Новости

Достоверность прогнозов


Достоверность прогнозов

Андрей Заболотский

Международный форум «Коммерческий Транспорт в России и СНГ» прошел в последних числах ноября в московском «Мариотт Гранд Отель».

Организатором мероприятия, собравшего ведущих зарубежных и отечественных экспертов отрасли, выступил Институт Адама Смита.

На первой рабочей сессии форума докладчики, отмечая те или иные проблемы,

возникающие в последнее время на рынке коммерческого транспорта, основное внимание, как водится, уделяли анализу кризисной ситуации. Но все сравнения и сопоставления, как известно, не обходятся без прогнозов, хотя последние, что тоже известно, дело весьма неблагодарное.

Однако и здесь, как выяснилось, не без изменений: современное прогнозирование сегодня основывается на системах, включающих специфичные (для отрасли) методы и методологии. О новых разработках в этой сфере рассказала, открывшая своим выступлением сессию, директор по стратегическому маркетингу компании «Соллерс» Вероника Антонова.

Актуальными, особенно сегодня в столь непростой для сегмента LCV период, как подчеркнула эксперт, становится прогнозирование, выстроенное на так называемых «больших данных». Использование заложенных в них методик будет востребованным для прогнозирования, в том числе и на автомобильном рынке, в течение ближайших десяти лет.

Для аналитиков и маркетологов привлекательность «больших данных» состоит, прежде всего, в том, что они кроме традиционных (о продажах, клиентах и конкурентах) данных получают информацию из других менее структурированных источников.

Те компании, в которых удалось применить такой подход, основанный на анализе большого массива информации (из неструктурированных источников), выходят в лидеры-новаторы в своих индустриях.

- Для российского автопрома,– заметила Вероника Антонова, – использование «больших данных» может показаться преждевременным, но результаты, полученные известными западноевропейскими компаниями, которые многое сделали для повышения эффективности отрасли, доказывают обратное. Сбор и обработка постоянно возрастающего массива данных, прямо или косвенно связанных с тем или иным сегментом рынка, начинают уверенно отодвигать в сторону мнения и выкладки экспертов. В целесообразности работы с большими объемами данных убедились и в нашей компании. На основе большого анализа различных информационных источников, как традиционных, так и нетрадиционных, для прогнозирования автомобильного рынка была создана достаточно сложная мультифакторная модель. Иными словами, анализу подверглись более двухсот различных факторов и их влияние. После чего были выбраны оптимальные варианты, соответствующие той или иной модели.

То есть, по сути дела, было вдоль и поперек проанализировано максимально возможное количество информации за период с 2001 до 2013 годов. Полученные данные можно определить как характеристики поведения потребителя и развития автомобильного и смежных рынков за исследуемые периоды.

В исследованиях специалисты «Соллерс» применяют три разных (со своими факторами) модели: для легковых автомобилей, грузовиков и коммерческого транспорта.

В каждой модели используется индивидуальный набор влияющих факторов. И в основе каждой модели присутствуют восемь или десять уникальных специфических факторов, объясняющих до 90, а иногда – до 99% поведение рынка.

Изучив более внимательно степень влияния этих факторов, и то, как они объясняют поведение рынка, специалисты компании пришли к выводу, что данные факторы необходимо и дальше тщательно мониторить и изучать для более качественного и точного прогнозирования возможных изменений на автомобильном рынке.

Выделение и исследование четырех ключевых факторов в сегменте LCV позволяет, например, объяснить 67% вариаций модели этой важной части рынка коммерческого транспорта, что на сегодня является в сфере аналитики и прогнозирования очень неплохим результатом.

Выступивший следом директор компании «Russian Automotive Market Research» Александр Козлов начал с того, что с оптимизмом заметил:

– В такое непростое и не только для автомобильной отрасли время, как ни странно, очень интересно работать, и еще интересней – побеждать.

После столь бодрого вступления он обрисовал положение дел на глобальном рынке грузовиков. Ежегодный прирост этого рынка, при всей его нестабильности, отметил докладчик, по приблизительным подсчетам составляет сегодня где-то около 5%.

Начиная с 2009 года значительный рост рынка наблюдается в Китае, что сразу же выводит его в число крупнейших в мире. К таковым, безусловно, относятся рынки США и Западной Европы. Единственно, что следует отметить – это то, что в Европе у разных стран разная динамика роста.

В России наблюдается «обратная» картина: с 2011 года происходит неуклонное падение в сегменте грузового автотранспорта.

Говоря о нестабильности глобального рынка грузового автотранспорта, стоит упомянуть, как подчеркнул Александр Козлов существенное – падение на 20% мирового спроса в кризисные 2008-2009 годы.

Если за исходную точку взять 2009 год, и в процентном соотношении уровнять все страны, то становится очевидным, что объемы восстановления после спада значительно варьируется от страны к стране. В Западной Европе большинство рынков грузовиков традиционно двигаются в унисон. Правда есть и исключения, например, в Греции наблюдается очень медленный рост на рынке грузового автотранспорта. В настоящее время он составляет всего лишь 9%  от кризисного 2008 года.

В России ситуация складывалась и вовсе очень неблагоприятно, и это мягко сказано: продажи грузовиков упали в 2009 году на 62%. К 2011 году положение на российском  рынке более-менее стабилизируется, но буквально в ближайшее время намечается снижение, которое сегодня усугубляется по известным всем геополитическим причинам.

Тенденции, намечающиеся сегодня на мировом рынке грузовиков, позволяют сделать выводы о том, что он восстанавливается после крупных региональных спадов.

И, как показывают последние исследования, мировой рынок грузовиков к 2020 году вполне может вырасти на 4,8%.

Что касается непосредственно российского рынка грузовиков, то здесь, чтобы выправить ситуацию понадобится, по мнению руководителя «RAMR», провести ряд существенных изменений, в том числе и в отраслях, являющихся потребителями грузового автотранспорта.

О необходимости выверенного прогнозирования процессов на рынке коммерческого транспорта сказал в начале своего доклада и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

- Без прогнозов работать нельзя, – подчеркнул он, – и, несмотря на сложное для российского автопрома время, профессиональное сообщество должно с оптимизмом смотреть в будущее, иначе все прилагаемые для выправления ситуации усилия просто не имеют смысла.

Далее он привел некоторые статистические данные, непосредственно касающиеся российского рынка LCV – транспорта столь популярного в России, что практически ни одно собрание профессионального сообщества не обходится без обсуждения проблем с ним связанных.

В настоящее время парк LCV в России по данным «Автостата» составляет около четырех миллионов автомобилей. Из них всего лишь один миллион принадлежит юридическим лицам. Получается, что владельцами значимой части легкого коммерческого транспорта являются физические лица. При этом надо понимать, что требования к эксплуатации машин в зависимости от целого ряда факторов существенно отличаются.

Одной из самых серьезных проблем, заметил руководитель аналитического агентства, сегодня  становится, идущее по нарастающей, старение эксплуатируемого легкого коммерческого транспорта. Возраст более 60% автомобилей составляет десять лет. И такие неутешительные проценты сохраняются достаточно долгое время. Здесь стоит отметить, что большая часть стареющей техники принадлежит физическим лицам. Представить, в связи с этим, можно только одно, что для бизнеса, который они ведут, годятся и старые машины.

Динамика российского рынка LCV последних лет, по словам докладчика, выглядела следующим образом: годом, когда на рынке отмечался рост, был 2012 год, правда, прирост был не очень большой – всего 4%, с 2013 года начинается медленное снижение, которое в текущем году достигло 20-ти процентной отметки.

Отметил эксперт и такой несколько обнадеживающий факт, что, благодаря реализуемым программам утилизации, наметилась небольшая, но положительная динамика в сегменте LCV.

Положительное воздействие утилизационные мероприятия, например, оказали на частников, желающих приобрести новое авто. Отмечено, что их количество в сентябре-октябре возросло.

То есть поступательное движение, хотя и слабое, но все-таки наметилось. Что-то, как говорится, забрезжило, добавим мы от себя, и пожелаем участникам прошедшей конференции только одного – вытащить отечественную автомобильную отрасль из кризисного провала, в который ее (и с чьей бы это подачи?) угораздило попасть.



Опубликовано: 28.11.2014 16:01, Автор фото: Андрей Заболотский
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.