Новости

Как решать проблемы транспорта в городе?


Как решать проблемы транспорта в городе?

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве состоялся форум «Умный город будущего».

 

Александр Котов

 

Участники мероприятия обсудили самые разные проблемы: преобразование городских территорий, экологию городов, вопросы ЖКХ, создание безбарьерной городской среды для всех жителей, включая инвалидов, и многое другое.

Не остались без внимания на форуме и вопросы транспорта. Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, открывая на форуме секцию «Транспорт», напомнил, что транспортная система имеет две основных функции: обеспечение транспортной доступности и снижение транспортных издержек.

– Страна у нас большая, и мы не можем идти по пути западных стран, увеличивая акцизы на топливо и другие нагрузки на автомобилиста, потому что без автомобиля нам не развить страну, не развить территории. Повышение транспортной доступности – это способ достижения территорий, – подчеркнул эксперт.

В качестве иллюстрации Якимов показал собравшимся две фотографии, сделанные им почти одновременно в Пермском крае: на одной – город с пробками, на другой – разбитая дорога с глубокими колеями и застрявшими в них грузовиками.

– Мы живем с вами в уникальное время и в уникальном месте. Эти две проблемы (пробки и бездорожье) обычно возникали в других странах по очереди. Сначала развивали дороги, а потом получали транспортные издержки в виде пробок в городах. А мы еще не решили сегодня первую задачу, а уже «попали» на вторую, - сказал Якимов.

Передавая слово Александру Полякову, заместителю руководителя ГКУ г. Москвы «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), Якимов отметил: сегодня в стране транспортные проблемы городов наиболее активно решаются именно в столице, в том числе благодаря наличию у Москвы необходимых ресурсов.

Поляков представил собравшимся доклад на тему «Определение и реализация мероприятий по повышению транспортной связности в городе Москве». Недостаточное количество транспортных связей между районами – проблема не только московская. Это характерно для всех городов, имеющих выраженную радиальную структуру улично-дорожной сети, то есть для всех старых городов, где дороги изначально вели в крепость или что-то подобное, вокруг чего потом формировалось всё остальное.

Поэтому методики, разрабатываемые в ЦОДД Москвы, применимы для решения транспортных проблем многих других городов, в том числе с ограниченным бюджетом, ведь не все методы требуют больших затрат. Методика повышения связности вкратце такова. Вначале формируется список предлагаемых мероприятий по повышению связности (строительство путепровода, участка дороги, открытие проезда, перекрытого по какой-либо причине). Затем по каждому делают расчет: насколько оно позволит снизить коэффициент связности (величину, определяемую, как отношение длины кратчайшей существующей дороги из одной точки в другую к прямой линии, соединяющей эти точки). Другими словами, определяют, во сколько раз предлагаемые меры сократят перепробег. Кстати, такой подход позволяет сравнить по существующим показателям связности разные части города.

Далее предлагаемые мероприятия оценивают с точки зрения социально-экономического эффекта, который они должны дать городу (для этого учитывают не только экономию времени в пути, но и то количество водителей, которое будет этим путем пользоваться). Все это позволяет присвоить каждой из предлагаемых мер свой рейтинг, выстроив их по степени значимости. После чего уже несложно решить, какие мероприятия следует осуществить первыми, ориентируясь на верхние строчки получившегося списка и суммы, имеющиеся в бюджете.

По словам Полякова, в Москве есть районы, коэффициент связности между которыми составляет больше 10, и даже больше 20. То есть самая короткая дорога в соседний район в 20 и более раз длиннее прямого пути! Перепробеги получаются колоссальные. Так, строительство путепровода, соединившего Фестивальную улицу с Талдомской над железнодорожными путями Ленинградского направления, позволило сократить перепробеги при движении с одной улицы на другую в 28 раз. Средняя скорость на 78-м км МКАД и на Коровинском шоссе (по ним приходилось ехать с Фестивальной на Талдомскую до открытия путепровода) возросла на 19 и 26 % соответственно. Правда, Индекс доходности (размер социально-экономического эффекта, выраженного в рублях, приходящегося на 1 рубль затрат на реализацию проекта) оказался относительно небольшим, составив 1,1. Оно и понятно: строительство путепровода – мероприятие дорогостоящее.

Но бывает, что для сокращения перепробега не надо строить ни путепровод, ни новую дорогу. Достаточно изменить организацию движения, например, открыв новое направление движение на перекрестке, которое прежде было запрещено. Или такой пример: для сокращения перепробега между Краснопресненской набережной и 1-м Красногвардейским проездом в районе Экспоцентра на Красной Пресне в 6,5 раз потребовалось лишь открыть движение по местному проезду. Сокращение перепробега по московским меркам относительно небольшое. Зато Индекс доходности составил 8,7, поскольку и расходы по изменению организации движения оказались невелики. Основная трудность была организационной, поскольку проезд пролегает по частной территории. Но с ее собственниками удалось договориться:

– Все удалось сделать практически даром, за счет установки нескольких знаков. А шлагбаум принадлежал не городу, и они сняли его сами, – рассказал Поляков.

Руководитель управления транспорта администрации Великого Новгорода Игорь Попов рассказал о том, как организована работа общественного транспорта в их городе. За последние 5 лет ее основные показатели оставались весьма стабильными. В городе по-прежнему работают 4 перевозчика, число маршрутов возросло с 38 до 39; число машин, находящихся на линии, со 192 до 198. Количество рейсов, выполняемых в сутки, увеличилось с 3075 до 3382. Интересно, что 59 % парка городских автобусов работает на газовом топливе.

Улично-дорожная сеть Великого Новгорода формировалась в 60-80-е годы прошлого века из расчета 170-180 автомобилей на 1000 жителей. Сегодня этот показатель в два с лишним раза выше: в городе 220 тысяч жителей, и при этом зарегистрировано 86 тыс. автомобилей. Дороги, естественно, перегружены. В этих условиях роль общественного транспорта особенно важна – ведь это альтернатива личному автомобилю.

Одна из особенностей города в том, что он разделен на две части рекой Волхов. Эти части связывают между собой всего два транспортных моста и один пешеходный (сейчас заканчивается строительство третьего транспортного моста). Попов привел интересный пример, показывающий роль общественного транспорта в перегруженном личными автомобилями городе. В 2013 году возникла необходимость ремонта одного из двух основных мостов – моста Александра Невского. Технология ремонта позволяла оставить для движения по ремонтируемому мосту только одну полосу. Поэтому было принято решение: на время ремонта использовать этот мост для движения одних лишь автобусов (в обе стороны, в реверсивном режиме). Весь остальной транспорт мог переезжать на другой берег только по второму мосту:

– Были большие опасения, что весь город встанет в одной пробке. Но картина оказалась противоположная: время перемещения по оставшейся транспортной переправе даже уменьшилось. Объясняется это просто: люди выбрали общественный транспорт, оставив на время ремонта моста свои машины. С тех пор от жителей иногда поступают предложения: а не закрыть ли нам снова один мост для движения личного транспорта, - рассказал Попов.

Дмитрий Енин, доцент кафедры логистики МАДИ, рассказал собравшимся о принципах создания в городе системы транспортных услуг, приспособленной для всех групп населения, в том числе для инвалидов и других маломобильных граждан.

– В методиках расчета при организации перевозок неотъемлемой составляющей является пешеходная доступность остановочных пунктов, – сказал Енин, добавив, что естественные функции человека обязательно должны учитываться при формировании транспортной системы будущего. Так, например, для того, чтобы всем в городе было комфортно, объекты пешеходной инфраструктуры должны иметь ширину не менее2 метров. Это важно как для инвалидов, так и для обычных граждан, например для тех, кто идет из магазина с пакетами продуктов – нужно ведь как-то расходиться со встречными пешеходами. А до транспорта (каким бы он ни был, личным или общественным) нужно еще дойти.

А каким принципам должно подчиняться перемещение грузовиков по городу? Специально для портала Transler.ru Дмитрий Енин поделился своим мнением об эксперименте по созданию в Восточном административном округе Москвы так называемого грузового каркаса – системы дорог, которых должны придерживаться грузовые автомобили:

– Как минимум, здесь возникает вопрос нагрузки на ось. Дорог, рассчитанных на 12 т, всего 5 %. А в городах максимальная расчетная нагрузка вообще, как правило, составляет 6 т, за исключением отдельных магистралей. Играет роль экологическая составляющая, а также вопрос габаритов: «перемешивание» грузовиков с потоком легковых автомобилей неудобно ни тем, ни другим. Так что введение грузового каркаса – мера довольно логичная.

 

– А как же связность, о важности которой сегодня так много говорили? Ведь если закрыть ряд улиц для движения грузовиков, для них связность может понизиться, перепробеги возрастут.

– Каркас нужен для тяжелых грузовиков, большинство из которых имеет свой ограниченный круг объектов тяготения. А для малотоннажных логичнее применять другие меры регулирования, например топливный сбор, при котором плата за проезд по дорогам города будет уже включена в цену топлива. Топливный сбор справедлив, поскольку выплачиваемые суммы всегда пропорциональны транспортной работе: расход топлива зависит как от пробега, так и от грузоподъемности автомобиля. А стремление уменьшить расходы на топливо будет способствовать выбору перевозчиков в пользу более экономичных автомобилей, что должно положительно сказаться на экологии города.



Опубликовано: 20.11.2015 15:08, Автор фото: Александр Котов
Категория: Организация движения



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.