Новости

Чем опасен поддельный полис ОСАГО?


Чем опасен поддельный полис ОСАГО?

В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Поддельные полисы ОСАГО: кто виноват и что делать?».

 

Александр Котов

 

Острота проблемы сомнений не вызывает: по разным оценкам, высказанным участниками мероприятия, среди полисов, используемых водителями в нашей стране, фальшивые составляют от 2 до 5%. Это значит, что в абсолютных числах счет подделок уже пошел на миллионы.

 

По мнению президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, основной причиной всплеска активности мошенников является недавнее повышение тарифов ОСАГО. Средняя стоимость настоящего полиса составляет сегодня 5500 рублей. В этих условиях появился спрос на дешевые фальшивки, и жуликам стало выгодно ими заниматься.

 

По словам Юргенса, покупателей фальшивок можно разделить на несколько групп. Некоторые даже не подозревают, что стали обладателями фальсификата. Качество поддельных бланков очень высоко: их изготавливают за границей практически на столь же серьезном оборудовании, что и настоящие, поэтому на них присутствуют водяные знаки и все прочие атрибуты настоящего полиса. Даже инспектор ГИБДД, проверяющий документы у десятков водителей ежедневно, своим наметанным глазом едва ли выявит такую подделку, а об автовладельце, который покупает полис раз в год, и говорить не приходится. Игорь Юргенс предъявил собравшимся два образца: фальшивый бланк и настоящий. По окончании мероприятия все желающие смогли подойти и убедиться сами: заметных на глаз различий между ними нет.

 

Так что если покупать полис не в проверенной компании, а, например, у незнакомого агента, запросто можно нарваться на такую подделку, даже оплатив полную стоимость старховки. Другой вариант: вам предлагают купить полис дешевле обычного в рамках какой-нибудь «акции», праздничной распродажи и т.д. Некоторых это может сбить с толку, ведь теперь вместо твердого тарифа ОСАГО действует тарифный коридор. Но надо учитывать, что для грузовиков, автобусов и легковых автомобилей максимальный тариф больше минимального лишь на 20 %, а не в разы. Поэтому многие из тех, кто приобретает на «распродаже» за 2-2,5 тыс. рублей полис, который в других местах стоит, скажем, 5-6 тыс. рублей, возможно, и догадываются в глубине души, что с документом что-то не так, но желание сэкономить перевешивает.

 

Третий вариант: многие подделку приобретают вполне осознанно, набрав в поисковике запрос типа: «Купить дешево бланк ОСАГО с печатью». Оказывается, в этом случае цена вопроса – всего 900-1 тыс. рублей за один полис, а за 1200 бланк готов доставить курьер, который поможет с заполнением фальшивки. Те, кто «не дружит» с Интернетом, могут воспользоваться объявлениями на улице. Гостям круглого стола показали целый ряд фотографий: во многих городах мошенники, нисколько не таясь, размещают на самых видных местах объявления типа «ОСАГО за 1200 руб».

 

Наконец, четвертый случай: все больше появляется людей, которые не прочь приобрести фальшивки не только для личного пользования, но и заработать на них. Сотню фальшивых бланков можно по тем же объявлениям в Интернете купить менее, чем по 400 рублей за штуку, тысячу бланков – примерно по 300 рублей за экземпляр.

 

Какие еще причины способствуют столь широкому распространению фальшивок, кроме роста цен на настоящие полисы? Заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин пояснил: дело даже не в том, что не у всех сотрудников ДПС, работающих на дороге, есть при себе мобильные средства для проверки полиса по базе данных. Согласно ПДД, водитель сегодня обязан передать сотруднику полиции для проверки бумажный полис, что он и делает. И если вид бумаги подозрений у инспектора не вызывает, проверка на том и заканчивается – на этом этапе проблем не возникает ни для одной из сторон (правда, для водителя они могут возникнуть позже – в случае ДТП).

 

Что касается предлагаемой некоторыми проверки всех проезжающих машин с помощью дорожных камер на наличие действующих полисов, такая возможность законодательством пока также не предусмотрена. По словам Кузина, действующие сегодня нормы таковы, что камеры могут использоваться для вынесения постановлений лишь по нарушениям, происходящим непосредственно в тот момент, когда камера их фиксирует (проезд на красный свет, езда по обочине, превышение скорости и т.д.). Если же номера машины сначала попадают на камеру, а уже потом сравниваются с некой базой данных на предмет возможного нарушения, то процесс выявления нарушения получается отсроченным, а нынешнее законодательство подобных процедур не предусматривает. Наконец, даже если законодательство в будущем изменится, надо учитывать, что пока для такой автоматической проверки еще не разработано необходимых программных средств.

 

Если кто-то из водителей думает, что фальшивые полисы – проблема только для тех, кто их покупает, а также для страховых компаний, теряющих на этом деньги, то это не так. В ходе круглого стола редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов привел такой пример. Недавно его знакомый попал в ДТП по вине другого водителя, выехавшего на встречную полосу. Полиса ОСАГО у виновника ДТП не оказалось (а в этом случае ситуация складывается точно такая же, как и при наличии у участника аварии фальшивки вместо настоящего документа). По идее, иск в этом случае следовало бы подать на самого водителя. Да вот беда: он оказался жителем ближнего зарубежья, в нашей стране не имеющим постоянного места жительства. Где его теперь искать, неизвестно, и потерпевший остался на данный момент без всякой компенсации.

 

Конечно, это случай относительно редкий. Обычный автовладелец, который не собирается никуда скрываться в случае ДТП по его вине, скорее может получить серьезные неприятности для самого себя, если его полис ОСАГО окажется фальшивым, а сумма ущерба – значительной. Как же распознать фальшивку, если визуально отличить ее от настоящего документа практически невозможно? По словам Игоря Юргенса, основной, и, похоже, единственный на сегодня действенный способ – самостоятельно пробить серию и номер бланка с помощью сайта РСА autoins.ru. Для этого с главной страницы сайта надо перейти в раздел «Проверить полис ОСАГО» (соответствующая ссылка расположена на главной странице на видном месте). В этом разделе нужно выбрать пункт «Сведения для страхователей о статусе бланков полисов ОСАГО и дате заключения договора», и далее ввести серию и номер бланка в соответствующих окошках. Система должна сообщить, какой страховой компании выдан данный бланк. Если же вы получите ответ, что бланк с таким номером в базе данных не обнаружен, от покупки полиса нужно отказаться.

 

Понятно, что на деле все не так просто: как минимум, придя к страховому агенту, нужно иметь при себе какое-нибудь устройство, дающее возможность выхода в интернет. Да и факт выдачи полиса с указанным номером определенной страховой компании сам по себе еще не доказывает, что у вас в руках оригинал, а не подделка. Поэтому лучше покупать полис в компании или у агента, которых вы знаете и которым доверяете. В этом случае полис можно будет пробить на всякий случай на том же сайте уже после покупки. Должно отобразиться не только название страховой компании, но и правильные даты заключения договора, начала и окончания его действия, а также статус бланка полиса: «Находится у страхователя». Если все так и есть – можно не волноваться, если же что-то не в порядке, то в случае со знакомой страховой компанией или постоянным страховым агентом у вас хотя бы будет кому предъявить претензии.

 

Впрочем, в обозримом будущем ситуация должна улучшиться: по мере перехода на полностью электронное ОСАГО количество мошенничеств в этой сфере наверняка резко сократится. По мнению Игоря Юргенса это вполне может произойти уже года через три.

 

Результаты интересного опроса автовладельцев озвучила в ходе круглого стола Ольга Горелова, генеральный директор независимого исследовательского холдинга «Ромир». В целом отношение к тем, кто пользуется поддельными полисами, вроде бы негативное. 47 % опрошенных даже считают, что их нужно «строго наказывать». Однако 25 % ответили, что это «личное дело каждого».

 

Когда же дошло до вопроса: «По какой цене вы приобрели полис?», лишь 89 % с уверенностью ответили, что оформили его за полную стоимость. 4 % сообщили, что приобрели полис за 1000-1500 рублей, что вроде бы соответствует примерным оценкам доли фальшивых полисов на рынке, высказанным другими участниками круглого стола (2-5 %). Но еще 7 % затруднились ответить, по какой же все-таки цене они приобрели полис. Ольга Горелова отнесла этих автовладельцев к «группе риска». Означает ли это, что процент поддельных полисов может быть на самом деле в несколько раз больше? Специально для портала Transler Ольга Горелова ответила так:

 

– Мы предполагаем, что оценка доли поддельных полисов, наиболее близкая к реальности – все-таки около 4%. Скорее всего часть опрошенных не ответила положительно на вопрос о том, за полную ли стоимость они приобрели полис, вспомнив о своем коэффициенте за безаварийную езду. Это ведь тоже скидка, хотя и законная.

 

 

– Почему же вы отнесли их к группе риска?


– Потому что точно мы не знаем, чем было вызвано затруднение при ответе на вопрос в каждом конкретном случае.

 

– Некоторые вопросы вашего исследования касаются так называемых «автоюристов», то есть тех, кто перекупает у участников ДТП их право на возмещение ущерба. Выяснилось, что лишь 17% считают, что «автоюристы» помогают решать проблемы, и только 6% готовы при необходимости воспользоваться их услугами. У большинства же опрошенных – выраженное негативное отношение к «автоюристам». Почему? Ведь, казалось бы, сделка с ними может избавить автовладельца от многих хлопот?


– Думаю, все дело в финансовой стороне вопроса, неслучайно 50% сформулировали свое мнение так: «Они наживаются на чужих проблемах». Похоже, автовладельцы просто считают недостаточными те суммы, которые им предлагают при перекупке их прав на возмещение ущерба.



Опубликовано: 08.02.2016 13:47, Автор фото: Александр Котов
Категория: Страхование



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.