Новости

ОСАГО: в ожидании справедливости


ОСАГО: в ожидании справедливости

Вчера прошла пресс-конференция президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, посвященная итогам парламентских слушаний по ОСАГО.

 

13 сентября в Государственной думе прошли парламентские слушания на тему «Совершенствование Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». Законодательный аспект. Тарифная политика», на которых большая часть выступавших говорила о необходимости либерализация ОСАГО, а также индивидуального и справедливого тарифа. Соответственно 24 сентября в Совете Федерации прошли вторые слушания, посвященные актуальным вопросам совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Скоро обобщенная резолюция верхней и нижней палат парламента отправится в федеральные органы исполнительной власти. Предполагается, что решение о введении справедливого тарифа в ОСАГО примут до истечения нынешнего года.

 

Поэтому данная актуальная тема и собрала в пресс-центре МИА «Россия сегодня» целый ряд видных экспертов.

 

 

Миллион страхового покрытия

Начал беседу Игорь Юргенс:

- Обе сессии в Госдуме показали, что к реформированию ОСАГО готовы. Внимательно присмотревшись к рынку ОСАГО начать его реформировать с разных углов – исполнительная власть склоняется к этому варианту. Основная идея обоих сессий была в установлении справедливого тарифа, а не просто в повышении цен. Она в том, что тот, кто водит машину аккуратно, будет платить столько же или меньше, а тот, кто водит агрессивно – будет платить больше. Дальше и парламентарии, и представители Минфина, и страхового сообщества говорили о том, что надо сделать для такой модификации. Приблизительно набор инструментов для осуществления этой идеи таков. В настоящий момент когда цена в результате абсолютно экономических причин (повышение конкуренции, снижение доли монополиста или квазимонополиста на этом рынке), когда экономическая конкурентная борьба на этом рынке позволила снизить стоимость полиса и мы это видим и по выплатам, и по общему финансовому результату страховых компаний, в этот период расширить коэффициент на принятие этих мер, которые возможно будут 20 процентов вверх, 20 процентов вниз. И Центробанк согласен с тем, чтобы страховые компании вышли на верх этого коридора. Расширение коридора – это первое.

 

Второе обстоятельство: ряд ведомств, в первую очередь Минфин, предлагает увеличить цену страхового покрытия с нынешних 400 тысяч по железу и 500 тысяч по здоровью и жизни до 1 миллиона рублей, а также добавить возможность заключения договора на 2 и более лет. В пакете с этими предложениями Минфин выдвигает идею перестрахования ОСАГО, которое было запрещено.

 

В пакете с этими идеями Минфин и в меньшей степени Центробанк говорят о том, что надо снять ряд коэффициентов ОСАГО, таких как мощность автомобиля и территориальный коэффициентЗдесь у нас есть расхождения. Но все предложения на столе и мы готовы их обсуждать. Плюс поступило большое количество предложений от ряда депутатов ЛДПР, в том числе о том, что надо оплатить страховку пострадавшему даже если у второго участника аварии не было полиса. Центробанк сказал, что заказывает актуальные расчеты, мы говорим, что как страховое сообщество готовы обсуждать любое из этих предложений конкретно и выступать с собственными расчетами.

 

Словом, генеральная идея состоит в том, что коридор расширения это первый этап либерализации тарифов и осуществления того что сделано во всех странах ЕС и многих других государствах.

 

 

Бонус-малус, коэффициенты и тарифы

Продолжил разговор исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев:

 

- И в Госдуме, и в Совете Федерации мы видели вектор, который верно задал Центробанк. Сегодня три изменения, предложенные Центргобанком, действительно позволят начать такой переход.

 

На первом месте – всё что касается коэффициента бонус-малус. Сегодня сам ЦБ видит какое количество жалоб и социального негатива часто вызывает у автомобилиста ОСАГО, потому что ему непонятно почему есть несколько коэффициентов, почему нет скидки, которую считал что должен иметь. С другой стороны страховщики видят как много лазеек, которые позволяют водителю, совершившему десять ДТП в течение года, на следующий год заключить договор без ограничения, получить свой небольшой коэффициент 1,8, а через год вообще полностью обнулить свою страховую историю, как будто этих аварий не было. Поэтому важен переход сейчас к новой системе коэффициентов, которая позволит сохранять страховую историю любого водителя. Такой подход позволит четко выделить людей, которые аккуратно ездят, и людей, которые совершают ДТП, а значит должны платить больше.

 

Другой момент – так сложилось, что добросовестные водители с хорошим стажем, условно говоря, оплачивают взносы за молодых водителей. По нашим оценкам, та матрица, которая предложена сейчас Центробанком, позволяет сделать следующее. 20 процентов автовладелдьцев получат повышение коэффициента или он сохранится на прежнем уровне, если это совсем молодой водитель. А 80 процентов водителей получат сохранение или даже понижение своего коэффициента, или даже будут платить меньше.

 

И третье изменение это расширение коридора тарифов. Добросовестные водители должны платить меньше, а для недобросовестного автовладельца тарифы должны быть высокими.

 

 

За справедливость и против маргиналов

Свои соображения по наболевшей проблеме высказал и координатор «Общества Синих Ведерок» Петр Шкуматов:

 

- Проблемы финансового разрыва, который возник в ОСАГО за последние полтора-два года, могут быть решены с двух сторон. Первое – конечно линейное повышение тарифа, но как мы выяснили из тех данных, которые были вам сегодня предоставлены, пострадают, прежде всего, добропорядочные водители. Это несправедливо. Второй путь решения проблем в ОСАГО это, как ни странно, снижение общей убыточности по этому виду страхования, то есть снижение количества ДТП. Это укладывается в общую стратегию нашего государства по достижению нулевой смертности на дорогах, что значит соответственно и нулевые выплаты у страховых компаний. На Совете Федерации мы слышали две цифры. 85 процентов наших водителей абсолютно добропорядочны и ведут себя на дорогах максимально аккуратно и вежливо, стараясь не попадать в аварии. Но есть и 15-16 процентов водителей, которые особенно не утруждают себя соблюдением правил дорожного движения. Это маргинальное меньшинство. Согласно нашим исследованиям, эти 16 процентов тоже делятся на части и среди них есть маргинальная группа в 3 процента, которая совершает очень много аварий. На Санкт-Петербургском финансовом форуме озвучивались такие цифры: 5 процентов водителей ответственны за 50 процентов ДТП в стране. Сейчас эта маргинальная группа покупает ОСАГО в разы дешевле, чем я, не попадавший в аварии 12 лет. Я плачу за ОСАГО в три раза больше чем человек, которые покупает социальное ОСАГО и которого осудили за  по статье 264.1 за повторную пьянку за рулем, но – в Крыму. Мы выступаем за то, чтобы в ОСАГО происходил максимально быстрый переход к персональным тарифам, когда у каждого водителя в нашей стране будет своя водительская история, своя страховая история, которая позволит страховым компаниям рассчитать справедливый тариф для каждого. Кстати, это создаст хороший побочный эффект – нарушать и создавать риски на дорогах станет финансово затратно.



Опубликовано: 27.09.2018 09:28, Автор фото: Вадим Попов
Категория: Страхование



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.