Новости

Где взять водителя?

Проблема подбора квалифицированных кадров на повестке дня сегодня стоит как никогда остро для многих отраслей экономики РФ, и транспортная отрасль – не исключение.

Если в Европе и Северной Америке львиная доля аварий и катастроф с участием коммерческого транспорта вызвана погодными условиями, то у нас – человеческим фактором. Переутомление, о котором часто говорят на разных совещаниях и форумах, только одна из причин. А есть еще необдуманное лихачество, неумение правильно оценить дорожную обстановку и соизмерить свои навыки с техническими возможностями машины или автопоезда. Проще говоря, налицо огромная проблема нехватки хорошо подготовленных водителей грузового автотранспорта.

В бытность СССР водители «Совтрансавто» представляли собой гордость страны. Их знали во всем мире не по фильмам и газетным сообщениям, а по реальным делам: корректному поведению на дороге, способности устранить поломку без вызова технической бригады, готовности без колебаний выручить другого водителя и прийти на помощь коллеге, не считаясь со временем и затратой сил. Сегодня в России тоже есть умельцы, способные отремонтировать грузовик на дороге. Готовых помочь стало меньше – все считают деньги. Зато сколько стало «ездоков» без царя в голове – бесшабашных, а проще говоря – безответственных! Даже на международных рейсах то и дело встречаются люди, умудряющиеся нарушать трудовую дисциплину в ущерб не только себе, но и компании. Любой руководитель предприятия, осуществляющего доставку экспортно-импортных грузов, может рассказать уйму историй про нерадивых водителей. Причем беда не только с теми, кто не контролирует себя за рулем, но и с неспособными «быть в адеквате» вне кабины грузовика. Нередки случаи, когда, выезжая за рубеж, водители срывают сроки поставки из-за того, что пускаются во все тяжкие. Бывает так: человек ездит долгое время без нареканий, а потом раз – и сорвался. Формулировка «забухал» при этом одна из наиболее часто употребляемых, особенно если есть формальный повод – день рождения, праздник на родине и т. п.

В настоящее время все без исключения импортеры и некоторые отечественные производители (иностранные компании, осуществляющие сборку своих грузовиков в России) предлагают обучение в школе водительского мастерства, на курсах экономического вождения, занятиях по управлению грузовиком в экстремальных условиях. Это действительно очень важно, но начинать логичнее с другого: с изменения ментальности. Важно повышать престиж профессии дальнобойщика, и не за счет показа сомнительных привилегий, как то: слив топлива, общение с плечевыми, легкие деньги. Надо обучать специалистов знанию российского и европейского законодательства, иностранным языкам, повышать их техническую грамотность, проводить психологические тренинги, приучать соблюдать правила дорожного движения, с соблюдением норм ЕСТР, причем без оглядки на тахограф, а «по убеждению».

Сами транспортники справиться с проблемой не в состоянии. Нужно, чтобы это стало национальной идеей, например, как в Америке. Влияние общества чрезвычайно важно не только в плане материальной поддержки, но и в плане идеологии. Ясно, что готовых рецептов ни у кого нет, как ясно и то, что подготовкой водителей надо заниматься с молодых ногтей, а не тогда, когда взрослый человек с устоявшимся мировоззрением и привычками садится за руль 40-тонного автопоезда или попадает в полицейский участок. Без системного подхода в этом вопросе позитивных изменений добиться будет крайне сложно, если не сказать невозможно…



Опубликовано: 28.12.2011 15:55
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Ответить
13.01.2012 13:46  Николаич

Давеча узнал, что в Европе тьма женщин-водителей автобусов и грузовиков. Слава богу, у нас в коммерческом транспорте не матриархат... А учить дальнобоев надо: многим далеко до "Королей дорог" и по вождению, и по поведению на дороге.



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.