться с письмом к президенту.

 

- Мы надеемся, что наше обращение возымеет действие, и положительно скажется, прежде всего, на том, что производство и торговля товарным топливом стали, наконец, делом выгодным. И пока этого не будет, мы продолжим пребывать в замкнутом кругу уже допущенных ошибок, – подытожил Евгений Аркуша.

 

Кроме заявленных выступлений спикеров, были, конечно, и высказывания представителей той или иной отрасли топливного рынка, заявлявших, или обозначавших какую-то острую на их взгляд проблему.

 

Так, представляющий организацию «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий Курзанцев, акцентировал внимание присутствующих на необходимости ужесточения требований (он привел конкретный пример проверки одной из АЗС) к продавцам топлива, потому что последние, несмотря различные проверки и даже наложения штрафов прокуратурой, уходят от ответственности, например, очень быстро проводя перерегистрацию своих заведений. Вывод в таких ситуациях напрашивается следующий – рейды не должны проводиться «для галочки»: за невыполнение требований к продавцу контрафактного топлива должны применяться предельно жесткие карательные меры.

 

Завершающим же штрихом мероприятия стало объявление результатов экспресс-анализа образцов топлива, полученных из разных точек продаж. Эксперты специальной лаборатории, которые пока шла дискуссия проводили тестирование, подробно рассказали об обнаруженных в них примесях, и о том какой вред двигателю авто могут нанести те или иные «специальные» добавки.



Опубликовано: 29.11.2017 11:28, Автор фото: Андрей Заболотский
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.