Новости

РОАД: итоги и прогнозы


РОАД: итоги и прогнозы

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), посвященная итогам авторитейла в 2017 году, прогнозам на 2018 год и изменению дилерской сети.

 

В мероприятии приняли участие президент Ассоциации РОАД Олег Моисеев, вице-президенты Ассоциации РОАД Наталья Жильцова и Денис Мигаль.

 

Представив своих коллег, Олег Моисеев открыл работу конференции. В начале своего доклада он, в частности, отметил, что при подведении итогов года прошедшего в ассоциации внимание уделялось не просто показателям объемов, а, в первую очередь, состоянию, в котором находятся дилерские сети. Существенным здесь, подчеркнул Моисеев, становятся продажи, приходящиеся на один дилерский центр, они – индикатор состояния дел в отрасли.

 

- Сегодня всё больше нашими автодилерами учитывается то, что происходит на  рынке продаж не только новых автомобилей, но и в сегменте автомобилей с пробегом. Если же говорить о состоянии дилерской сети в целом, то приходится, к сожалению, констатировать, что в прошлом году произошло очередное сокращение – более ста дилерских центров прекратили свое существование. С одной стороны это – показатели негативные, но с другой – та дилерская сеть, которая есть в настоящее время, избыточна для существующих объемов рынка. Что касается выстраивания прогнозов на год текущий, то пока придется повременить, так как слишком много неизвестных – все изменения и нововведения наверняка отразятся на отрасли, как негативно, так и позитивно. Но какие-то комментарии будут возможны только по прошествии определенного времени.

 

А сейчас, например, беспокоит повышение акцизов, что, несомненно, добавит нагрузки на рынок; в этом ряду также и повышение утилизационных сборов. Иными словами, перспективы поведения рынка в складывающихся – не всегда благоприятных – условиях остаются во многом неясными, – подытожил Моисеев.

 

Добавить к этому, как заметил он, можно и то, что  хотя политика импортозамещения, проводимая государством, и является необходимостью сегодня, но в авторитейле российские дилеры во многом зависят от компаний-брендов – до 20% автомобилей импортируются на отечественный авторынок. Да и потом непонятно, как поведет себя потребитель, как отреагирует на складывающуюся ситуацию, проще говоря, каким будет спрос в том или ином сегменте автомобильных продаж.

 

Отмечая изменения в дилерской сети, спикер отметил, что доля китайских брендов на российском авторынке продолжает увеличиваться. И если в 2016 году они занимали в объемах продаж порядка 11%, то сейчас их доля увеличилась до 13%. И, похоже, что уже можно говорить о некой экспансии китайских производителей. В связи с этим, предстоит пока только наблюдать, как события будут развиваться дальше. Тем более  какой-то определенности здесь, безусловно, нет – только о присутствии трех китайских компаний на российском рынке можно говорить как о стабильном.

 

- На рынке новых автомобилей дела обстоят неплохо, – заметил спикер, – по данным, опубликованным Комитетом автопроизводителей, в 2017 году продано автомобилей на 12% больше, чем в 2016 году. Это первые показатели роста отечественного авторынка за последние, начиная с 2013-го, годы. При этом на один дилерский центр продажи авто выросли больше, чем на 12%, с учетом, конечно, того, что произошло сокращение числа центров.

 

Далее Моисеев обрисовал положение дел в региональных дилерских сетях, отметив при этом некоторые чисто региональные нюансы и их специфику.

 

- В любом случае, те итоги, с которыми отечественный авторынок в целом подошел к дням настоящим, можно уверенно отнести к положительным, – подчеркнул докладчик.

 

О том, как обстоят дела в работе над одним из важнейших для автодилеров направлений – совершенствовании закона об ОСАГО – рассказала Наталья Жильцова.

 

- Закон об ОСАГО – тема по-прежнему резонансная, – отметила она, – и по многим, касающимся ее вопросам, наша ассоциация очень плотно сотрудничала с массмедиа весь 2017-й год. Данная тема, интересна с разных сторон, и, прежде всего, она социально значимая: сегодня миллионы автовладельцев заинтересованы в нормальной цивилизованной форме урегулирования ОСАГО. Важна она и с экономической точки зрения, так как заложенный в ней потенциал составляет не меньше 100 млрд. рублей. Такой потенциал – это касается и автопроизводителей – нельзя не заметить, и с ним, конечно, надо работать.

 

- Сегодня (по истечении 9 месяцев после принятия поправок) уже можно говорить о каких-то результатах, – что работает, а что нет, – заметила Жильцова, – к тому же собрана определенная статистика, есть некая критичная масса урегулированных событий по натуральной форме.

 

Если говорить о позиции РОАД в данном вопросе, то она не поменялась – рынок сервисных услуг должен быть цивилизованным – потребитель заслуживает того, чтобы в ОСАГО гарантийный парк ремонтировали официальные дилеры для поддержания гарантий производителя.

 

- Мы по-прежнему считаем, что урегулировать в натуральной форме события необходимо без учета износа деталей. И, конечно, мы за то, чтобы детали, которые устанавливаются при ремонте, были новыми и сертифицированными – понятными потребителю с точки зрения гарантии на эти запасные части, – подчеркнула вице-президент.

 

Отметила Наталья Жильцова и те положительные результаты, которые были достигнуты в ходе встреч представителей РОАД с представителями различных структур, заинтересованных в скорейшем решении всех проблемных вопросов, существующих сегодня в сфере ОСАГО.

 

- Ряд предложений, выдвинутых нами в ходе встреч и переговоров, – сказала она, – нашли понимание у наших партнеров, а часть из них были поддержаны и приняты безоговорочно.

 

Но следует признать, что не на всех совещаниях все проходит так уж гладко, и не во всех инстанциях предложенное РОАД находит положительный отклик. Например, что касается ценообразования на детали, то на обращение по этому поводу в Российский союз автостраховщиков (РСА), был получен обтекаемый формальный ответ, что предложенное РОАД может быть рассмотрено как единая база для ценообразования в гарантийном сегменте автозапчастей.

 

- Так что пока, к сожалению, продуктивный диалог с автостраховщиками не получается. И, прежде всего, в плане законотворчества. Хотя, следует признать, что им предложенный нами подход близок, и именно в его рамках проводится работа в сфере добровольного страхования (КАСКО), но вот с ОСАГО пока как-то не очень получается. Но, полагаем, разногласия все-таки будут преодолены, – заметила Жильцова.

 

Одной из основных проблем существующих сегодня в ОСАГО по ее мнению является и прописанность в законе двух форм возмещения – натуральной и денежной. Какую из них применять, в настоящее время решает только страховщик. Получается, что потребитель здесь права голоса лишен. Но проблема в целом гораздо более серьезная, что не отменяет поиска ее решений с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

 

О другом важном проекте – направлении работы РОАД – регулировании вторичного рынка автомобилей говорил Денис Мигаль.

 

Одним из главных итогов прошедшего года, по мнению Мигаля, стало создание в Ассоциации комитета «автомобиля с пробегом». Появление данной структуры вполне обосновано, так как вторичный рынок продаж сегодня растет, и темпы его роста по всем показателям только увеличиваются. Проблем в этой очень значительной части авторынка – по объемам продаж, по численности его участников, по рискам и т.п. – накопилось предостаточно. Но уже за небольшой срок существования комитета часть их удалось решить.

 

И хотя очевидно, что без госрегулирования в этом сегменте авторынка не обойтись, в РОАД также выдвигают инициативы (и предлагают решения), в частности, в таких направлениях как ответственность за «скручивание» пробега, фиксация пробега профессиональными участниками рынка, прозрачность данных по залогам и обременению, отмена двойного НДС.

 

- Например, серьезной и нерешенной до сих пор проблемой, – подчеркнул спикер, – остается «скрутка пробега». Здесь накопилось очень много вопросов. И в комитете знают, что следует делать или предпринимать в том или ином случае. Заметить стоит только одно – мы на стороне потребителя и будем всячески отстаивать его права, вплоть до привлечения к уголовной ответственности особо злостных нарушителей установленных правил продаж автомобилей с пробегом.

 

В ходе пресс-конференции выступающие также прокомментировали ряд наиболее спорных и острых тем в сфере российского авторитейла, а в конце ее традиционно ответили на многочисленные, и довольно острые, под стать обсуждаемым темам, вопросы журналистов.



Опубликовано: 29.01.2018 13:23, Автор фото: Андрей Заболотский
Категория: Рынок подвижного состава



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.