Новости

Тренд хуже некуда


Тренд хуже некуда

Андрей Заболотский

В Государственной думе состоялось заседание экспертного совета по автомобильной промышленности при комитете ГД по промышленности.

Все выступавшие были едины в том, что ситуация в отрасли и, прежде всего, в сфере коммерческого транспорта, сложилась критическая.

Открывшая заседание член комитета ГД РФ по промышленности, председатель экспертного совета Альфия Когогина подчеркнула, что общий настрой автопроизводителей, их оценку происходящего сегодня на российском автомобильном рынке, иначе как пессимистическими не назовешь. И, конечно, для этого есть объективные причины. Определяющими среди них, по ее мнению, являются снижение темпов роста экономики, влияющее, в свою очередь, на потребительский спрос, неотрегулированность (завышенных) ставок в автомобильном кредитовании, а также отсутствие должного внимание к проблемам отрасли со стороны правительственных структур.

Выступивший следом первый заместитель председателя комитета ГД РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заметил, что, безусловно, сегодняшнее состояние дел в автопроме удручает, да и ближайшая перспектива особо радужным не выглядит.

Можно конечно, по его словам, ссылаться на «турбулентность» в мировой экономике и другие всем известные негативные факторы, но, тем не менее, на данном этапе очень важно не допустить резкого сокращения объемов производства, падения финансирования, в том числе – заработной платы, сокращения численности занятых на производстве.

Не отличались оптимизмом и выступления представителей ведущих компаний-производителей. В частности, начальник управления по взаимодействию с федеральными органами государственной власти ОАО «АВТОВАЗ» Александр Виноградов, отмечая всю сложность сложившейся ситуации, заявил о необходимости государственной поддержки.

Для такой компании как наша, отметил он, падение продаж всего лишь на 1% может привести к потере мест для двух тысяч человек. Производство сегодня находится в состоянии стагнации и о росте продаж говорить не приходится. Сборка автомобилей по контракту позволяет более-менее держаться на плаву, но такое положение дел не может долго сохраняться.

Все, что сегодня содействует – в том числе субсидии, кредитование – развитию отрасли, безусловно, необходимо, но кардинальным решением, как подчеркнул докладчик, многих проблем отрасли могло бы стать обновление авторынка. А для этого потребуется тщательно проработанная – с участием экспертов и представителей госструктур – программа, которая выведет на новый уровень как легковой, так и грузовой автотранспорт.

О множестве накопившихся проблем в сфере производства и продаж говорила и вице-президент по внешним связям ООО «УК «Группа ГАЗ» Елена Матвеева. Несмотря на инвестированные в развитие производства 20 млрд. рублей за последние 2 года, спад, как подчеркнула она, предотвратить не удалось.

Продолжается снижение продаж легкого коммерческого транспорта – дает себя знать существенное сокращение потребительского спроса. И, что самое неприятное, какой из сегментов авторынка ни возьми, везде наблюдаются негативные тенденции: продолжается, набирая обороты, старение коммерческого автотранспорта, происходит сокращение рынка автобусов и т.д.

- Поэтому сейчас, как никогда, – заметила Елена Матвеева, – коммерческая техника нуждается в «переломе» существующего тренда. Настала время для проведения актуализации и модернизации всех основных существующих в отрасли инструментов.

Необходимость принятия срочных мер не просто назрела. Так, общее снижение объемов реализации ГАЗ за шесть месяцев составило 28%. Свою роль здесь сыграли необходимость снижения сверхнормативных остатков в дилерской сети, падение продаж в Украине и Беларуси.

И есть основания предполагать, что падение рынка LCV за 6 месяцев составит 16%.

Рынок коммерческих автомобилей, заметила докладчица, в отличие от рынка легковых авто, так и не вышел на докризисные объемы. Основным фактором, ограничивающим его рост, является изменение (укрупнение) бизнеса и сокращение сегмента малого бизнеса в структуре экономики.

Доля последнего, являющегося основным покупателем легкой коммерческой техники, достаточно низкая и – продолжает снижаться. В 2012-2013 годах многие предприятия малого бизнеса были вынуждены закрыться  из-за изменений в налоговом законодательстве.

В этом ряду также находится и отсутствие роста в «недобывающих» отраслях (общий рост ВВП менее 4%), которое приводит к сокращению рынка коммерческих автомобилей.

Способствует дальнейшему падению рынка коммерческих автомобилей и усугубляющаяся с каждым днем экономическая нестабильность в стране.

В выступлениях представителей компаний Соллерс, Рено, КАМАЗ также, так или иначе, присутствовала такая же далеко не радостная оценка существующего положения дел.

Но, что следует отметить, каждый из выступающих предлагал (при своем видении ситуации) варианты решения по выходу из лабиринта создавшихся проблем.

Комплекс необходимых мер для вывода отрасли из тупика предложил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Александр Морозов. Он обобщил все наиболее актуальные вопросы и предложения по их решению, поступившие от участников Экспертного совета.

Последние согласились с тем, что четко сформулированные и структурированные требования экспертного сообщества будут способствовать изменению негативной тенденции в отрасли. И, соответственно, окажут положительное воздействие на достижение целевых показателей стратегии автомобильной промышленности, следствием чего будет повышение ее конкурентоспособности.



Опубликовано: 04.07.2014 11:18, Автор фото: Андрей Заболотский
Категория: Новости производителей



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.