Новости

Что происходит на рынке перевозки грузов?


Что происходит на рынке перевозки грузов?

В Москве состоялась конференция «Рынок транспортных услуг».

 

Александр КОТОВ

 

Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», прошедшая 31 октября, стала юбилейной – уже пятнадцатой по счету. Мероприятие, которое провели в отеле «Ренессанс Москва Монарх Центр» на севере столицы, собрало несколько сотен делегатов. На конференции обсуждались самые разные вопросы, так или иначе связанные с перевозкой грузов.

 

В первую очередь конференция была ориентирована на тех, кто занимается перевозками грузов по железным дорогам: грузовладельцев, операторов железнодорожного подвижного состава, представителей железнодорожного перевозчика и государственных структур, регулирующих этот рынок. Обсуждались как организационные, так и чисто технические вопросы, например ремонт и техническое обслуживание железнодорожных вагонов. Тем не менее, в ходе многих сессий мероприятия уделили время и проблемам автомобильных грузоперевозок.

 

Два главных вида транспорта страны


В ходе утренней пленарной дискуссии «Рынок транспортных услуг. От конкуренции к сотрудничеству» Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов РФ, отметил, что в ближайшие пять лет ожидается восстановление докризисного уровня объемов перевалки грузов. Способствовать этому должно расширение контейнерных перевозок, как наиболее технологичного способа доставки грузов. Жусупов также напомнил о проблеме монополии железных дорог: при огромном рынке операторов железнодорожного подвижного состава сегодня здесь действует всего один перевозчик грузов. По мнению Жусупова, для гармоничного развития рынка транспортных услуг в стране стоит рассмотреть возможность выхода на него альтернативных перевозчиков.

 

Как грузы распределяются между железнодорожным транспортом и автомобильным? На эту тему выступил в ходе той же дискуссии Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли.

 

– Мне совершенно не нравится идея конкуренции грузовиков и железных дорог, – начал свое выступление эксперт. По его словам, если грузовик везет недорогой груз на три тысячи километров – это ненормально. Тем более, что Россия – исторически страна железнодорожная. Рынок надо приводить в нормальное состояние.

 

Пока мультимодальность – перевозка груза последовательно несколькими видами транспорта – у нас не получилась, но, по мнению эксперта, это неизбежно произойдет:

– Грузовики и железнодорожный транспорт жить друг без друга не могут, – сказал Борис Рыбак.

 

Это касается и доставки сборного груза, которого в последнее время становится все больше из-за быстрого развития Интернет-торговли, например огромного количества коробок и коробочек из Китая, отправляемых российским покупателям. Кстати, это груз достаточно дорогой: для него тариф на доставку может составлять около четырех долларов за килограмм, так что перевозчики в работе с ним заинтересованы.

 

О контейнерных перевозках


Отдельная сессия конференции была полностью посвящена контейнерным перевозкам. За ними, по мнению выступавших, будущее логистики. Рост контейнеризации также связывают с ростом перевозок не сырьевых грузов. Так, в этом году отмечено уже почти двукратное увеличение контейнерных перевозок из Китая. Кроме того, к 2020 году прогнозируется отправка порядка 5 тысяч только транзитных контейнерных поездов в год из Китая в Европу через РФ.

 

Развивается и транзит через Монголию, причем в этом году произошел десятикратный рост: в ноябре через эту страну отправлено 50 контейнерных поездов в сторону Европы.

 

Особое место на сессии о контейнерных перевозках заняло выступление Дмитрия Ермолова, директора терминала Freight Village RU. Комплекс Freight Village – «грузовая деревня» – это крупный объект в Боровском районе Калужской области, объединяющий работу нескольких видов грузового транспорта – автомобильного, железнодорожного и авиационного. На территории комплекса работают также несколько производственных предприятий: завод по выпуску автомобильных масел марки TOTAL, предприятия по выпуску лакокрасочной продукции. На территории комплекса организован и распределительный центр сети магазинов «Пятерочка». Объясняется это тем, что «грузовая деревня» расположена весьма удобно с точки зрения автомобильных грузоперевозок: всего в 70 км от Москвы и в непосредственной близости от «большой бетонки» – кольцевой дороги А108.

 

Специально для портала «Транслер» Дмитрий Ермолов подробнее рассказал о работе «грузовой деревни»:

– Груженые контейнеры, поступающие к нам по железной дороге, вывозятся с терминала автомобильным транспортом – порядка двухсот контейнеров в сутки. Около 99 % – это импорт из Китая. Контейнеры поступают к нам по железной дороге из портов – например, из Риги, Питера, Находки. Такими путями везут сырье (волокно, полипропилен), комплектующие для завода «Самсунг» (это наш стратегический партнер), одежду, оборудование и многое другое. Например, маленькие игрушки для шоколадных яиц «Киндер-сюрприз» поступают из Китая в порт «Восточный» в Находке, оттуда контейнеры с ними по железной дороге едут к нам на станцию Ворсино в Калужской области. На нашем терминале контейнеры с игрушками перегружаются уже на автомобильный транспорт. От нас грузовики доставляют их во Владимирскую область на завод кондитерских изделий фирмы Ferrero, где игрушки, наконец, попадают внутрь шоколадных яиц с сюрпризом, столь хорошо знакомых многим покупателям.

 

– Кто занимается доставкой грузов автомобильным транспортом от вашего терминала получателю?


– Получатели могут сами организовать вывоз контейнеров с нашего терминала, воспользовавшись услугами каких-либо тракинговых компаний, а могут поручить доставку нам – возможен любой из этих вариантов.

 

– Когда доставку заказывают у вас, кто ее непосредственно осуществляет?


– У нас на терминале создан единый диспетчерский центр, координирующий работу нескольких тракерных компаний Калужской области, в распоряжении которых имеется в общей сложности около 70 автомобилей-контейнеровозов. Эти компании и занимаются доставкой. Мы вполне могли бы организовать это сами, но решили, что пусть лучше этим занимаются те, кто посвятил этому всю жизнь. Чтобы не подвести клиента, надежнее доверить доставку грузов автотранспортом тем, кто занимается только этим.

 

– Приведите, пожалуйста, примеры обратного процесса, когда на терминале осуществляется перевалка контейнерных грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный.


– С нашего терминала отправляется по одному поезду каждую неделю по каждому из трех направлений – в Читу, Благовещенск и Иркутск. Получается 12 поездов в месяц. Каждый такой поезд – это 70 груженых контейнеров, которые к нам на терминал привезли автомобили из Москвы, Московской области, Брянска, Калужской области и т.д. Такими маршрутами везут мебель, стройматериалы, продукты питания (например, чай с подмосковной фабрики), алкоголь московских брендов и другие грузы.

 

Эксперт пояснил, что в контейнерах можно возить не только коробки и ящики, но и жидкие грузы, в том числе и автомобильным транспортом. Иногда для этого контейнер заполняют бочками, но это неэффективно с точки зрения использования объема, и вообще дорого (бочки тоже стоят денег, как и процесс их погрузки в контейнер). Петр Григорьев, директор по маркетингу ООО «Европак», рассказал об интересной альтернативе. Для перевозки неопасных наливных грузов в стандартном двадцатифутовом контейнере может использоваться «Флекситанк Европак» – полипропиленовая емкость, усиленная специальными нитями, не уступающими по прочности стали. Упаковка одноразовая, что гарантирует чистоту перевозимого груза. Таким способом можно перевозить минеральные и растительные масла, глицерин, антифриз. Стоимость одного «Флекситанка» – 550 долларов, то есть около 25,5 доллара на тонну перевозимого жидкого груза, что почти в 5 раз экономичнее, чем при перевозке той же жидкости в бочках.

 

– Для перевозки жидкостей автомобильным транспортом «Флекситанк» могут использовать, например, небольшие заводы по производству подсолнечного масла, - пояснил Григорьев специально для портала «Транслер». – Мы предоставляем комплексную услугу, а не только сам контейнер: наши специалисты выезжают на обучение, в обязательном порядке контролируют первые загрузки, чтобы гарантировать отсутствие протечек. После использования емкость поступает на вторичную переработку.

 

Грузовики и море


Одна из сессий конференции называлась так: «Морской порт. Интеграция с наземными перевозками». Как отметил Дмитрий Морозов, председатель комитета по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственным вопросам Ассоциации морских торговых портов РФ, если порт расположен в крупном городе, серьезной проблемой для города становится движение потока грузовиков в порт и из порта. Например, в Санкт-Петербурге одним из стратегических направлений решения этой проблемы стал вынос портовых мощностей за пределы города. Но и на этом пути не все гладко. Поначалу предполагалось, что развитие автомобильных подходов к порту Усть-Луга, расположенному на берегу Финского залива, будет осуществляться за счет федерального бюджета. Однако затем бюджет пересмотрели и предложили стивидору (портовому оператору) построить автодорогу за свой счет, но стивидор также не взял эти расходы на себя. В результате сегодня подъезд грузовиков к порту осуществляется по временным грунтовым дорогам, и сколько еще продлится эта ситуация, пока не ясно.

 

Время доставки, цена, интернет


На сессии «С точки зрения грузовладельца. Как изменились индикаторы качества» уделили внимание вопросам уберизации. Согласно определению, которое дал Владимир Петров, начальник управления развития Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД», уберизация – это услуга заказа перевозки, предусматривающая подачу ближайшего транспортного средства точно в срок. И все это – в рыночной среде, где те, кто предлагает услугу, конкурируют между собой.

 

Всем хорошо известно, как это действует на примере такси. Но те же принципы годятся и для рынка перевозки грузов, как автомобильным транспортом, так и железнодорожным. Для их реализации пять месяцев назад на сайте РЖД rzd.ru была запущена электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». Грузовладелец может зарегистрироваться в системе, не приходя в какой-либо офис, и заключить онлайн-договор. За время работы площадки в системе зарегистрировалось около 3200 пользователей, и уже более 200 из них хотя бы один раз заказали перевозку. При этом, как отметил Владимир Петров, грузовладельцев не волнуют тонкости организации работы железных дорог: им нужна перевозка за понятное время и понятные деньги, чтобы сравнить эти показатели, например, с автомобильным транспортом.

 

А сможет ли клиент в результате дальнейшего развития уберизации заказывать перевозку не только каким-то одним видом транспорта, но и интермодальную, и сравнивать уже итоговые суммарные цены при различных маршрутах и способах доставки? Ведь клиента не интересует не только работа железных дорог, но и то, будет ли осуществляться перевалка груза в ходе доставки, ему важен лишь конечный результат.

 

– Интерфейс нашей электронной торговой площадки уже сейчас готов для этого, – сообщил Владимир Петров, отвечая на вопрос корреспондента «Транслера» после конференции. – Автомобильные грузоперевозчики сегодня могут зарегистрироваться в нашей системе, чтобы оказывать свои дополнительные услуги. Конечно, грузовладельцы в этом тоже заинтересованы.



Опубликовано: 03.11.2017 11:32, Автор фото: Александр Котов
Категория: События и даты



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.