Новости

Прогнозы «Авторынка России»


Прогнозы «Авторынка России»

На организованной аналитическим агентством «АВТОСТАТ» конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», прошедшей 26 февраля, было заявлено, что продажи новых автомобилей в стране упали по итогам 2013г. на 5,8 %.

 

Такой результат обозначен «в целом». Но по коммерческим автомобилям снижение значительнее, чем по легковым. Продажи лёгких коммерческих автомобилей упали на 5,7 %, продажи грузовиков – на 14,3 %, автобусов – на 9,5 %. Уменьшилось и производство автомобилей в России – на 2,1 %.

 

Среди факторов, способствовавших снижению продаж автомобилей в стране, участники конференции отметили замедление роста ВВП, ослабление рубля, снижение объёмов перевозки грузов в стране автомобильным транспортом, спад производства в некоторых отраслях промышленности (в чёрной металлургии и лесопромышленном комплексе), рост дефицита региональных бюджетов, увеличение объёма оттока капитала из страны, общий пессимистический настрой покупателей, введение утилизационного сбора.

 

Неоднозначно влияние кредитования. Хотя его объём снова вырос (во многом за счёт госпрограммы льготного кредитования), что вроде бы должно стимулировать рынок, но в то же время темпы роста кредитования замедлились, а вдобавок просрочка по кредитам растёт.

 

Представляет интерес динамика продаж по отдельным моделям. Так, среди лёгких коммерческих автомобилей «Газель» ГАЗ-3302 хотя и занимает по прежнему первое место (ей принадлежит 23,8 % рынка – то есть примерно каждый четвёртый продаваемый в России лёгкий коммерческий автомобиль – это ГАЗ-3302), но по сравнению с предыдущим годом продажи уменьшились очень значительно – на 21,3 %.

 

Прирост в этом сегменте показали только Ford Transit (+ 9,8 %) и Lada Largus. Причём последняя, хотя и занимает пока всего 3,7 % рынка, показала огромный прирост продаж в 670,1 %, то есть почти в семь раз. Отчасти это объясняется тем, что в 2012-м модель продавалась не в течение всего года – её первые продажи начались только в июле. Однако ясно, что популярность модели быстро растёт.

 

Среди среднетоннажных грузовиков прирост продаж в прошлом году показали ГАЗ-3310 «Валдай» (у него же первое место по количество проданных машин), Hino 300, МАЗ-4371 и MAN TGL. Наилучшая динамика продаж – у MAN TGL (+ 80,9 %), хотя абсолютные числа не так впечатляют: в прошлом году в стране был зарегистрирован 501 новый автомобиль этой модели.

 

Среди тяжёлых грузовиков прирост на фоне общего снижения продаж показали модели: КамАЗ-6520, КамАЗ-4311, Scania серии P, и Mercedes Actros. Первое место по количеству зарегистрированных в прошлом году новых машин – у модели КамАЗ-6511 (7086 штук), но по сравнению с предыдущим годом её продажи снизились на 21,8 %.

 

Динамика продаж по отдельным регионам России в основном оказалась довольно предсказуемой. По лёгким коммерческим автомобилям продажи в Москве остались примерно на прежнем уровне, а в большинстве остальных регионов просели ниже, чем в среднем по стране.

 

А вот по среднетоннажным грузовикам продажи в Москве упали на 12 %. В большинстве регионов с крупнейшими рынками среднетоннажных грузовиков (кроме Нижегородской области, Краснодарского края, Ханты-Мансийского АО и Башкортостана) также наблюдается значительное снижение.

 

По тяжёлым грузовикам регионами-исключениями, не показавшими значительного снижения продаж, стали только Московская область, Ханты-Мансийский АО и Башкортостан. Тем временем в Краснодарском крае продажи тяжёлых грузовиков упали на 29,9 %, в Питере – на 27,9 %, в Москве – на 21,1 %.

 

Единственным большим сюрпризом в анализе динамики продаж по регионам стал Башкортостан: по тяжёлым грузовикам – прирост на 3,3 %, по среднетоннажным – на 3,9 %, по лёгким коммерческим автомобилям – на 11,6 %!

 

– Мы пытались понять, что стало причиной такой динамики по Башкортостану, и не поняли, – признался исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Возможно, хорошо развитый мелкий бизнес?

 

Другие участники конференции также не смогли прояснить причины этого явления, был отмечен лишь сам факт: в Башкортостане выросли продажи всех типов транспортных средств, вплоть до мотоциклов.

 

Делая прогнозы на будущее, большинство участников конференции высказалось в том духе, что в 2014г. нас ожидает дальнейшее снижение объёмов продаж новых автомобилей в стране, и в том числе коммерческих. Так, по прогнозам агентства «АВТОСТАТ», базовый сценарий развития событий предусматривает снижение количества продаж новых лёгких коммерческих автомобилей со 161,9 тыс. штук (показатель прошлого года) до 152 тыс. Оптимистический сценарий предусматривает небольшое повышение – до 169 тыс., однако есть и пессимистический – снижение до 135 тыс.

 

По новым среднетоннажным грузовикам продажи в прошлом году составили 31,7 тыс. машин. Прогноз «АВТОСАТ» на этот год: базовый – 29,0; оптимистический – 32,5; пессимистический – 25,5.

 

По новым тяжёлым грукзовикам: продажи прошлого года – 77, 6 тыс., прогноз по базовому сценарию – 69,5; оптимистический – 79,0; пессимистический – 60,0 тыс.

 

Специально для портала Transler начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун отметил:

 

– Базовый сценарий, на наш взгляд, наиболее реален. То есть снижение, скорее всего, будет, хотя и не столь значительное, как в 2009 году. В то же время мы думаем, что существенных изменений в экономике и ситуации на рынке не будет, а значит, продажи коммерческих автомобилей в этом году не выйдут на уровень 2014 года.

 

Основой для воплощения в жизнь оптимистического сценария могли бы стать изменения в законодательстве, направленные на обновление парка автомобильной техники. Топтун назвал этот фактор одним из основных, влияющих на состояние рынка новых коммерческих автомобилей в России – не только автобусов, но и грузовиков. Речь идёт о вводе ограничений по возрасту автомобилей и по их экологическому классу. Предпосылки для таких ожиданий есть: выступавший на этой же конференции член общественной палаты РФ, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин хотя и констатировал, что пока не удалось решить «задачи по совершенствованию законодательства» в этой сфере, но сообщил, что законодатели могут вернуться к обсуждению таких проектов.

 

В то же время есть серьёзные предпосылки и для развития событий по пессимистическому сценарию. Как подчеркнули многие участники конференции, российская экономика очень зависима от мировых цен на нефть. Ожидается, что на мировой рынок вернётся Иран, а в этом случае цены на нефть могут, по некоторым прогнозам, упасть сразу процентов на десять. Вслед за общими проблемами в экономике страны в этом случае ожидается и падение авторынка.



Опубликовано: 27.02.2014 15:22, Автор фото: Александр Котов
Категория: Новости производителей



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.